ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 496
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
запрещение дискриминации субъектов экономической деятельности со стороны государства, его органов и должностных лиц;
защиту имущества хозяйствующих субъектов от незаконного изъятия;
экономическую, научно-техническую и правовую поддержку предпринимательской деятельности;
возможность страхования коммерческих рисков страховыми обществами;
недопущение монопольного положения на рынке хозяйствующих субъектов и их объединений;
пресечение недобросовестной конкуренции;
обеспечение экономической безопасности государства.
Современное российское законодательство определило конкретные границы, за которыми полномочия государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйствующих субъектов резко ограничиваются. Оно может осуществляться только в случаях нарушения норм действующего законодательства в области противопожарной безопасности, санитарных правил, экологии, социальной защиты, трудового законодательства и т.п.
Осуществляя управление экономической сферой, государство гарантирует субъектам экономических правоотношений:
реальную защиту экономической деятельности (правовую, организационную, финансовую и т.п.);
единство экономического пространства;
свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
развитие и поддержку конкуренции;
свободу экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
На территории Российской Федерации не допускается установление законодательно не предусмотренных таможенных границ, пошлин, сборов и создание каких либо иных препятствий для перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Государство в равной степени признает и защищает государственную, муниципальную, частную и иные формы собственности.
Самостоятельным видом гарантий является порядок, согласно которому справки по операциям и счетам субъектов экономической деятельности (независимо от формы собственности) выдаются самим организациям, а также финансовым органам по вопросам налогообложения. Интерес последних в законодательном порядке ограничен. Если же физическое лицо занимается индивидуальным предпринимательством, то справки по его счетам и вкладам могут выдаваться его представителям, судам и следственным органам. Последние имеют право истребовать справки только по делам, находящимся у них в производстве, и только в случаях, когда на денежные средства клиентов наложен арест, обращено взыскание или применена конфискация имущества.
Основные задачи государства в области регулирования экономики заключаются в следующем:
создание правовых, экономических и организационных условий для развития предпринимательской деятельности;
целенаправленное формирование системы государственной поддержки предпринимательской деятельности;
открытие и поддержка малых хозяйственных субъектов в различных сферах для обеспечения рынка отечественными товарами;
поддержка деловой и инвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;
инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новых источников финансирования предпринимательской деятельности;
широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в предыдущие годы.
На современном этапе осуществляется работа по созданию системы государственной поддержки хозяйствующих субъектов на федеральном и региональном уровнях, отрабатывается и определяется механизм координации и обмена опытом по осуществлению программ поддержки экономической деятельности, реализуемых при поддержке международных организаций.
Государство использует имеющиеся интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы для укрепления и расширения сети научных и учебных учреждений, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров, изучением проблем эффективного развития экономики.
Особенностью современной деятельности государственных органов по регулированию экономики страны является более четкое разграничение полномочий и ответственности государства и его органов за решение вопросов поддержки и контроля хозяйственной деятельности.
Система органов управления в сфере экономики.
Государственное управление в сфере экономики осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, которые в свою очередь представляют единую систему. В нее входят: Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; федеральные министерства, службы и агентства; иные федеральные органы государственной власти (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ); органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия Президента Российской Федерации
в сфере экономики состоят, прежде всего, в том, что он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, а также о состоянии экономического развития страны.
В систему федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих административно-публичную деятельность в сфере экономики, входят следующие органы.
1)Органы общей компетенции
К их числу относится Правительство Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ наделяется в сфере экономики следующими полномочиями[54]:
1) осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;
2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
3) прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
5) осуществляет управление федеральной собственностью;
6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
9) формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации, обеспечивает функционирование оборонного производства Российской Федерации.
2)Органы межотраслевой и специальной компетенции. К их числу относятся следующие органы:
1.Федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в непосредственном ведении Правительства РФ:
Федеральная антимонопольная служба (ФАС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказания услуг для федеральных государственных нужд, за исключением работ и оказания услуг по государственному оборонному заказу (Положение о Федеральной антимонопольной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331)1.
Федеральная таможенная служба (ФТС)– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела (Положение о Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459)1.
Федеральная служба по тарифам (ФСТ)– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением (Положение о Федеральной службе по тарифам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня2004 г. № 332)2.
2.Иные федеральные органы исполнительной власти межотраслевой и специальной компетенции. К их числу относится Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении федеральные службы и федеральные агентства.
Министерство экономического развития РФ– федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах:
анализа и прогнозирования социально-экономического развития;
развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса;
внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли);
имущественных отношений;
несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций;
оценочной деятельности;
земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения);
государственной регистрации прав на недвижимое имущество;
геодезии и картографии;
государственной статистической деятельности;
инвестиционной деятельности и государственных инвестиций;
формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации;
создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации;
управления государственным материальным резервом;
размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Минэкономразвития России действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 4371 [55].В его систему входят следующие федеральные службы и федеральные агентства:
Федеральная служба государственной статистики– осуществляет функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, – функции по контролю в сфере государственной статистической деятельности (Положение о Федеральной службе государственной статистики утверждено постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 420)1.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) – осуществляет функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих