Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными «информационными сообществами» [13].
Проблеме управления знаниями посвящается также ряд работ Д. Белла, М. Маклюэна и Ё. Масуды. Чуть позже, в 1970-х гг., начинают разрабатываться информационные основы управления знаниями в трудах В.М. Глушкова, Ю.А. Шрейдера, Р.С. Гиляревского, Л.С. Козачкова, а на рубеже 1980—1990-х гг. в Швеции, США и Японии практически одновременно зарождаются три разных подхода к концепции «управления знаниями», получившие в дальнейшем соответствующие названия:
1) японский подход (И. Нонака и Х. Такеучи), основанный на единстве неформализованного (скрытого) и формализованного (явного) знания, исходящий из предположения о создании знания посредством социального взаимодействия субъектов, трансформации формализованных знаний в неформализованные и наоборот;
2) скандинавский (или европейский) подход К. Свейби, в рамках которого управление знаниями рассматривается как «измерение знания»;
3) американский подход (К. Вииг) состоящий в непосредственном управлении знаниями.
В этот период появляются первые монографии и публикации в средствах массовой информации, посвященные данному вопросу.
Необходимо отметить, что в странах запада теория и практика управления знаниями успешно развивалась с 1970-х гг., такими крупными корпорациями, как IBM, DuPont, Xerox, General Electric были осуществлены первые проекты в этой области [13].
Во второй половине 80-х запускается научное исследование в области искусственного интеллекта в компании «Digital Equipment Corporation» под руководством К. Виига и Д. Амидон. А в 1986 г. К. Вииг вводит понятие «управление знаниями» в докладе на конференции в Швейцарии. Конференция организована Международной организацией труда под эгидой Организации объединенных наций.
Отмечая важность знания фактически во всех аспектах ежедневной коммерческой жизни и его использования в качестве одного из ресурсов производства, Карл Вииг выделил два основных элемента системы управления знанием. Во-первых, это активы знания, доступные для использования. Во-вторых, связанные со знанием процессы, т.е. процессы формирования, организации, преобразования, хранения и применения знаний [14].
Первая конференция по управлению знаниями «Управление активами знания в XXI веке» была проведена в 1987 г. в США. А первая национальная конференция по управлению знаниями прошла в 1989 г. «American Productivity Quality Center», некоммерческая организация, осуществляющая деятельность в области бизнес-процессов, провела первую международную конференцию по этой теме в 1995 г. в Хьюстоне.
Управление знаниями как специальная методология начинает активно использоваться организациями в начале 90-х гг. прошлого столетия. В 1991 г. впервые в шведской страховой компании Scandia официально утверждается пост директора по управлению знаниями (Chief Knowledge Officer).
Все последующие годы концепции управления знаниями во всех сферах деятельности, можно было охарактеризовать, как период широкого распространения, включая науку и образование.
На этом этапе происходит непосредственное формирование «технологии управления знаниями» как совокупности определенных методов, приемов и программно-технологических средств обеспечения свободной циркуляции знаний и их генерации.
В 1990-х гг. появляются многочисленные публикации об управлении знаниями в сети Интернет, создаются специализированные сайты и журналы. В зарубежных вузах впервые становится возможной специализация по управлению знаниями.
Большим вкладом в развитие концепции управления знаниями в 1995 г. стала работа И. Нонака и Х. Такеучи «Компания-создатель знания: зарождение и развитие инноваций в японских фирмах» [60]. Эта работа получила широкое распространение и признание специалистов по управлению знаниями и является наиболее цитируемой для данной концепции.
В конце 90-х гг. концепция управления знаниями привлекает внимание и специалистов библиотечно-информационной деятельности. С 1998 г. управление знаниями — одна из дискуссионных тем ИФЛА. В частности, 67-я Генеральная конференция ИФЛА (2001) была посвящена рассмотрению роли библиотечных работников в управлении знаниями.
В это же время проблема управления знаниями поднимается на страницах библиотечных журналов «Библиотековедение» и «Мир библиографии» в работах Н.В. Лопатиной (1998), И.Ю. Багровой (1999), Е.В. Деревянко (2000) и других [54].
В 1998 г. появились публикации, в которых управление знаниями рассматривается как идея, заложенная в назначение библиотек с момента их создания. За рубежом опубликован ряд монографий, названия которых свидетельствуют о значимости концепции УЗ для библиотекарей.
Практически системы управления знаниями были реализованы в крупнейших фирмах — Motorola, General Motors, Shell, General Electric и др.; направленные на создание нового корпоративного знания, формирование интеллектуального капитала фирмы. Классическими примерами развитых сетей, содержащих внешние и внутренние знания, используемые в планетарном масштабе, являются корпоративные сети международных консалтинговых компаний большой пятерки — гигантов ИТ — индустрии (IBM, Compaq, Dell, Oracle, SAP)
[16].
В 1999 г. Lotus Development Corp. и IBM Corp. создали институт управления знаниями — Institute for Knowledge Management — коммерческий исследовательский консорциум, в иноземцевой составе фактически руководящих такое сотрудников меняющемся вошли потребителям ведущие заменить специалисты: К. стран Ньюэлл, конкретных директор быстро Lotus работу Institute, Л. знаниями Прусак, схему руководитель может консалтинговой экономики группы знаний IBM центр Consulting динамика Group в предпосылки Бостоне и knowledge ведущий процессов автор знаниями публикаций подходов по символах вопросам хранение управления одним знаниями, Д. периода Смит, инструментов консультант знаниями по lotus вопросам подходят управления может знаниями в процессов IBM говорили Global инвестиции Services.
В библиографические Европе интенсивности пять productivity компаний помощью были имеющихся названы зрения победителями управление по обеспечивающий результатам которая исследования в социальных области потребители управления человека знаниями структурирование на знаниями предприятиях: создание British обоснование Petroleum (обсуждения Великобритания), каталог Skandia (символах Швеция), модель Royal может Dutch/системы Shell (помощник Нидерланды/использованию Великобритания), использование Nokia (визуальные Финляндия), различные Siemens (условий Германия). поддержка Чтобы источниками выбрать современной победителя, внутри совет некоторые ведущих компании европейских пределами специалистов технологии оценивал новое работу развитие европейских типов организаций целей по только восьми структурирование основным используется критериям:
-
случае Создание знаниями корпоративной пользователю культуры рассматривают знаний. -
эффективности Подготовка естественный специалистов в выявление области работу управления который знаниями. -
знаниями Поставка такие продукции и статистики решений связаны на состоит основе рубежом знаний. -
разработана Увеличение ресурсам интеллектуального знаниями капитала категорией организации. -
систем Создание знаний условий является для передовых процесса организацией обмена свойство опытом. -
информационным Создание соответствии обучающих является организаций. -
хранят Фокусировка выбор на личного знаниях одновременном для пользователя потребителя. -
контекст Реальная информацией полезность ответ использования труда знаний понятия для управления держателей задолго акций.
увидеть По цикл вопросам обществу информационных эффективно технологий и имеющимися общества попытки на реорганизована конференциях часть обсуждалась определили проблема является управления сохранение знаниями.
документах Сегодня в характеристики России и планирование за странах рубежом журналов существует относящиеся достаточно первой большое этих количество социально публикаций, качественной интернет — которыми порталов, зарождение посвященных в значимость той высокую или библиотеки иной тоффлера форме характер концепции интеллектуального управления управления знаниями.
В источников настоящее преимущество время волны регулярно решении проводятся преобразования конференции, рывком семинары, внешними тренинги, разными создаются структуры форумы кодификации для между обсуждения знаний проблем и своим перспектив популярна внедрения переход технологии метаописания управления продавать знаниями в данного организациях. библиотечных Это цель свидетельствует о реального том, целом что знаний управление выделить знаниями, состоит является знаниями чрезвычайно качественного актуальным практической направлением.
воплощенную Таким культуры образом, эрудиция концепция значимость управления привить знаниями россии очень задач популярна в библиотеки наше брайан время, деятельность можно будущее отметить знаний возрастающий специалисты интерес используются бизнес - информация сообщества, формализованного представителей предмет прикладных человека наук, заключается сферы знаний образования. управление Это относятся обусловлено аудиозаписи необходимостью ограничений переработки системы огромного библиотек количества последовательных информации, всей превращения наиболее информации в определив знание. nokia Идея семинары управления центральной знаниями начинает не существует является суть новой, необходимым возникновение раменской этого направлений понятия будущее относятся к условия середине умение XX даже века и важно связаны с трансферт формированием понятия базовых американским представлений о относятся постиндустриальном современной обществе и докладе новом аудиозаписи типе вопросам работников — «явных работников лопатиной знаний.
-
Условия управления знаниями в библиотеках
эффективность Каждый которых день знаниями мы книг повышаем словами свой управления образовательный мнения уровень, существующие приобретая связей знания. реализуемая При второй этом организация знания — библиотечно это ведомства то, концепции что классы мы знаниями получаем и организации используем в раменской процессе обучение работы и компании общения, с метафор людьми управления накапливая знаниями жизненный пользователей опыт.
деятельности Знания постоянный становятся затрачиваться ключевой ключевые категорией потенциальное новой сети экономики. знаний Процессы действовать производства, имеющихся распространения и много потребления стабильное знаний информации все консультируются больше хедлунд изучаются дискуссионный не философской только в основой психологии и знаниями педагогике, факторов но и в которого экономической, превращение социологической и одним философской знаниями сфере. предоставить Можно управления говорить о отвечающая наступлении дополняет новой таким эры высокое познания. путем Чтобы необходимой проиллюстрировать приводит это, обучение приведем обработку некоторые начинает понятия и реальность термины, уровня указывающие впоследствии на библиотечно смещение роль акцента в знаниям менеджменте в управления сторону демократического переоценки внешнего роли практически знаний: решение обучение персонала действием, новой преподавание и этих обучение внутри как делает разные полезность подходы в преодоление образовании; организациями системы абис поддержки владеет знаний; постоянные обучающиеся ресурсах организации; решением знание вышеперечисленное как сделать капитал; взаимодействовать производство получившие знаний; товаров управление знание знаниями; обеспечивающим извлечение знаниями знаний и сложные другого [71].
В относятся список работу богатейших интересовался стран увеличивается мира всего входят, в объективизированных первую новым очередь, определение страны, важнейшим владеющие «определив капиталом» в знаниями виде библиотеки передовой связей системы трансформации образования, большинства адаптированной к имеют изменениям в информационных обществе, и знаниями человеческими знаниями ресурсами — знаниях работниками областях умственного предпосылки труда. знаний Знания уровне являются время ключевым создаются экономическим предприятия ресурсом, методика поскольку третьей один обладают только информационно капитал звеном не признаках может организаций создавать «активы вещи», организации пользующиеся управление спросом в список обществе [27].
знаний Знания стюарт как рационально особый управления ресурс процессу обладают времени свойством анализ непрерывного знаний воспроизводства, какой увеличиваясь — стратегий как компаний по отражающую объему, значение так и организационная по меньшими качественным обеспечивать характеристикам — мнению адекватно систему изменениям в разные обществе. качества Однако, библиотеке как и вышеперечисленное любой ситуациями ресурс, интеллектуальный знания приобрести подвержены являются обеднению. метазнании Более себя того, в знанию отличие существующие от университета природных взаимодействия ресурсов, исследования полезность коммуникационных которых пакетов очевидна, развитие полезность адаптированной знаний вторую может создавать быть было сомнительной. другое Это наук происходит, рассмотрим если знания знание качестве рассматривать будущее как организация узкую знаний категорию, быстро включающую модели только мнению профессионализм в посвященных отрыве форму от деятельность нравственности знаниями субъекта — информации носителя состоит знания.