Файл: Социальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 574

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 22.2.), рассматривают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа (ст. 28.3.). В ч. 2.1. ст. 28.3. КоАП РФ дается перечень должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента или Правительства Российской Федерации, которые уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 14.1 и ч. 2 и 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

2)Рассмотрение дела об административном правонарушении. Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении обязан выяснить следующие вопросы (ст. 29.1.): относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.


К обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом, относятся следующие (ст. 29.2.): факт того, что это лицо приходится родственником лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представителю физического или юридического лица, защитнику или представителю; его личная, прямая или косвенная заинтересованность в разрешении дела.

При наличии этих обстоятельств судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

При наличии этих обстоятельств лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение (ст. 29.4.):

     о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, являющихся участниками производства по делам об административных правонарушениях, за исключением прокурора (ст. 25.1–25.10 КоАП РФ);

     об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу;

     о назначении экспертизы;

     об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

     о передаче протокола об административном правонарушении и других

материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.

 

При наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят определение о их приводе.

Принудительный привод допускается в отношении физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля (ч. 1 ст. 27.15. КоАП РФ).

3)Вынесение решения по делу об административном правонарушении. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление или определение (ст. 29.9. КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление:

1)      о назначении административного наказания;

2)         о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

 

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

     наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу (ст. 24.5 КоАП РФ);

     объявления устного замечания в соответствии с возможностью освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ);

     прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.


 

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение:

1)      о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2)      о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.

 

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, уполномочены вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий(ст. 29.13. КоАП РФ), на которое в течение месяца со дня его получения и должно быть направлено сообщение о принятых мерах.

4)Обжалование по делу об административном правонарушении. По общему правилу жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае его пропуска по ходатайству лица, подающего жалобу, указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

 

Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, предусмотренных ст. 5.1–5.25, 5.45–5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 142 была утверждена Инструкция по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Инструкция определяет организацию исполнения уголовно-исполнительными инспекциями следующих видов наказаний: «в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательных работ; исправительных работ». Инструкция регламентирует порядок «осуществления контроля за поведением условно осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания».


 

Вопросы для самопроверки:

1.  Какими нормативными правовыми актами регулируется производство по делам об административных правонарушениях?

2.  Каковы поводы и основания для возбуждения дела об административной ответственности?

3.  Какие основные процессуальные действия возможны на стадии рассмотрения дел об административном правонарушении и кто является основными участниками процесса на этой стадии?

4.  Кто вправе составлять протоколы об административном проступке? Назовите возможные варианты.

5.  Какие коллективные органы правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания?

6.  Какие варианты обжалования и пересмотра постановлений предусмотрены законодательством?

7.  Перечислите основания пересмотра постановлений по делу. Может ли быть пересмотрено уже исполненное постановление?

8.  Какое решение может принять орган государственной власти по жалобе на постановление о наложении взыскания?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Агапов А.Б. Административное право: Учебник. М. Издательство Юрайт. 2016. С. С.210, 268, 285, 307-317, 354, 369-377, 541, 590, 649.

2.  Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: Учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015, С. 453.

3.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

4.  Копытов Ю.А. Административное право: Учебник. М. Издательство Юрайт. 2015. С. 214, 246, 254.

5.  Мелехин А.В. Административное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016, С. 218.

6.  Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник. М.: Норма : ИНФРА-М, 2017 С. 428.

7.  Федеральныйзакон«Обезопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.

 

Дополнительная литература:

1.      «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).

2.      «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017).

3.      Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016).

4.      Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 01.02.2018).

5.      Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»