ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 502
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
устанавливать определенные виды административно-правовых режимов;
предусматривать перечень актов нормативного правоприменения во исполнение норм, содержащихся в соответствующих федеральных законах;
содержать правоприменительные полномочия и другие юридически значимые действия.
В качестве нормативных актов, определяющих подобные режимы, могут выступать как законы («О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О безопасности», «О противодействии терроризму» и др.), так и подзаконные нормативные акты, в том числе ведомственные, которые составляют большинство.
Ведомственные нормативные акты, принимаемые на основании и во исполнение обладающих большей юридической силой нормативных актов, при установлении специальных административно-правовых режимов исходят из целей и задач, стоящих перед конкретными ведомствами. Однако этот процесс не автономен. Он обусловлен и взаимосвязан с интересами и политикой государства в рассматриваемой сфере.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что чрезвычайное законодательство предусматривает возможность введения в действие носящих комплексный характер ограничений конституционных прав и свобод субъектов права в рамках особых правовых режимов. Во всех правовых государствах мира (в том числе и в России) разработаны критерии по ограничению конституционных прав и свобод, адекватных фактору опасности как для граждан, так и для всего общества. Устоявшаяся практика свидетельствует, что подобная возможность предусматривается на конституционном уровне.
Вопрос 3. Особые правовые режимы.
Чрезвычайное положение – это «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей» (п. 1 ст. 1 ФКЗ «О чрезвычайном положении»).
Характерные черты:
1) особое положение физических и юридических лиц, в отношении которых вводятся административно-правовые ограничения, запреты, устанавливаются специальные правила применения мер административного принуждения, усиливается административная ответственность;
2) использование особых форм государственного управления на территории, на которой вводится чрезвычайное положение; в частности, на этой территории вся полнота властных полномочий передается специальному субъекту управления с исключительной компетенцией – действующему органу исполнительной власти или специально создаваемому временному органу особого управления;
3) использование особых мер административно-правового ограничения (оцепление местности); досмотр граждан и их вещей, введение комендантского часа, превентивные задержания граждан, изъятие законно хранящихся оружия, множительной техники, громкоговорящих устройств и т.д.
Три группы обстоятельств, которые могут послужить основаниями для введения режима чрезвычайного положения:
социальные – попытки насильственного изменения конституционного строя России, массовые беспорядки, террористические акты и иные подобные противоправные действия людей;
техногенные – чрезвычайные ситуации техногенного характера, вызванные авариями и катастрофами на объектах промышленности, транспорта, энергетики, на военных объектах и т.п.;
природные – чрезвычайные ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, в частности, наводнениями, землетрясениями, ураганами, эпидемиями и эпизоотиями и т.п.
Военное положение – это «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии[51].
Особый порядок правового регулирования в области обороны возникает с момента объявления состояния войны в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое заканчивается с момента объявления о прекращении военных действий.
Комплекс мер административно-правового ограничения при введении военного положения:
усиление охраны общественного порядка, охраны важных объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, военных, государственных и других объектов;
эвакуация объектов хозяйственного, социального и культурного назначения; временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
введение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;
приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, в том числе региональных, ведущих пропаганду или агитацию, направленную на подрыв обороноспособности и безопасности страны;
привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;
запрещение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, иных массовых мероприятий;
запрещение забастовок;
запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток; осуществление проверки документов, личного досмотра, досмотра вещей и транспортных средств;
запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых, ядовитых веществ; установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков.
Особые правовые режимы Российской Федерации устанавливаются посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства. Это следует рассматривать как естественную и в то же время необходимую и обязательную реакцию государства на конкретный вид угрозы. Чаще всего это группа угроз внутригосударственного или внешнего характера, способных повлечь за собой возможность наступления (или наступление) чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для интересов личности, общества и самого государства.
Содержание особых правовых режимов определяется федеральным законодательством и включает в себя комплекс экономических, политических, административных (им принадлежит ведущая роль в процессе реализации устанавливаемых государством властных предписаний), военных, правовых, идеологических и иных мер, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих личности, обществу и государству.
Вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, а также «осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий», т.е. с чрезвычайными обстоятельствами различного вида, находятся в совместном ведении Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов (п. «б» и «з» ч. 1 ст. 72 Конституции России). Поэтому организация деятельности органов власти (чаще всего исполнительной) в рассматриваемых условиях осуществляется на трех управленческих уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основные черты, характерные для особых правовых режимов и отличающие их от многочисленных иных правовых режимов, состоят в том, что:
основаниями их установления являются два обязательных условия: фактические (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридические (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона);
первичным и основным источником формирования особых правовых режимов являются нормы международного права;
по правовому воздействию на общественные отношения они носят комплексный характер и одновременно могут содержать в себе несколько специальных правовых режимов (отраслевых, функциональных), отменять или ограничивать их действие;
их введение прямо или косвенно предусматривается текстом Конституции Российской Федерации и конкретизируется специальным федеральным законодательством;
порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Федеральным Собранием Российской Федерации), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций);
правом на их введение обладает только Президент Российской Федерации своим указом в рамках реализации конституционных полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего;
указ Президента Российской Федерации обязательно должен отражать определенные законодательством вопросы (обстоятельства принятия такого решения, дату и время его действия, границы территории его действия и т.д.);
основаниями введения являются угрозы личности, обществу или государству, предусмотренные федеральными законами;
продолжительность их действия носит временный характер – фиксированный (чрезвычайное положение) или неопределенный, но с обязательным указанием на необходимость устранения условий, послуживших основанием их введения;
на период их действия в рамках действующего законодательства фактически устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице федеральных (или создаваемых ими) органов власти;
между федеральным центром и субъектами Российской Федерации происходит изменение не только в предметах ведения, но и в объеме полномочий в рамках прежних подходов к подобному разграничению;
у ряда федеральных министерств и ведомств появляются дополнительные полномочия
;
при необходимости создаются новые органы государственного управления, наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;
изменяются процессуально-процедурные основы деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц;
ужесточаются меры юридической ответственности и предусматривается формирование новых составов правонарушений;
более высокий характер угроз определяет конституционное право государства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юридических лиц;
объем вводимых ограничений может носить последовательно постепенный характер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;
их введение рассматривается законодательством как крайняя мера, применяемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
обеспечение особых правовых режимов осуществляется при помощи механизма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые акты, в которых определяется роль и место министерств и ведомств по ликвидации возникших угроз;
в качестве административно-предупредительной меры, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций, способных повлечь за собой введение в действие федеральных конституционных законов «О чрезвычайном положении» и «О военном положении», как показывает международная практика, целесообразно предусмотреть возможность введения экономических санкций («замораживание» активов противостоящих государств, штрафные санкции и т.д.).
Административно-правовой режим защиты и охраны Государственной границы – это системная совокупность правовых норм и организационных мер, которые обеспечивают в конкретных сферах общественных отношений определенный, в наибольшей степени отвечающий интересам защиты и охраны Государственной границы порядок деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, а также порядок поведения отдельных граждан[52].
Необходимость института административно-правовых режимов в рассматриваемой сфере государственной деятельности РФ обуславливается наличием:
существующей реальной опасности вооруженных конфликтов;
противоправной деятельности трансграничных преступных организаций;