ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 573
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(в редакции. от 28.12.2016 № 11-ФКЗ).
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
7. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).
8. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 07.06..2017 года).
9. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
10. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
11. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
Тема 11. Административное судопроизводство
Цели изучения темы:
получение начального представления об административном судопроизводстве;
получение начального представления об особенностях административном судопроизводстве.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «административное судопроизводство»;
определение видов административного судопроизводства;
определение особенностей административного судопроизводства.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об основных понятии и содержании административного судопроизводства;
о отдельных видах административного судопроизводства;
о стадиях административного судопроизводства.
Будете знать:
для чего необходимо административное судопроизводство;
в чем отличие административного производства от административного судопроизводства;
что понимается под административным судопроизводством;
на каких принципах строится административного судопроизводство;
какие существуют особенности судопроизводства по некоторым категориям дел об административных правонарушениях.
Вопросы темы:
1. Понятие и содержание административного судопроизводства.
2. Особенности административного судопроизводства по некоторым категориям дел.
3. Судебное производство по делам об административных правонарушениях.
Вопрос 1. Понятие и содержание административного судопроизводства.
Административное судопроизводство – это система рассмотрения споров, возникших на общих основаниях граждан и юридических лиц на действия органов власти и разрешения споров между административными органами управления и населением (индивидуальными гражданами и организациями)[40].
Административное судопроизводство имеет множество особенностей и нюансов, поэтому в 2015 году в российском законодательном органе было принято решение о введение отдельного нормативного правового акта об административном судопроизводстве, а именно КАС – Кодекс Административного Судопроизводства РФ., который начал действовать с 15 сентября 2015 года на территории нашей страны. Он является единым систематизированным законодательным актом, который регламентирует порядок осуществления административного судопроизводства судами различной юрисдикции административных дел.
Нормативные акты, регулирующие административное судопроизводство.
Главный нормативный акт в административных делах – это КАС. Споры, не указанные в КАС, судьи рассматривают, опираясь на нормы Гражданско-процессуального кодекса (ГПК).Также в зависимости от особенностей дела применяются особые федеральные законы. В частности, обжалование действий органа власти регламентируется законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Обращения в конституционный суд рассматриваются в порядке, предусмотренным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»[41].
Специфика административного судопроизводства.
Особенностью административного судопроизводства является то, что суд проверяет только законность властных актов, действий и бездействий органов власти. Если суд устанавливает, что обжалуемое действие было незаконным, он удовлетворяет требование заявителя и восстанавливает его нарушенные права. Если, по мнению суда, обжалуемое действие было законным и прав истца не нарушило, он отказывает в удовлетворении жалобы. Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора.
Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.
Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.
Основные правила административного судопроизводства:
подготовки и подачи административного иска, определения подсудности;
судебного разбирательства по административному делу;
обжалования по административным делам;
вынесения решения суда;
составления административного иска на решение органа власти
;
составления и подача административного иска на действия должностного лица, на действия судебного пристава-исполнителя и др.
Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.
Виды административных споров.
Наиболее распространены административные споры, которые указаны в части 2, ст. 1 КАС РФ, а именно:
обжалование гражданами действий должностных лиц или органов власти (например, нарушениях порядка выборов, препятствие к занятию государственной должности);
споры, касающиеся актов государственных органов и должностных лиц (это касается как ненормативных актов, так и нормативных актов, которые нарушают права других органов управления, юридических и физических лиц);
оспаривание решений, действий или бездействий органов государственной власти или должностных лиц.
Ч. 3 ст. 1 КАС РФ регламентирует административные дела, связанные с судебным контролем. Так, сюда могут включаться дела о прекращении деятельности политических партий, средств массовой информации, религиозных и иных некоммерческих организаций, о помещении иностранных граждан в специальные учреждения, о принудительном помещении больных туберкулезом или психическими заболеваниями в медучреждения и т.д.
Также административное судопроизводство предусматривает разрешение различных тематических споров (налоговых, экологических, таможенных), а также споров о компетенции в системе органов исполнительной власти.
По статистике наиболее частыми делами в административном судопроизводстве являются оспаривание решений органов власти и признание нормативных актов недействительными, поэтому мы здесь приводим примеры именно этих исковых заявлений. Спустя месяц после подачи заявления в суд оно должно быть рассмотрено. Чем раньше, вы подадите заявление, тем лучше.
Подсудность в административном судопроизводстве
.
Жалобы граждан и юридических лиц по административным делам направляются в различные виды судов:
суды общей юрисдикции;
арбитражные суды;
конституционные суды.
В судах общей юрисдикции чаще всего рассматриваются административные дела по поводу нарушения прав и свобод граждан, создания препятствий осуществления таких прав, незаконного возложения на гражданина какой-либо обязанности или привлечения к какой-либо ответственности.
Арбитражным судам подсудны экономические споры о нарушении прав юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, о нарушении прав собственника, отказе в регистрации, выдаче лицензии, взыскании штрафа, банкротстве, возмещении убытков, признании недействительными нормативных актов и т.п.
В конституционный суд обращаются лица или организации, права и свободы которых нарушаются законом, который в целом или в отдельных положениях может быть признан судом не соответствующим Конституции РФ.
Вопрос 2. Особенности административного судопроизводства по некоторым категориям дел.
Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим.
Для признания нормативного акта недействующим иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, поэтому указанный вопрос в рамках КАС РФ не рассматривается.
Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативно-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).
6. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 10.05.2017).
7. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в редакции от 23.05.2016).
8. Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции от 07.06..2017 года).
9. Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).
10. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).
11. Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).
Тема 11. Административное судопроизводство
Цели изучения темы:
получение начального представления об административном судопроизводстве;
получение начального представления об особенностях административном судопроизводстве.
Задачи изучения темы:
ознакомление с понятием «административное судопроизводство»;
определение видов административного судопроизводства;
определение особенностей административного судопроизводства.
Успешно изучив тему, Вы:
Получите представление о:
об основных понятии и содержании административного судопроизводства;
о отдельных видах административного судопроизводства;
о стадиях административного судопроизводства.
Будете знать:
для чего необходимо административное судопроизводство;
в чем отличие административного производства от административного судопроизводства;
что понимается под административным судопроизводством;
на каких принципах строится административного судопроизводство;
какие существуют особенности судопроизводства по некоторым категориям дел об административных правонарушениях.
Вопросы темы:
1. Понятие и содержание административного судопроизводства.
2. Особенности административного судопроизводства по некоторым категориям дел.
3. Судебное производство по делам об административных правонарушениях.
Вопрос 1. Понятие и содержание административного судопроизводства.
Административное судопроизводство – это система рассмотрения споров, возникших на общих основаниях граждан и юридических лиц на действия органов власти и разрешения споров между административными органами управления и населением (индивидуальными гражданами и организациями)[40].
Административное судопроизводство имеет множество особенностей и нюансов, поэтому в 2015 году в российском законодательном органе было принято решение о введение отдельного нормативного правового акта об административном судопроизводстве, а именно КАС – Кодекс Административного Судопроизводства РФ., который начал действовать с 15 сентября 2015 года на территории нашей страны. Он является единым систематизированным законодательным актом, который регламентирует порядок осуществления административного судопроизводства судами различной юрисдикции административных дел.
Нормативные акты, регулирующие административное судопроизводство.
Главный нормативный акт в административных делах – это КАС. Споры, не указанные в КАС, судьи рассматривают, опираясь на нормы Гражданско-процессуального кодекса (ГПК).Также в зависимости от особенностей дела применяются особые федеральные законы. В частности, обжалование действий органа власти регламентируется законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Обращения в конституционный суд рассматриваются в порядке, предусмотренным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»[41].
Специфика административного судопроизводства.
Особенностью административного судопроизводства является то, что суд проверяет только законность властных актов, действий и бездействий органов власти. Если суд устанавливает, что обжалуемое действие было незаконным, он удовлетворяет требование заявителя и восстанавливает его нарушенные права. Если, по мнению суда, обжалуемое действие было законным и прав истца не нарушило, он отказывает в удовлетворении жалобы. Особенности административного судопроизводства, как процесса рассмотрения спора.
Когда спор между сторонами становится административным? Он имеет место, если связан с деятельностью организаций (в т.ч. органов власти) и физических лиц, наделенных властными полномочиями, когда предполагается нарушение субъективных прав граждан или о создание помех в их осуществлении. Отсюда и основная особенность административного судопроизводства: необходимость обращения в суд обусловлена намерением устранить существующие или потенциальные преграды в осуществлении прав и законных интересов административного истца.
Суд при осуществлении правосудия в административном судопроизводстве определяет, чья позиция основана на законе и соответствует ему, это способ проверки судом деятельности административного органа.
Основные правила административного судопроизводства:
подготовки и подачи административного иска, определения подсудности;
судебного разбирательства по административному делу;
обжалования по административным делам;
вынесения решения суда;
составления административного иска на решение органа власти
;
составления и подача административного иска на действия должностного лица, на действия судебного пристава-исполнителя и др.
Общие правила административного судопроизводства применяются тогда, когда иные правила не установлены специальными нормами, посвященным делу административного судопроизводства (гл. 21-32 КАС РФ). Поскольку для граждан основными административными исками будут обращения за оспариванием решения органа власти и о признании нормативных правовых актов недействующими, их особенности будут рассмотрены отдельно.
Виды административных споров.
Наиболее распространены административные споры, которые указаны в части 2, ст. 1 КАС РФ, а именно:
обжалование гражданами действий должностных лиц или органов власти (например, нарушениях порядка выборов, препятствие к занятию государственной должности);
споры, касающиеся актов государственных органов и должностных лиц (это касается как ненормативных актов, так и нормативных актов, которые нарушают права других органов управления, юридических и физических лиц);
оспаривание решений, действий или бездействий органов государственной власти или должностных лиц.
Ч. 3 ст. 1 КАС РФ регламентирует административные дела, связанные с судебным контролем. Так, сюда могут включаться дела о прекращении деятельности политических партий, средств массовой информации, религиозных и иных некоммерческих организаций, о помещении иностранных граждан в специальные учреждения, о принудительном помещении больных туберкулезом или психическими заболеваниями в медучреждения и т.д.
Также административное судопроизводство предусматривает разрешение различных тематических споров (налоговых, экологических, таможенных), а также споров о компетенции в системе органов исполнительной власти.
По статистике наиболее частыми делами в административном судопроизводстве являются оспаривание решений органов власти и признание нормативных актов недействительными, поэтому мы здесь приводим примеры именно этих исковых заявлений. Спустя месяц после подачи заявления в суд оно должно быть рассмотрено. Чем раньше, вы подадите заявление, тем лучше.
Подсудность в административном судопроизводстве
.
Жалобы граждан и юридических лиц по административным делам направляются в различные виды судов:
суды общей юрисдикции;
арбитражные суды;
конституционные суды.
В судах общей юрисдикции чаще всего рассматриваются административные дела по поводу нарушения прав и свобод граждан, создания препятствий осуществления таких прав, незаконного возложения на гражданина какой-либо обязанности или привлечения к какой-либо ответственности.
Арбитражным судам подсудны экономические споры о нарушении прав юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, о нарушении прав собственника, отказе в регистрации, выдаче лицензии, взыскании штрафа, банкротстве, возмещении убытков, признании недействительными нормативных актов и т.п.
В конституционный суд обращаются лица или организации, права и свободы которых нарушаются законом, который в целом или в отдельных положениях может быть признан судом не соответствующим Конституции РФ.
Вопрос 2. Особенности административного судопроизводства по некоторым категориям дел.
Особенности административного судопроизводства при рассмотрении дела о признании нормативного правового акта недействующим.
Для признания нормативного акта недействующим иск может быть подан любым лицом, на которое он распространяется и чьи права затрагиваются, в отношении которого он был применен и в результате чего нарушены права. Срок давности по делу не установлен: иск может быть подан в течение всего времени действия такого документа (акта). Проверка на соответствие Конституции РФ проводится в специальном порядке, поэтому указанный вопрос в рамках КАС РФ не рассматривается.
Встречный иск по таким делам не допускается. Участие в деле представителя обязательно, если только административный истец не имеет высшего юридического образования. Поэтому указание на его наличие и подтверждение обязательно еще при обращении в суд с административным иском. К иску обязательно прикладывается копия нормативно-правового акта, реквизиты того документа, которому противоречит указанный акт, какие права уже нарушены или в чем угроза их нарушения в будущем, доказательства того, что административный истец является субъектом правоотношений, которые регулирует оспариваемый нормативный правовой акт и др. (ст. 209 КАС РФ).