Файл: Вафваправление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 504

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


     с реакцией государства на происходящие события, выражающейся в возможности введения ограничений на конституционные права и свободы граждан, а также юридических лиц;

     с реакцией органов государственной власти более высокого управленческого уровня на ненадлежащее осуществление полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в финансово-бюджетной сфере.

 

Понятие чрезвычайная ситуация сформулировано в Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

 

Чрезвычайная ситуация – «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

 

По своим сущностным характеристикам чрезвычайная ситуация представляет собой разновидность ситуаций, способных повлечь за собой наступление чрезвычайных последствий для личности, общества и государства.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера предписано подразделять на:

1)      ЧС локального характера – если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта, количество пострадавших людей (погибших или получивших ущерб здоровью) не превышает 10 человек либо размер материального ущерба составляет не более 100 тыс. руб.

2)      ЧС муниципального характера – если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.

3)      ЧС межмуниципального характера – если зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или «межселенную территорию», количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба – не более 6 млн. рублей.

4)      ЧС регионального характера – если зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, количество пострадавших более50 человек (но не более 500) либо размер материального ущерба свыше 5 млн. руб. (но не более 500 млн. руб.).


5)      ЧС межрегионального характера – если зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, количество пострадавших составляет свыше 50 человек (но не более 500) либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб. (но не более 500 млн руб.).

6)         ЧС федерального характера – если количество пострадавших составляет более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. руб.

 

В основе такого подхода к определению видов чрезвычайных ситуаций лежат такие показатели, как:

     количество людей, которые пострадали в этих ситуациях и у которых были нарушены условия жизнедеятельности;

     размер нанесенного материального ущерба;

     границы зон распространения; силы, осуществляемые ликвидацию последствий ЧС;

     привлекаемые силы к ликвидации последствий ЧС;

     завершение ликвидации последствий ЧС.

 

Военное положение и чрезвычайное положение представляют собой чрезвычайные ситуации более высокой степени общественной опасности, для ликвидации которых требуются особые правовые, организационные, тактические, финансовые и иные способы. По принятым в МЧС России критериям, все ЧС делятся на следующие виды: техногенные, природные и биолого-социальны[49].

Для обеспечения государственной безопасности Россия (как и любое современное государство) имеет систему государственных структур, обладающих специфическими полномочиями, основными отличительными чертами которых является то, что:

1)      их создание не должно противоречить законодательству Российской Федерации и может предусматриваться: Конституцией Российской Федерации; федеральными конституционными законами; федеральными законами; подзаконными нормативными правовыми актами, в том числе и ведомственными (если речь идет о создании в министерстве или ведомстве специального структурного подразделения);

2)      в зависимости от предназначения они могут действовать на постоянной (комиссии) или временной основе (оперативные штабы);

3)      объем и характер их полномочий может определяться федеральными законами или подзаконными нормативными правовыми актами;

4)      постоянно действующие органы исполнительной власти могут наделяться дополнительными властными полномочиями.



 

Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «з» ч. 1). Содержание данного предмета ведения и характер разграничения полномочий Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере определено Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Функциями действующей системы безопасности Российской Федерации, впрочем, как и любого другого государства, являются:

     выявление видов и реальности угроз объектам безопасности;

     разработка и осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации;

     подготовка населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС) различного вида;

     создание и поддержание в готовности сил и средств специализированных функциональных систем и подсистем;

     управление ими в повседневных условиях и при ЧС;

     осуществление мер по восстановлению функционирования объектов безопасности, пострадавших от ЧС;

     периодическая проверка реальности планов действия сил и средств, составляемых на случай возникновения ЧС конкретного вида посредством проведения различных учений и тренировок;

     участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами.

 

Государственное управление при чрезвычайных ситуациях осуществляется в рамках единой системы управления ЧС. Органы государственной власти всех ветвей власти, и в первую очередь исполнительной власти, являясь субъектами системы управления, в силу своего основного предназначения выполняют соответствующие задачи. Уполномоченным государственным органом в рассматриваемых условиях является МЧС России.

 

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Система государственного управления в ЧС построена по административно-производственному принципу.


Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом РФ на решение задач в области гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.

В управленческой деятельности в условиях чрезвычайной ситуации выделяются три основные стадии: оперативное реагирование; чрезвычайное управление; ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Законодательство Российской Федерации предусматривает три случая использования института временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня, а именно: возложение осуществления полномочий на органы публичной власти другого уровня в связи с невозможностью осуществления соответствующих полномочий по причине наступления чрезвычайной ситуации, в связи с ненадлежащим осуществлением полномочий, финансируемых за счет субвенций, а также введение временной финансовой администрации.

Специальные правовые режимы, вводимые при наступлении ЧС различного вида, на основе норм чрезвычайного законодательства следует отнести к пограничной области права. Они наиболее четко, нежели иные правовые институты (например, многочисленные постоянно действующие специальные правовые режимы), отражают социальную природу органов власти и сущность политического режима в государстве.

Одним из основных методов является административно-правовой, применяемый для регулирования управленческих отношений, в которых субъекты права чаще всего находятся в соподчиненном отношении друг к другу. Объем их взаимных прав и обязанностей определяется нормативными актами, а не взаимными соглашениями, как это присуще гражданско-правовому методу. В то же время в теории управления в качестве фундаментального положения, не подвергающегося сомнению, сложилось мнение о том, что управление (в том числе и государственное) «будет только тогда эффективным, когда оно не сводится лишь к воздействию субъекта на объект, а является процессом их определенного взаимодействия»
[50].

Подобный подход к формированию принципов взаимодействия между управляющим субъектом и управляемым объектом при установлении различных административно-правовых режимов можно рассматривать только в качестве вспомогательного.

Целью правового режима является стабильный порядок в государстве и обществе. Ее достижение предполагается посредством обеспечения безопасности. Действия государства и его структур в рамках обеспечения общественной безопасности, прежде всего, направлены на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов общественной безопасности в Российской Федерации.

Исходя из многообразия существующих угроз, объектами общественной безопасности являются права и свободы, жизнь и здоровье граждан, собственность, государственные и общественные институты, функционирование которых обеспечивает удовлетворение жизненно важных интересов.

 

Под правовым режимом понимается определяемая законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей.

 

Институт правовых режимов широко используется не только в теории, но и в практической деятельности. Его применение связано с необходимостью четкой регламентации определенного порядка юридически обязательных действий субъектов права в целях обеспечения международной (порядок использования воздушного пространства, территориальных вод, космоса, международных проливов, эфира, отдельных участков суши; противодействие радиационной, экологической, военной и другим видам опасности) и внутригосударственной безопасности.

Целью введения внутригосударственных режимов является обеспечение:

     суверенитета и обороны государства;

     общественного порядка и общественной безопасности;

     охраны здоровья и жизни граждан;

     функционирования институтов гражданского общества.

 

Регламентация административно-правовых режимов осуществляется нормативными правовыми актами различной юридической силы. Определенную роль в формировании правовой основы административно-правовых режимов играют нормативные правовые акты органов исполнительной власти, которые могут: