Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования московский государственный институт культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для достижения этих целей разработано достаточное количество как международных, так и национальных стандартов в области управления знаниями. Мы рассматриваем внедрение этих стандартов так же как и инструкцию для выполнения требований стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2018 в части выполнения пункта 7.1.6 , в котором отражено: организация должна определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для достижения соответствия продуктов и услуг; знания должны поддерживаться и должны быть достигнутыми в необходимом объеме и т.д.

Раменская центральная библиотека готовится и проводит соответствующие мероприятия для внедрения системы менеджмента качества, и принято решение о проведении самообследования .

  1. Нормативные основания системы управления знаниями

    1. Подход к управлению знаниями в стандартах

В принципах управления знаниями , лежащих в основе семейства стандартов ИСО 9000 подчеркивается важность управления трудовыми ресурсами и необходимость соответствующего образования. При этом принято, что пользователи отнесутся с уважением и доверием к обязательствам библиотеки перед своими сотрудниками, к ее способности продемонстрировать стратегию, используемой в целях увеличения компетентности своего персонала. Сотрудников на всех уровнях следует обучать исполнению обязательства библиотеки по подготовке продуктов и услуг требуемого качества в условиях быстро меняющегося рынка, где требования и ожидания пользователей неуклонно возрастают. В настоящем международном стандарте даны руководящие указания в помощь организациями их персоналу в решении проблем, связанных с обучением. Задачи организации по непрерывному улучшению, в т.ч. деятельности ее персонала, могут оказаться под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов. В стандарте подчеркивается вклад обучения в непрерывное улучшение , и его предназначение заключается в том, чтобы помочь организациям сделать свой обучение более эффективным и целесообразным вложением в копилку организации: компетентность – применение знаний , умений, навыков и качеств в деятельности; обучение – процесс предоставления и совершенствования знаний , навыков, и качеств с целью удовлетворения требований.

На стадии проектирования и планирования закладывается основа спецификации плана обучения: разработку и планирование действий, которые должны быть приняты в отношении расхождения компетентности; определение критериев оценки результатов обучения и наблюдения процессов обучения.


Методы обучения: курсы и семинары по месту работы; ученичество; инструктирование и консультации без отрыва от работы; самообучение; заочное обучение. Специфика обучения необходима для установления четкого понимания потребностей организации.

Принципы системы управления знаниями каждый год должны совершенствоваться, принципы целостности приветствуются всегда. Внедрение принципов должно осуществляться единоразово, комплексно.


    1. Стандарты системы управления знаниями


Одним из наиболее распространенных на сегодня подходов к распространению СУЗ является построение в организации базовой системы управления и последующее « наращивание» ее до необходимо уровня ее до необходимо уровня ее до необходимо уровня ее до необходимо уровня. В качестве такой базы для системы управления знаниями выступает система менеджмента качества построенная в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001. В настоящий момент данный стандарт действует в версии 2018 года.

Система менеджмента качества , построенная по требованиям стандарта, основывается на процессном подход и подразумевает две основные взаимосвязанные цели своего внедрения - повышение удовлетворенности потребителей; повышение результативности процессов. Ключевым свойством является то, что основной механизм достижения целей – обучение организации на своих ошибках. Процессный подход становится способом , который какк раз и учит достигать целей, каковы бы они ни были. Менеджмент знаний - следующий шаг развития интегрированной системы менеджмента современной организации. Если менеджмент качества предполагает в основном обновление процессов на основе цикла РДСА ( учение на совершенных ошибках), то менеджмент знаний предполагает обновление процессов новыми наработками, создание новых процессов, значительное их видоизменение. Хотя в большинстве современных стандартов по менеджменту знаний не указаны четкие требования к организациям. Главное в управлении знаниями- сохранить высокую гибкость и адаптивность организации, ее готовность встретить вызовы внешней среды . Важнейшим в этом играет выстроенная руководством система управления организацией.

Успешное внедрение СУЗ в производственный процесс происходит в первую очередь в организациях, которые с особым вниманием относятся к таким вопросам , как человеческие и культурные аспекты

, персональная мотивация, изменение методологии в управлении, новые и улучшенные производственные процессы ( изготовление библиотечно информационных продуктов и услуг), обеспечивающие обмен знаниями между специалистами, владеющими различными знаниями( дисциплинами ) обмен информацией и сотрудничества.

СУЗ предназначена для обеспечения общего понимания, демонстрации значимости и оказании помощи организациям в ее успешном внедрении. Основа СУЗ опирается на эмпирические исследования и практический опыт в этой области, накопленный в странах мира.

Знание представляет собой набор данных и информации. Знание включает в себя различные технологии, производственный опыт, эмоции, идеи, интуиции, мотивации, стили обучения, открытость и т.д. Под управлением знаниями подразумевают плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения существующих или создание новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью конкурентоспособности организации. СУЗ представляет собой набор понятий, дисциплин и инструментов для организации знании, в общем понимании «знание» - это совокупность данных и информации, которая дополняется экспертным мнением, профессиональными навыками и опытом, в результате чего появляется ценный актив, который возможно применять для оказания помощи и принятия решений.

Наиболее значимые компоненты СУЗ :

  1. Фокусирование внимания на производственной деятельности должно быть центром любой инициативы в области управления знаниям и представлять собой дополнительную значимость для организации.

  2. Пять основных видов деятельности в отношении знаний были идентифицированы: идентификация; создание; хранение, обмен знаниями и их применение.

  3. Средства обеспечения деятельности в отношении знаний: комплекс стандартов в области управления знаниями предлагает организациям, заинтересованным в управлении знаниями, руководителям проектов и группам по проекту СУЗ использовать из в качестве основы для первоначальных обсуждений

В государственной нормативной документации имеется ряд национальных стандартов, посвященных СУЗ, основным из которых является ГОСТ Р 54875-2011 « Менеджмент знаний, Руководство по устоявшейся практике внедрения СМЗ» -руководящие указания которого целесообразно и экономически выгодно применять в любой организации любой собственности. Этот стандарт рассматривает общи подходы к построению СМЗ, Она предназначена для обеспечения общего понимания , демонстрации значимости и оказания помощи организациям в ее успешном внедрении. Основными этапа деятельности, связанной с управлением знаниями является: 1. Идентификация знаний ( этот этап является критическим и стратегическим). 2, Создание (новых) знаний, 3, Хранение знаний, 4, Обмен знаниями, 5, Применение знаний , Знания являются важным и возобновляемым ресурсом, определяющим качество и инновации, Разработка , обмен знаниями и их применение необходимы для достижения задач, поставленных перед организацией и отдельным специалистом, Фактически большая часть обмена знаниями происходит на добровольной основе. В стандарте также используются термины и определения: менеджмент знаний – плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных знании с целью повышения конкурентоспособности организаций. Интеллектуальный капитал – вид нематериальных объектов; данные – объективные факты; информация – структурированные данные; знания – связанная информация. В стандарте различают два вида знания – явные и неявные, В нем так же рассматриваются вопросы измерения знания.

1.3. Практика применения системы управления знаниями

В настоящее время существует достаточно большое количество публикаций ( монографии, интернет-порталы, научные статьи, учебники, учебно-методические пособия) посвященные концепциям и вопросам управления знаниями. Регулярно проводятся научные и практические конференции, создаются форумы для обсуждения проблем и перспектив внедрения в разных областях технологии управления знаниями. В отечественных организациях, особенно библиотеках функции по вопросам внедрения СУЗ возлагается на зав.отделами или зам. директора по кадровой службе. Соответственно мы решили разработать методические рекомендации в помощь библиотечным специалистам, собирающимися или планирующие внедрять СУЗ в своих библиотеках, поскольку имеется своя специфика.

  1. Персонифицирующий или интуитивный подход. Знания содержатся в людях и главное, чтобы носители знаний хранили их или делились ими.
    1   2   3   4   5   6   7   8


  • Информационный или технологический подход, исходит из того, что современные организации накапливают знания.

    Выделятся четыре стандартных этапа внедрения СУЗ.

    1. Любой проект по управлению знаниями всегда стоит начинать с объяснения сотрудникам того, зачем он нужен и какую пользу он принесет.( игнорирование вводного этапа может привести к неудаче всего проекта. Сотрудники не всегда осознают для чего им нужны управления знаниями, не видят выгод и соответственно е мотивированы).

    2. Оценка ресурсов информации и знаний и их соответствия реальным потребностям сотрудников. Эта оценка чаще всего проводится с помощью вопросников. В ходе реализации проекта управления знаниями и по его завершению стоит провести повторные опросы, чтобы понять, что изменилось.

    3. Проводится анализ полученных ответов и разрабатываются стратегия и тактика управления знаниями.

    4. Внедряются технологические решения, вводится в действие политика в области управления знаниями, меняется содержание входящих информационных потоков, проводятся обучающие программы.

    На каждом этапе проекта нужно оценить его спешность( нужен грамотный руководитель проекта- профессионал). Лидерство в области управления знаниями является приоритетным качеством, которым должны обладать люди, управляющие знаниями в организации.

    Эффективное управление знаниями реализуется при сбалансированном развитии организации по всем координатам, а основная задача специалистов по управлению знаниями – выбор правильной последовательности движения по этим координатам, Таким образом, построение СУЗ заключается в выборе таких взаимосвязанных правил, которые позволят организации построить отношения и управления знаниями, и задействовать инструментальную составляющую, используя современные технологические решения.


      1. Документирование процессов СУЗ

    Документирование процессов управления знаниями включает следующее этапы:

    1. Разработка плана

    2. Проведение аудита (определение нахождения знания, кто конкретно им обладает, кто в нем нуждается )

    3. Составление карты знаний ( где, в каком месте, отделе, подразделении хранятся явные и неявные знания)

    4. Классификация знаний ( по признакам)

    5. Приобретения знаний

    6. Структуризация и организация хранения знаний

    7. Проверка и верификация знания