Файл: Вафваправление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 509

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


9.      Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).

10.  Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 N 41-ФЗ (в редакции от 07.02.2017 N 11-ФЗ).

11.  Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).

12.  Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 года № 197-ФЗ (в ред. от 05.02.2018).

13.  Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в ред. (от 27.07.2017 года).

14.  Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

15.  Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от31.12.2017 года).

16.  Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).

17.  Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).

18.  Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).

19.  Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).

 

Тема 13. Организация государственной безопасности и государственного управления Российской Федерации в условиях действия специальных правовых режимов

 

Цели изучения темы:

     получение начального о государственной безопасности;

     получение начального представления о государственном управление в условиях чрезвычайных ситуаций;

     получение начального представления об особых правовых режимах.

 

Задачи изучения темы:

     ознакомление с понятием «государственная безопасность»;

     определение видов государственного управления при чрезвычайных ситуациях;

     определение сущности специальных правовых режимов.

 

Успешно изучив тему, Вы:

Получите представление о:

     об основных объектах безопасности;

     о основных видах безопасности страны;


     об основных механизмах осуществления государственного управления при чрезвычайных ситуациях;

     о классификации видов угроз безопасности;

     о классификации органов государственной безопасности;

     об основных видах правовых режимов при чрезвычайных ситуациях.

 

Будете знать:

     для чего необходимо осуществление государственного управления при чрезвычайных ситуациях;

        что понимается под угрозой безопасности;

     что понимается под обеспечением безопасности;

     каике существуют государственные органы, обеспечивающие безопасность страны и их функции;

     что такое особые правовые режимы;

     какие особенности присущи каждому особому правовому режиму;

     сущность особых правовых режимов.

 


Вопросы темы:

1.  Государственное управление при чрезвычайных ситуациях.

2.  Государственное управление при чрезвычайных ситуациях. Понятие и сущность специальных правовых режимов.

3.  Особые правовые режимы.

 

Вопрос 1. Государственное управление при чрезвычайных ситуациях.

 

Государственная безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. В соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.1 к основным объектам безопасности относятся:

     личность – ее права и свободы;

     общество – его материальные и духовные ценности;

     государство –его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

 



 

Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства[47].

Любая угроза безопасности предполагает количественное либо качественное изменение социальной системы или среды, при которой затрудняется, нарушается или становится невозможным нормальная жизнедеятельность объектов безопасности.

Виды угрозы классифицируются по различным основаниям:

1)      По вероятности реализации выделяются реальные угрозы, т.е. те, деструктивное воздействие которых может осуществляться в любом отрезке времени, и потенциальные (удаленные) – возможные только в случае формирования каких-либо условий.

2)      По месту расположения источников опасности угрозы могут быть: внутренние – чьи источники находятся на территории страны; внешние – чьи источники расположены за пределами России.

3)      По сферам человеческой деятельности можно вести речь о политических, экономических, военных, криминологических и иных угрозах.

4)      По отношению к человеческой деятельности различаются объективные угрозы, которые формируются независимо от целенаправленной деятельности людей либо проистекают из качественных особенностей объекта безопасности, и 
субъективные – т.е. обусловливаемые сознательными действиями каких-либо лиц или структур – разведывательной, подрывной и террористической и иной организованной преступной деятельностью.

5)      По масштабам воздействия угрозы могут быть: всеобщие – их последствия отражаются на состоянии всей страны; локальные – последствия их реализации дезорганизуют жизнь какой-либо части страны; частные – последствия их реализации затрагивают интересы отдельного индивида.

 

Совокупность угроз не является постоянной. Угрозы могут появляться и исчезать, возрастать и уменьшаться. Оценка угрозы является обязанностью органов исполнительной власти при планировании и принятии соответствующих решений во всех областях социальной жизни.

Именно характер и степень вероятности угроз предопределяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Под обеспечением безопасности подразумевается система экономических, политических, организационных, правовых и иных мер по охране и защите личности, общества и государства, адекватных угрозам их жизненно важным интересам.

Основным субъектом обеспечения безопасности выступает государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство не только обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории страны, но и гарантирует гражданам РФ, находящимся за ее пределами, защиту и покровительство.

Совет безопасности. Президент РФ формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, который согласно п. «ж» ст. 83 Конституции РФ, Закону РФ «О безопасности» и Положению о Совете безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726, является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности.

Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения – протоколами. Специальными федеральными органами обеспечения государственной безопасности являются: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба.

Федеральная служба безопасности (ФСБ России). 
В соответствии с Федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.1 они представляют собой строго централизованную систему, т.е. они не подконтрольны и не подотчетны органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о Федеральной службе безопасности, утвержденному Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 9601, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Органы ФСБ России в соответствии с законодательством призваны осуществлять:

1)      контрразведывательную деятельность;

2)      защиту и охрану Государственной границы РФ;

3)      борьбу с преступностью;

4)      разведывательную деятельность;

5)      обеспечение информационной безопасности.

 

Федеральные органы внешней разведки. Правовые основы осуществления внешней разведывательной деятельности определяются Федеральным законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ1.

В соответствии со ст. 1 вышеуказанного Федерального закона внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов внешней разведки является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Разведывательная деятельность осуществляется указанными органами посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц, а также посредством оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

На основании ст. 5 Закона целями разведывательной деятельности являются: