ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 572
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;
3) добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Кроме того, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются (ст. 4.3 КоАП РФ):
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Данный перечень является исчерпывающим, т.е. в отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, не вправе признавать отягчающими иные обстоятельства. Кроме того, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения указанные органы могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Административная ответственность должностных лиц. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрел административную ответственность должностных лиц, которая отличается своей спецификой. Данное положение закреплено в ст. 2.4 Кодекса, которая гласит, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. С принятием КоАП РФ в законодательстве об административных правонарушениях появилось определение должностного лица (примечание к ст. 2.4 КоАП).
Для этой категории физических лиц в качестве меры административной ответственности предусмотрено наказание в виде дисквалификации. Дисквалификация означает лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Решение о применении дисквалификации принимается только судом. Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено вести реестр дисквалифицированных лиц.
Административная ответственность юридических лиц. В ст. 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц. Они несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации. Ответственность юридических лиц наступает лишь тогда, когда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация содержится в ее диспозиции. В противном случае административная ответственность юридических лиц исключается.
В случае слияния нескольких юридических лиц, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица и выделения из него одного или нескольких юридических лиц, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида вопрос об административной ответственности решается в отношении того лица, которое является правопреемником реорганизованного.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Реорганизация юридического лица осуществляется в форме слияния (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединения (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделения (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделения (из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразования
(юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).
Кроме того, существует категория лиц, привлечение которых к ответственности за совершение административных правонарушений имеет ряд особенностей. К ним относятся: военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, федеральной службы безопасности и таможенных органов (ст. 2.5 КоАП РФ).
1) Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане – это лица, проходящие военную службу и имеющие статус, устанавливаемый федеральным законом «О статусе военнослужащих».
К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Воинская обязанность граждан предусматривает кроме призыва на военную службу и прохождения ее по призыву также призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для подготовки к военной службе.
Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане за административные правонарушения, совершенные во время прохождения военной службы или нахождения на военных сборах, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» на основании общевоинских уставов.
2) Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.
3) Рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
4) За совершение административных правонарушений (с исключениями, предусмотренными ст. 2.5. КоАП) сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность на основании и в соответствии с данным Положением.
5) К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы или в кадрах Министерства юстиции Российской Федерации.
6) Сотрудниками таможенных органов в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.
За нарушение законодательства о выборах и референдумах, правил дорожного движения и других правовых актов, указанных в ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др. несут ответственность на общих основаниях.
Привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.
Процедура исполнения конкретных видов административного наказания предусматривает создание соответствующего административно-правового механизма. В нем отражаются следующие вопросы, имеющие юридическое значение: характеристика юридических фактов (действия или события), ставших основанием для возникновения правоприменительных административно-правовых отношений; круг субъектов возникающих административно-правовых отношений, которые носят типовой временно-предметный характер; их права и обязанности, а также формы и методы их осуществления (реализации).
Например, в соответствии с ч. 4 ст. 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста1. В Постановлении определено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, закрытых на замки камерах и под постоянной охраной. На МВД РФ возлагается медицинское, санитарно-противоэпидемическое обеспечение и питание арестованных. Арестованным разрешается получение передач и прогулка в дневное время под контролем продолжительностью не менее одного часа. После освобождения арестованным выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные признаки административного принуждения?
2. Какие субъекты функциональной власти, имеющих право применять меры административного принуждения, вы знаете?
3. Какие юридические факты служат основанием для применения мер административного принуждения?
4. Какие сроки административного задержания вы знаете?
5. Как классифицировать меры административного пресечения по цели и способу воздействия?
6. В каких случаях и в отношении каких лиц применяется принудительный привод?
7. Какие вы знаете основные правила производства личного досмотра и досмотра вещей?
8. Каковы особенности административной ответственности несовершеннолетних? (При ответе сошлитесь на конкретные ст. КоАП РФ).
9. Может ли одно и тоже деяние одновременно быть административным правонарушением и преступлением?
10. В чем особенности административной ответственности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в отличие от обычных граждан?
11. Какие критерии (смягчающие и отягчающие вину обстоятельства) предусматриваются законодательством РФ при наложении административных взысканий?
12. Какие административные взыскания могут быть применены к учащимся 10–11-х классов средних образовательных школ и курсантам военных училищ?
13. Какие виды административных взысканий применяются только к иностранцам и лицам без гражданства?
14. К каким категориям лиц не применяются следующие виды административных взысканий: конфискация; лишение специальных прав; административный арест, административное выдворение?
15. Каковы основные признаки административного принуждения?
16. Назовите не менее семи субъектов функциональной власти, имеющих право применять меры административного принуждения.
17. Какие юридические факты служат основанием для применения мер административного принуждения?
18. Какие сроки административного задержания вы знаете?
19. Как классифицировать меры административного пресечения по цели и способу воздействия?
20. В каких случаях и в отношении каких лиц применяется принудительный привод?
21. Какие вы знаете основные правила производства личного досмотра и досмотра вещей?
22. Каковы особенности административной ответственности несовершеннолетних? (При ответе сошлитесь на конкретные ст. КоАП РФ).
3) добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Кроме того, судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, являются (ст. 4.3 КоАП РФ):
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.
Данный перечень является исчерпывающим, т.е. в отличие от обстоятельств, смягчающих ответственность, судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, не вправе признавать отягчающими иные обстоятельства. Кроме того, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения указанные органы могут не признать данное обстоятельство отягчающим.
Административная ответственность должностных лиц. Кодекс РФ об административных правонарушениях предусмотрел административную ответственность должностных лиц, которая отличается своей спецификой. Данное положение закреплено в ст. 2.4 Кодекса, которая гласит, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. С принятием КоАП РФ в законодательстве об административных правонарушениях появилось определение должностного лица (примечание к ст. 2.4 КоАП).
Для этой категории физических лиц в качестве меры административной ответственности предусмотрено наказание в виде дисквалификации. Дисквалификация означает лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Решение о применении дисквалификации принимается только судом. Министерству внутренних дел Российской Федерации поручено вести реестр дисквалифицированных лиц.
Административная ответственность юридических лиц. В ст. 2.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц. Они несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КоАП, а также законами субъектов Российской Федерации. Ответственность юридических лиц наступает лишь тогда, когда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация содержится в ее диспозиции. В противном случае административная ответственность юридических лиц исключается.
В случае слияния нескольких юридических лиц, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица и выделения из него одного или нескольких юридических лиц, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида вопрос об административной ответственности решается в отношении того лица, которое является правопреемником реорганизованного.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Реорганизация юридического лица осуществляется в форме слияния (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединения (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделения (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделения (из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразования
(юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).
Кроме того, существует категория лиц, привлечение которых к ответственности за совершение административных правонарушений имеет ряд особенностей. К ним относятся: военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, федеральной службы безопасности и таможенных органов (ст. 2.5 КоАП РФ).
1) Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане – это лица, проходящие военную службу и имеющие статус, устанавливаемый федеральным законом «О статусе военнослужащих».
К военнослужащим относятся: офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту; а также сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву. Граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Воинская обязанность граждан предусматривает кроме призыва на военную службу и прохождения ее по призыву также призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе для подготовки к военной службе.
Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане за административные правонарушения, совершенные во время прохождения военной службы или нахождения на военных сборах, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» на основании общевоинских уставов.
2) Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.
3) Рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
4) За совершение административных правонарушений (с исключениями, предусмотренными ст. 2.5. КоАП) сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность на основании и в соответствии с данным Положением.
5) К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов уголовно-исполнительной системы или в кадрах Министерства юстиции Российской Федерации.
6) Сотрудниками таможенных органов в соответствии с Федеральным законом «О службе в таможенных органах Российской Федерации» являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания.
За нарушение законодательства о выборах и референдумах, правил дорожного движения и других правовых актов, указанных в ст. 2.5 КоАП РФ, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане, сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др. несут ответственность на общих основаниях.
Административная ответственность – это разновидность юридической ответственности, которая заключается в применении мер административного наказания к виновным в совершении административного правонарушения физическим и юридическим лицам. |
Привлечение к административной ответственности виновных лиц осуществляется в соответствии с особым процессуальным порядком уполномоченными органами и должностными лицами, которым правонарушитель не подчинен по службе.
Процедура исполнения конкретных видов административного наказания предусматривает создание соответствующего административно-правового механизма. В нем отражаются следующие вопросы, имеющие юридическое значение: характеристика юридических фактов (действия или события), ставших основанием для возникновения правоприменительных административно-правовых отношений; круг субъектов возникающих административно-правовых отношений, которые носят типовой временно-предметный характер; их права и обязанности, а также формы и методы их осуществления (реализации).
Например, в соответствии с ч. 4 ст. 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Правительство Российской Федерации утвердило Положение о порядке отбывания административного ареста1. В Постановлении определено, что арестованные содержатся под стражей в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке, закрытых на замки камерах и под постоянной охраной. На МВД РФ возлагается медицинское, санитарно-противоэпидемическое обеспечение и питание арестованных. Арестованным разрешается получение передач и прогулка в дневное время под контролем продолжительностью не менее одного часа. После освобождения арестованным выдается справка, в которой указываются срок нахождения под арестом и основания освобождения.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы основные признаки административного принуждения?
2. Какие субъекты функциональной власти, имеющих право применять меры административного принуждения, вы знаете?
3. Какие юридические факты служат основанием для применения мер административного принуждения?
4. Какие сроки административного задержания вы знаете?
5. Как классифицировать меры административного пресечения по цели и способу воздействия?
6. В каких случаях и в отношении каких лиц применяется принудительный привод?
7. Какие вы знаете основные правила производства личного досмотра и досмотра вещей?
8. Каковы особенности административной ответственности несовершеннолетних? (При ответе сошлитесь на конкретные ст. КоАП РФ).
9. Может ли одно и тоже деяние одновременно быть административным правонарушением и преступлением?
10. В чем особенности административной ответственности военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел в отличие от обычных граждан?
11. Какие критерии (смягчающие и отягчающие вину обстоятельства) предусматриваются законодательством РФ при наложении административных взысканий?
12. Какие административные взыскания могут быть применены к учащимся 10–11-х классов средних образовательных школ и курсантам военных училищ?
13. Какие виды административных взысканий применяются только к иностранцам и лицам без гражданства?
14. К каким категориям лиц не применяются следующие виды административных взысканий: конфискация; лишение специальных прав; административный арест, административное выдворение?
15. Каковы основные признаки административного принуждения?
16. Назовите не менее семи субъектов функциональной власти, имеющих право применять меры административного принуждения.
17. Какие юридические факты служат основанием для применения мер административного принуждения?
18. Какие сроки административного задержания вы знаете?
19. Как классифицировать меры административного пресечения по цели и способу воздействия?
20. В каких случаях и в отношении каких лиц применяется принудительный привод?
21. Какие вы знаете основные правила производства личного досмотра и досмотра вещей?
22. Каковы особенности административной ответственности несовершеннолетних? (При ответе сошлитесь на конкретные ст. КоАП РФ).