ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 536
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Меры административного наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП РФ к ним относятся:
предупреждение (ст. 3.4 КоАП);
административный штраф (ст. 3.5 КоАП);
возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП);
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП);
лишение специального права (ст. 3.8 КоАП);
административный арест (ст. 3.9 КоАП);
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП);
дисквалификация (ст. 3.11 КоАП);
административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП). [10]
Санкциям норм административного права присущ и такой элемент, как поощрение.. Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления. Такие нормы называются отсылочные, или бланкетные.
Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах:
Соблюдение – характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм.
Исполнение – заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.
Использование – состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления.
Применение – состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация правоприменительной деятельности.
Вопрос 3. Понятие и виды административно-правовых отношений.
Под административным правоотношением понимается общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере и урегулированные административно-правовой нормой.
Административное правоотношение характеризуется следующими особенностями:
возникает только в административно-публичной сфере по поводу организации и осуществления административно-публичной деятельности, публичного взаимодействия между физическими лицами и (или) организациями или по поводу разрешения судами общей юрисдикции и мировыми судьями подведомственных им дел об административных правонарушениях;
представляет собой публично-юридическую связь между его участниками, основанную на соответствующих нормах административного права;
возникает и реализуется с непосредственным участием в них административных органов либо без их непосредственного участия, но под их контролем (надзором);
в случае, когда одним из участников отношения является административный орган, а другим – физическое лицо или организация либо нижестоящий административный орган, между ними возникает основанная на нормах административного права организационная или функциональная подчиненность второго участника первом, однако ее наличие не лишает подчиненного участника административного правоотношения права на обжалование;
может возникать по инициативе как административного органа, так и иного подчиненного участника отношения, однако право разрешения вопроса, всегда принадлежит административному органу, наделенному для этого необходимыми публично-властными полномочиями[11].
Во внутреннюю структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.
Субъект административно-правовых отношений– это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления.
В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления.
Объект административно-правовых отношений – это то, на что воздействует административно-правовое отношение.
Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.
Содержание административно-правовых отношений – это права и обязанности сторон правоотношений.
Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.
В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта.
Они могут быть правомерными и неправомерными.
События – это явления, не зависящие от воли людей (например: смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т.д.).
Признаками административно-правовых отношений является то, что:
обязанности и права сторон несимметричны, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);
одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Классификация административно-правовых отношений. Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике.
1) В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения.
Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой.
Это – отношения субординационного характера. Они имеют место во взаимосвязях между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.
Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами (т.е. одна из сторон не подчинена организационно другой).
Это – отношения между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между не подчиненными друг другу органами. Данное разделение административных правоотношений является общепринятым, хотя и весьма спорным.
Также отдельно выделяют диагональные отношения. Они образуются при организации управления по функциональному принципу (Центробанк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстатом России и иными органами государственной власти.).
В современной юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т.е. складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.
2) В 80-е гг. ХХ столетия ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.
К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).
Координационные правоотношения характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одной цели и решать схожие задачи.
Реординационные отношения образуются с целью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции.
3) По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:
административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);
административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами (проступками, влекущими за собой возмещение) в сфере государственного управления.
4) По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).
Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например, земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и др.
5) По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном, а также в судебном порядке.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы особенности норм административного права? Чем эти нормы отличаются от норм гражданского, уголовного права?
2. Каковы критерии группировки норм административного права?
3. Кто является субъектом административно-правовых отношений?
4. Как определить понятие «объект административно-правовых отношений»? Приведите примеры административных правоотношений и определите их объекты.
5. Может ли возникнуть административно-правовое отношение на основе запретительной нормы административного права?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 44.
2. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015. – С.60.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Копытов Ю.А. Административное право : учебник. – М.: Юрайт, 2015. –С.92,112.
5. Мелехин А.В. Административное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016 С. 34.
6. Россинский Б.В.. Старилов Ю.Н., Административное право: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М. 2017 . С. 101.
7. Федеральныйзакон«О безопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.
предупреждение (ст. 3.4 КоАП);
административный штраф (ст. 3.5 КоАП);
возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП);
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.7 КоАП);
лишение специального права (ст. 3.8 КоАП);
административный арест (ст. 3.9 КоАП);
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (ст. 3.10 КоАП);
дисквалификация (ст. 3.11 КоАП);
административное приостановление деятельности (ст. 3.12 КоАП). [10]
Санкциям норм административного права присущ и такой элемент, как поощрение.. Нередко структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления. Такие нормы называются отсылочные, или бланкетные.
Реализация норм административного права представляет собой процесс практического претворения в жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования общественных отношений в сфере государственного управления. Она осуществляется в следующих формах:
Соблюдение – характеризуется добровольным подчинением требованиям административно-правовых норм.
Исполнение – заключается в активных правомерных действиях по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.
Использование – состоит в добровольном совершении правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления.
Применение – состоит в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.
Основными требованиями правильного применения норм административного права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация правоприменительной деятельности.
Вопрос 3. Понятие и виды административно-правовых отношений.
Под административным правоотношением понимается общественные отношения, возникающие в административно-правовой сфере и урегулированные административно-правовой нормой.
Административное правоотношение характеризуется следующими особенностями:
возникает только в административно-публичной сфере по поводу организации и осуществления административно-публичной деятельности, публичного взаимодействия между физическими лицами и (или) организациями или по поводу разрешения судами общей юрисдикции и мировыми судьями подведомственных им дел об административных правонарушениях;
представляет собой публично-юридическую связь между его участниками, основанную на соответствующих нормах административного права;
возникает и реализуется с непосредственным участием в них административных органов либо без их непосредственного участия, но под их контролем (надзором);
в случае, когда одним из участников отношения является административный орган, а другим – физическое лицо или организация либо нижестоящий административный орган, между ними возникает основанная на нормах административного права организационная или функциональная подчиненность второго участника первом, однако ее наличие не лишает подчиненного участника административного правоотношения права на обжалование;
может возникать по инициативе как административного органа, так и иного подчиненного участника отношения, однако право разрешения вопроса, всегда принадлежит административному органу, наделенному для этого необходимыми публично-властными полномочиями[11].
Во внутреннюю структуру административных правоотношений входят субъекты, объекты и нормативное содержание. Стороны в них выступают как носители взаимных прав и обязанностей в границах действия конкретной административно-правовой нормы.
Субъект административно-правовых отношений– это индивид или организация (индивидуальный или коллективный субъект), которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления.
В качестве обязательного субъекта административного правоотношения выступает орган государственного управления.
Объект административно-правовых отношений – это то, на что воздействует административно-правовое отношение.
Объектом является воля, сознание и опосредованное ими поведение субъектов в сфере реализации исполнительной власти.
Содержание административно-правовых отношений – это права и обязанности сторон правоотношений.
Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.
В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события.
Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта.
Они могут быть правомерными и неправомерными.
События – это явления, не зависящие от воли людей (например: смена времени года, стихийное бедствие, техногенная авария, смерть и т.д.).
Признаками административно-правовых отношений является то, что:
обязанности и права сторон несимметричны, так как они связаны с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц (отношения власти-подчинения);
одной из сторон, как правило, выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.
Классификация административно-правовых отношений. Существующее разнообразие видов административных правоотношений является основанием для многообразия подходов к их характеристике.
1) В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения.
Вертикальные административно-правовые отношения складываются между сторонами, одна из которых организационно подчинена другой.
Это – отношения субординационного характера. Они имеют место во взаимосвязях между вышестоящими и нижестоящими звеньями аппарата управления, между этими звеньями и подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями.
Горизонтальные административно-правовые отношения складываются между несоподчиненными сторонами (т.е. одна из сторон не подчинена организационно другой).
Это – отношения между органами государственного управления и гражданами, общественными объединениями, между органами управления и не подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, наконец, между не подчиненными друг другу органами. Данное разделение административных правоотношений является общепринятым, хотя и весьма спорным.
Также отдельно выделяют диагональные отношения. Они образуются при организации управления по функциональному принципу (Центробанк России и его клиенты; характер управленческих отношений в рамках имеющихся полномочий между Госстандартом России, Госкомстатом России и иными органами государственной власти.).
В современной юридической литературе особо выделяются и внутриаппаратные (внутриорганизационные) правоотношения, т.е. складывающиеся в процессе организации и функционирования публичного управления, иными словами, при создании системы органов управления, их структурного установления, при поступлении на государственную службу и ее прохождении.
2) В 80-е гг. ХХ столетия ученые выделяли и анализировали субординационные отношения, а также координационные отношения и реординационные отношения.
К субординационным отношениям относятся такие, которые базируются на правомочности одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами).
Координационные правоотношения характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достигнуть одной цели и решать схожие задачи.
Реординационные отношения образуются с целью обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции.
3) По целевому назначению административно-правовые отношения подразделяются на две группы:
административно-правовые отношения, возникающие в связи с реализацией положительных задач государственного управления (например, по руководству нижестоящими звеньями, предприятиями, учреждениями и организациями, по регулированию деятельности общественных объединений, по удовлетворению нужд и запросов граждан);
административно-правовые отношения юрисдикционного характера, т.е. связанные с деликтами (проступками, влекущими за собой возмещение) в сфере государственного управления.
4) По конкретному содержанию административно-правовые отношения делятся на материальные (составы административных правонарушений, предусмотренные КоАП РФ) и процессуальные (например, возникающие в процессе производства по делам об административных правонарушениях).
Процессуальные отношения являются формами реализации материальных отношений, причем не только административно-правовых, но и отношений, регулируемых другими отраслями права, например, земельным, финансовым, экологическим, налоговым, бюджетным и др.
5) По способу защиты различают административно-правовые отношения, защищаемые в административном, а также в судебном порядке.
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы особенности норм административного права? Чем эти нормы отличаются от норм гражданского, уголовного права?
2. Каковы критерии группировки норм административного права?
3. Кто является субъектом административно-правовых отношений?
4. Как определить понятие «объект административно-правовых отношений»? Приведите примеры административных правоотношений и определите их объекты.
5. Может ли возникнуть административно-правовое отношение на основе запретительной нормы административного права?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Агапов А.Б. Административное право: учебник. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – С. 44.
2. Кикоть В.Я., Кононов П.И., Румянцева Н.В., Административное право России: учебник. – М: ЮНИТИ-ДАНА 2015. – С.60.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
4. Копытов Ю.А. Административное право : учебник. – М.: Юрайт, 2015. –С.92,112.
5. Мелехин А.В. Административное право: Учебник. М.: Юстиция, 2016 С. 34.
6. Россинский Б.В.. Старилов Ю.Н., Административное право: учебник. – М.: Норма: ИНФРА-М. 2017 . С. 101.
7. Федеральныйзакон«О безопасности» от 28.12.2010N 390-ФЗ (ред. от05.10.2015) // СПС Консультант плюс.