ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 518
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
наказания за правонарушения (дисциплинарные и административные), но и для их предупреждения, а также пресечения. Их следует понимать значительно шире, чем реализацию санкций административно-правовых норм. В таком понимании в совокупности они обеспечивают общественный порядок и безопасность.
Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции, как правило, органов исполнительной власти (их должностных лиц). В отличие от уголовного наказания, меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии состава правонарушения (например: при необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений; при необходимости предупреждения совершения правонарушения). Законодательством Российской Федерации в соответствии с положениями норм международного права предусмотрена возможность реквизиции (принудительного изъятия) собственности граждан и организаций для общественных нужд. Прежде всего, это касается транспортных средств (автомобили и тяжелые мотоциклы).
Административное принуждение имеет следующие характерные черты, отличающие его от других видов государственного принуждения:
1) Основанием применения мер административного принуждения, как правило, является административное правонарушение. Для мер специального административного пресечения (физической силы, специальных средств, оружия) – преступление либо иное общественно опасное деяние.
2) Субъект административной власти и правонарушитель не являются членами одного коллектива, принуждаемый непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.
3) Административное принуждение осуществляется органами исполнительной власти и только в некоторых случаях – судьями, в порядке, установленном нормами административного права, содержащимися как в законах, так и подзаконных нормативных актах. В то же время административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения органами исполнительной власти, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти.
4) Применяется для прекращения противоправных действий, наказания правонарушителей, обеспечения общественного порядка и безопасности.
5) Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, правила оборота оружия, природоохранные правила и т.п.).
6) Осуществляется в рамках административно-процессуальных норм, т.е. на правовой основе.
7) Способствует профилактике правонарушений, в т.ч. преступлений.
Особенности административно-правового принуждения:
1) меры административно-правового принуждения применяются только в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. Основание их применения – административное правонарушение;
2) административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, т.е. при отсутствии организационного подчинения сторон;
3) множественность субъектов, уполномоченных осуществлять принуждение. Применять административно-правовое принуждение вправе десятки видов государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;
4) административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты;
5) административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы исполнительной власти. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению мер административного принуждения (что на практике порой встречается) является грубым нарушением законности.
Административно-правовое принуждение как метод права состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум и психику лица, склоняет к требуемому поведению путем угрозы применения насилия или других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности (наиболее яркий пример – предупредительный выстрел сотрудника милиции вверх).
Материальное принуждение воздействует на поведение граждан, должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства или имущество (наказание в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, арест товаров или транспортных средств и т.п.).
Физическое принуждение непосредственно (то есть прямо, а не опосредованно) воздействует на личность, ограничивая свободу ее действий (например, задержание лица с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; применение боевых приемов борьбы).
Вопрос 2. Классификация мер административного принуждения.
Меры административного предупреждения. Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений, а также предотвращения иных, посягающих на общественную безопасность, явлений; создания необходимых условий для ликвидации их последствий. Например, при стихийных бедствиях и несчастных случаях они применяются для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни людей, нормальные условия для работы предприятий, учреждений, организаций.
К административно-предупредительным мерам первой группы необходимо отнести следующие:
1) отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (гражданину, ранее судимому за умышленное преступление или неоднократно привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок или порядок управления);
2) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (законодательная база о котором сегодня противоречива);
3) таможенный досмотр;
4) привод, регистрацию и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения(сегодня применяется в отношении лиц, занимающихся проституцией; предостерегаются родители подростков-правонарушителей и некоторые другие лица);
5) проверку документов (при контроле соблюдения правил паспортно-регистрационной системы; у водителей транспортных средств; в пограничной зоне и т.д.);
6) запрещение допуска лиц к какой-либо деятельности(например, граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление, связанное с наркотиками, больных наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами) и др.
К административно-предупредительным мерам второй групп ыотносятся:
1) аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями, поставленных на учет органов здравоохранения как наркоманы или хронические алкоголики;
2) изъятие оружия у таких лиц;
3) личный досмотр;
4) спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;
5) предрейсовое медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (в том числе и пилотов воздушного транспорта);
6) закрытие государственной границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией или эпизоотией;
7) введение карантина(при эпидемиях, т.е. массовом заболевании людей и эпизоотиях, т.е. массовом заболевании животных);
8) оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.;
9) учет, фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация(например, иностранных граждан, незаконно находящихся в России) и др.
Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества лиц (душевнобольных; ВИЧ-инфицированных, больных некоторыми венерическими заболеваниями, наркоманов, хронических алкоголиков и т.д.).
Меры административного пресечения. Меры административного пресечения используются как средства силового прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий, но в то же время направлены на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.
По своей непосредственной цели меры административного пресечения отличаются от административных наказаний и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении уже начавшегося противоправного деяния, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных государством правил поведения.
Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся:
Требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции). Такие требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.
Задержание. Применяется как средство прекращения правонарушения, а также для доставления нарушителя в милицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций. Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и др.). Применение данной меры может проявляться в виде приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности.
Временное отстранение от работы. Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения.
Ликвидация результатов неправомерных действий .Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий.
Принудительные госпитализация и лечение. В настоящее время может применяться решением суда в отношении лиц, совершивших правонарушение и больных определенными видами заразных заболеваний (венерических, СПИДом), или психически больных граждан.
Депортация– принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства – на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на государственной границе России.
Само наименование данных принудительных мер свидетельствует о том, что для их применения характерен внесудебный порядок, т.е. их использование отнесено к компетенции, как правило, органов исполнительной власти (их должностных лиц). В отличие от уголовного наказания, меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии состава правонарушения (например: при необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; в условиях действия особых правовых режимов чрезвычайного и военного положений; при необходимости предупреждения совершения правонарушения). Законодательством Российской Федерации в соответствии с положениями норм международного права предусмотрена возможность реквизиции (принудительного изъятия) собственности граждан и организаций для общественных нужд. Прежде всего, это касается транспортных средств (автомобили и тяжелые мотоциклы).
Административное принуждение имеет следующие характерные черты, отличающие его от других видов государственного принуждения:
1) Основанием применения мер административного принуждения, как правило, является административное правонарушение. Для мер специального административного пресечения (физической силы, специальных средств, оружия) – преступление либо иное общественно опасное деяние.
2) Субъект административной власти и правонарушитель не являются членами одного коллектива, принуждаемый непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения.
3) Административное принуждение осуществляется органами исполнительной власти и только в некоторых случаях – судьями, в порядке, установленном нормами административного права, содержащимися как в законах, так и подзаконных нормативных актах. В то же время административно-принудительные меры применяются не всеми без исключения органами исполнительной власти, а лишь теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной власти.
4) Применяется для прекращения противоправных действий, наказания правонарушителей, обеспечения общественного порядка и безопасности.
5) Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности дорожного движения, обеспечения санитарной безопасности, правила оборота оружия, природоохранные правила и т.п.).
6) Осуществляется в рамках административно-процессуальных норм, т.е. на правовой основе.
7) Способствует профилактике правонарушений, в т.ч. преступлений.
Административно-правовое принуждение – это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.[34] |
Особенности административно-правового принуждения:
1) меры административно-правового принуждения применяются только в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами. Основание их применения – административное правонарушение;
2) административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, т.е. при отсутствии организационного подчинения сторон;
3) множественность субъектов, уполномоченных осуществлять принуждение. Применять административно-правовое принуждение вправе десятки видов государственных и муниципальных органов и их должностных лиц;
4) административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты;
5) административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.
Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы исполнительной власти. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению мер административного принуждения (что на практике порой встречается) является грубым нарушением законности.
Административно-правовое принуждение как метод права состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.
Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум и психику лица, склоняет к требуемому поведению путем угрозы применения насилия или других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности (наиболее яркий пример – предупредительный выстрел сотрудника милиции вверх).
Материальное принуждение воздействует на поведение граждан, должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства или имущество (наказание в виде административного штрафа, возмездного изъятия, конфискации, арест товаров или транспортных средств и т.п.).
Физическое принуждение непосредственно (то есть прямо, а не опосредованно) воздействует на личность, ограничивая свободу ее действий (например, задержание лица с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия; применение боевых приемов борьбы).
Вопрос 2. Классификация мер административного принуждения.
Меры административного предупреждения. Административно-предупредительные меры применяются с целью предупреждения возможных правонарушений, а также предотвращения иных, посягающих на общественную безопасность, явлений; создания необходимых условий для ликвидации их последствий. Например, при стихийных бедствиях и несчастных случаях они применяются для того, чтобы обеспечить безопасность здоровья и жизни людей, нормальные условия для работы предприятий, учреждений, организаций.
К административно-предупредительным мерам первой группы необходимо отнести следующие:
1) отказ в выдаче лицензии на приобретение оружия (гражданину, ранее судимому за умышленное преступление или неоднократно привлекавшемуся к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок или порядок управления);
2) административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (законодательная база о котором сегодня противоречива);
3) таможенный досмотр;
4) привод, регистрацию и официальное предостережение о недопустимости антиобщественного поведения(сегодня применяется в отношении лиц, занимающихся проституцией; предостерегаются родители подростков-правонарушителей и некоторые другие лица);
5) проверку документов (при контроле соблюдения правил паспортно-регистрационной системы; у водителей транспортных средств; в пограничной зоне и т.д.);
6) запрещение допуска лиц к какой-либо деятельности(например, граждан, имеющих непогашенную или неснятую судимость за преступление, связанное с наркотиками, больных наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом, к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами) и др.
К административно-предупредительным мерам второй групп ыотносятся:
1) аннулирование разрешения на хранение и ношение оружия у лиц, страдающих психическими заболеваниями, поставленных на учет органов здравоохранения как наркоманы или хронические алкоголики;
2) изъятие оружия у таких лиц;
3) личный досмотр;
4) спецконтроль пассажиров и судов гражданской авиации;
5) предрейсовое медицинское освидетельствование водителей транспортных средств (в том числе и пилотов воздушного транспорта);
6) закрытие государственной границы на участке, сопряженном с территорией, пораженной эпидемией или эпизоотией;
7) введение карантина(при эпидемиях, т.е. массовом заболевании людей и эпизоотиях, т.е. массовом заболевании животных);
8) оцепление (блокирование) участков местности для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и т.п.;
9) учет, фотографирование и обязательная государственная дактилоскопическая регистрация(например, иностранных граждан, незаконно находящихся в России) и др.
Особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых состоит не только в обеспечении общественной безопасности, но и в лечении опасных для общества лиц (душевнобольных; ВИЧ-инфицированных, больных некоторыми венерическими заболеваниями, наркоманов, хронических алкоголиков и т.д.).
Меры административного пресечения. Меры административного пресечения используются как средства силового прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий, но в то же время направлены на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной либо уголовной ответственности.
По своей непосредственной цели меры административного пресечения отличаются от административных наказаний и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении уже начавшегося противоправного деяния, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных государством правил поведения.
Такие меры также разнообразны и применяются различными органами исполнительной власти. К их числу относятся:
Требование прекратить противоправные действия (например, милиция вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений, а также действий, препятствующих осуществлению полномочий милиции). Такие требования носят юридически обязательный характер, их невыполнение влечет за собой юридические последствия.
Задержание. Применяется как средство прекращения правонарушения, а также для доставления нарушителя в милицию, установления его личности и составления протокола об административном правонарушении. Эта мера, являясь пресекательной, одновременно относится к числу мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций. Может быть применено в отношении указанных субъектов, допускающих нарушения тех или иных общеобязательных правил, которые угрожают здоровью и жизни людей (например, правил техники безопасности, противопожарных, санитарных и др.). Применение данной меры может проявляться в виде приостановления либо аннулирования лицензии на тот или иной вид деятельности.
Временное отстранение от работы. Используется как средство административного пресечения в отношении лиц, состояние здоровья которых угрожает окружающим (например, инфекционных больных), а также в отношении определенной категории лиц (например, водителей транспортных средств), находящихся в состоянии опьянения.
Ликвидация результатов неправомерных действий .Является средством восстановления положения, существовавшего до таких действий.
Принудительные госпитализация и лечение. В настоящее время может применяться решением суда в отношении лиц, совершивших правонарушение и больных определенными видами заразных заболеваний (венерических, СПИДом), или психически больных граждан.
Депортация– принудительная высылка иностранного гражданина (или лица без гражданства – на государственной границе) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в России. Осуществляется решением суда или должностным лицом на государственной границе России.