Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.doc
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для достижения этих целей разработано достаточное количество как международных, так и национальных стандартов в области управления знаниями. Мы рассматриваем внедрение этих стандартов так же как и инструкцию для выполнения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2018 в части выполнения пункта 7.1.6 , в котором отражено: организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продуктов и услуг; знания должны поддерживаться и должны быть достигнутыми в необходимом объеме и т.д.
Раменская центральная библиотека готовится и проводит соответствующие мероприятия для внедрения системы менеджмента качества, и принято решение о проведении самообследования .
-
Нормативные основания системы управления знаниями-
Подход к управлению знаниями в стандартах
-
В принципах управления знаниями , лежащих в основе семейства стандартов ИСО 9000 подчеркивается важность управления трудовыми ресурсами и необходимость соответствующего образования. При этом принято, что пользователи отнесутся с уважением и доверием к обязательствам библиотеки перед своими сотрудниками, к ее способности продемонстрировать стратегию, используемой в целях увеличения компетентности своего персонала. Сотрудников на всех уровнях следует обучать исполнению обязательства библиотеки по подготовке продуктов и услуг требуемого качества в условиях быстро меняющегося рынка, где требования и ожидания пользователей неуклонно возрастают. В настоящем международном стандарте даны руководящие указания в помощь организациями их персоналу в решении проблем, связанных с обучением. Задачи организации по непрерывному улучшению, в т.ч. деятельности ее персонала, могут оказаться под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов. В стандарте подчеркивается вклад обучения в непрерывное улучшение , и его предназначение заключается в том, чтобы помочь организациям сделать свой обучение более эффективным и целесообразным вложением в копилку организации: компетентность – применение знаний , умений, навыков и качеств в деятельности; обучение – процесс предоставления и совершенствования знаний , навыков, и качеств с целью удовлетворения требований.
На стадии проектирования и планирования закладывается основа спецификации плана обучения: разработку и планирование действий, которые должны быть приняты в отношении расхождения компетентности; определение критериев оценки результатов обучения и наблюдения процессов обучения.
Методы обучения: курсы и семинары по месту работы; ученичество; инструктирование и консультации без отрыва от работы; самообучение; заочное обучение. Специфика обучения необходима для установления четкого понимания потребностей организации.
Принципы системы управления знаниями каждый год должны совершенствоваться, принципы целостности приветствуются всегда. Внедрение принципов должно осуществляться единоразово, комплексно.
-
Стандарты системы управления знаниями
Одним из наиболее распространенных на сегодня подходов к распространению СУЗ является построение в организации базовой системы управления и последующее « наращивание» ее до необходимо уровня ее до необходимо уровня ее до необходимо уровня ее до необходимо уровня. В качестве такой базы для системы управления знаниями выступает система менеджмента качества построенная в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001. В настоящий момент данный стандарт действует в версии 2018 года.
Система менеджмента качества , построенная по требованиям стандарта, основывается на процессном подход и подразумевает две основные взаимосвязанные цели своего внедрения - повышение удовлетворенности потребителей; повышение результативности процессов. Ключевым свойством является то, что основной механизм достижения целей – обучение организации на своих ошибках. Процессный подход становится способом , который какк раз и учит достигать целей, каковы бы они ни были. Менеджмент знаний - следующий шаг развития интегрированной системы менеджмента современной организации. Если менеджмент качества предполагает в основном обновление процессов на основе цикла РДСА ( учение на совершенных ошибках), то менеджмент знаний предполагает обновление процессов новыми наработками, создание новых процессов, значительное их видоизменение. Хотя в большинстве современных стандартов по менеджменту знаний не указаны четкие требования к организациям. Главное в управлении знаниями- сохранить высокую гибкость и адаптивность организации, ее готовность встретить вызовы внешней среды . Важнейшим в этом играет выстроенная руководством система управления организацией.
Успешное внедрение СУЗ в производственный процесс происходит в первую очередь в организациях, которые с особым вниманием относятся к таким вопросам , как человеческие и культурные аспекты
, персональная мотивация, изменение методологии в управлении, новые и улучшенные производственные процессы ( изготовление библиотечно информационных продуктов и услуг), обеспечивающие обмен знаниями между специалистами, владеющими различными знаниями( дисциплинами ) обмен информацией и сотрудничества.
СУЗ предназначена для обеспечения общего понимания, демонстрации значимости и оказании помощи организациям в ее успешном внедрении. Основа СУЗ опирается на эмпирические исследования и практический опыт в этой области, накопленный в странах мира.
Знание представляет собой набор данных и информации. Знание включает в себя различные технологии, производственный опыт, эмоции, идеи, интуиции, мотивации, стили обучения, открытость и т.д. Под управлением знаниями подразумевают плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения существующих или создание новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью конкурентоспособности организации. СУЗ представляет собой набор понятий, дисциплин и инструментов для организации знании, в общем понимании «знание» - это совокупность данных и информации, которая дополняется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появляется ценный актив, который возможно применять для оказания помощи и принятия решений.
Наиболее значимые компоненты СУЗ :
-
Фокусирование внимания на производственной деятельности должно быть центром любой инициативы в области управления знаниям и представлять собой дополнительную значимость для организации. -
Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы: идентификация; создание; хранение, обмен знаниями и их применение. -
Средства обеспечения деятельности в отношении знаний: комплекс стандартов в области управления знаниями предлагает организациям, заинтересованным в управлении знаниями, руководителям проектов и группам по проекту СУЗ использовать из в качестве основы для первоначальных обсуждений
В государственной нормативной документации имеется ряд национальных стандартов, посвященных СУЗ, основным из которых является ГОСТ Р 54875-2011 « Менеджмент знаний, Руководство по устоявшейся практике внедрения СМЗ» -руководящие указания которого целесообразно и экономически выгодно применять в любой организации любой собственности. Этот стандарт рассматривает общи подходы к построению СМЗ, Она предназначена для обеспечения общего понимания , демонстрации значимости и оказания помощи организациям в ее успешном внедрении. Основными этапа деятельности, связанной с управлением знаниями является: 1. Идентификация знаний ( этот этап является критическим и стратегическим). 2, Создание (новых) знаний, 3, Хранение знаний, 4, Обмен знаниями, 5, Применение знаний , Знания являются важным и возобновляемым ресурсом, определяющим качество и инновации, Разработка , обмен знаниями и их применение необходимы для достижения задач, поставленных перед организацией и отдельным специалистом, Фактически большая часть обмена знаниями происходит на добровольной основе. В стандарте также используются термины и определения: менеджмент знаний – плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных знании с целью повышения конкурентоспособности организаций. Интеллектуальный капитал – вид нематериальных объектов; данные – объективные факты; информация – структурированные данные; знания – связанная информация. В стандарте различают два вида знания – явные и неявные, В нем так же рассматриваются вопросы измерения знания.
1.3. Практика применения системы управления знаниями
В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций ( монографии, интернет-порталы, научные статьи, учебники, учебно-методические пособия) посвященные концепциям и вопросам управления знаниями. Регулярно проводятся научные и практические конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения в разных областях технологии управления знаниями. В отечественных организациях, особенно библиотеках функции по вопросам внедрения СУЗ возлагается на зав.отделами или зам. директора по кадровой службе. Соответственно мы решили разработать методические рекомендации в помощь библиотечным специалистам, собирающимися или планирующие внедрять СУЗ в своих библиотеках, поскольку имеется своя специфика.
-
Персонифицирующий или интуитивный подход. Знания содержатся в людях и главное, чтобы носители знаний хранили их или делились ими.1 2 3 4 5 6 7 8
Информационный или технологический подход, исходит из того, что современные организации накапливают знания.
Выделятся четыре стандартных этапа внедрения СУЗ.
-
Любой проект по управлению знаниями всегда стоит начинать с объяснения сотрудникам того, зачем он нужен и какую пользу он принесет.( игнорирование вводного этапа может привести к неудаче всего проекта. Сотрудники не всегда осознают для чего им нужны управления знаниями, не видят выгод и соответственно е мотивированы). -
Оценка ресурсов информации и знаний и их соответствия реальным потребностям сотрудников. Эта оценка чаще всего проводится с помощью вопросников. В ходе реализации проекта управления знаниями и по его завершению стоит провести повторные опросы, чтобы понять, что изменилось. -
Проводится анализ полученных ответов и разрабатываются стратегия и тактика управления знаниями. -
Внедряются технологические решения, вводится в действие политика в области управления знаниями, меняется содержание входящих информационных потоков, проводятся обучающие программы.
На каждом этапе проекта нужно оценить его спешность( нужен грамотный руководитель проекта- профессионал). Лидерство в области управления знаниями является приоритетным качеством, которым должны обладать люди, управляющие знаниями в организации.
Эффективное управление знаниями реализуется при сбалансированном развитии организации по всем координатам, а основная задача специалистов по управлению знаниями – выбор правильной последовательности движения по этим координатам, Таким образом, построение СУЗ заключается в выборе таких взаимосвязанных правил, которые позволят организации построить отношения и управления знаниями, и задействовать инструментальную составляющую, используя современные технологические решения.
-
Документирование процессов СУЗ
Документирование процессов управления знаниями включает следующее этапы:
-
Разработка плана -
Проведение аудита (определение нахождения знания, кто конкретно им обладает, кто в нем нуждается ) -
Составление карты знаний ( где, в каком месте, отделе, подразделении хранятся явные и неявные знания) -
Классификация знаний ( по признакам) -
Приобретения знаний -
Структуризация и организация хранения знаний -
Проверка и верификация знания