Файл: Социальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 539

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Дополнительная литература:

1.  Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.09.2017).

2.  «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 29.07.2017).

3.  Федеральный закон № 2202-1-ФЗ от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации» ( в редакции от 01.02.2018).

4.  Федеральный закон «Об обороне» от 30.12.1999 года № 223-ФЗ (в редакции от 27.09.2017 года).

5.  Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).

6.  Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).

7.  Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).

 


Тема 4. Субъекты административного права

 

Цели изучения темы:

     получение начального представления об индивидуальных субъектах административного права;

     получение начального представления о правах и свободах граждан.

 

Задачи изучения темы:

     ознакомление с понятием «субъект административного права»;

     выявление основных видов индивидуальных субъектов;

     ознакомление с основными нормами законодательства о недееспособных гражданах в РФ;

     определение приоритета прав и свобод граждан РФ.

 

Успешно изучив тему, Вы:

Получите представление о:

     об индивидуальных субъектах административного права и их видах;

     о задачах и функциях органов опеки и попечительства;

     о законодательстве, закрепляющем нормы прав и свобод граждан в РФ.

 

Будете знать:

     особенности индивидуальных субъектов административного права;

     обязанности органов опеки и попечительства;

     законодательство, по правам и свободам граждан в РФ;

     категории прав и свобод граждан РФ.

 

Вопросы темы:

1.  Общая характеристика индивидуальных субъектов административного права.

2.  Приоритет прав и свобод граждан.

 

Вопрос 1. Общая характеристика индивидуальных субъектов административного права.

 

Административно-правовой статус субъекта определяет по своему содержанию правовую характеристику этого субъекта как потенциального участника административных правоотношений.

В настоящее время под понятием субъекта административного права принято считать физическое или юридическое лицо (организация), которое в соответствии с установленными нормами административного законодательства Российской Федерации участвует в системе административных правоотношений и в реализации функций исполнительной власти.

Субъекты административного классифицируются на – индивидуальные и коллективные.

Индивидуальными субъектами административных правоотношений являются физические лица, т.е. граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством. К

 коллективным субъектам административного права относят групп людей, объединенные в различные организационно-правовые формы, которые позволяют им действовать во внешних правоотношениях самостоятельно от своего имени.

 

Субъект административного права – это участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой. [12]

 

Имеются категории граждан, такие как недееспособные или не полностью дееспособные, которые не могут в полной степени обладать возможностью самостоятельно реализовывать свой административно-правовой статус. Законодательство Российской Федерации и, в частности, Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (вступил в силу с 1 сентября 2008 г.) регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над этой категорией граждан. В нем на государство возлагаются следующие организационные и правоприменительные задачи (ст. 4 Закона):

     обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройство;

     защита прав и законных интересов подопечных;

     обеспечение достойного уровня жизни подопечных;

     обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;

     обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.

 

Основными задачами органов опеки и попечительства являются (ст. 7 Закона):

     защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

     надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

     контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том
числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Опекой является «форма устройства малолетних граждан, которые не достигли возраста 14 лет и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия» (п. 1 ст. 2 Закона).

Попечительством является «форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации»[13]13(п. 2 ст. 2 Закона).

Также законодательством предусматривается возможность установления органом опеки и попечительства (посредством принятия акта) временного назначения опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве) в следующих случаях: если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя; при отобрании ребенка у родителей или лиц, их замещающих, на основании ст. 77 Семейного кодекса РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 

Вопрос 2. Приоритет прав и свобод граждан.

 

Приоритет прав и свобод граждан в нашей стране является высшей социальной ценностью. Приоритет прав и свобод граждан как высшей социальной ценности» используется достаточно часто, однако принято говорить о правах не просто гражданина, а о конституционных правах. Эти приоритеты закреплены в Главе 2-й Конституции РФ.

Следует также различать понятия «права» и «свободы».

 

Права – это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.


 

Свободы человека -это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности, такие, как самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

 

Основными правами являются признанные мировым сообществом стандарты и ценности, по своей сути являющиеся необходимыми и достаточными для существования и развития человека. Основные права и свободы в своей социальной сущности являются естественными, они есть в каждый данный момент исторического процесса, в своей совокупности они выражают свободу человека и его нормальное существование в общественных условиях.

Основные права определены в Главе 2 Конституции Российской Федерации.

Статья 17. «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Статья 18. «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими».

Статья 19. «Все равны перед законом и судом».

В конституционном порядке к основным правам относятся, как правило, личные (гражданские) права и свободы человека и гражданина. Составными частями этой категории являются понятия «права и свободы» и «гражданин». Граждане имеют конституционно установленные права и свободы, определяемые Конституцией РФ.

В современном российском цивилизованном и демократичном обществе права и свободы закреплены в законах и обеспечиваются государством. Первым и главным правом человека является его право на жизнь. Оно должно быть священным для всех. Статья 20 Конституции РФ закрепляет данный принцип – «Каждый имеет право на жизнь». [14]

Каждый имеет право не просто прожить свою жизнь, но прожить ее достойно. Человек имеет право на личное достоинство и свободу, право на свободу передвижения и выбора места жительства, а также право на приобретение и прекращение гражданства. И поэтому он имеет право свободно выбирать: на кого учиться, где работать, кого любить и во что верить. Указанные выше права относятся как к правам и свободам человека и гражданина, так как являются естественными и личными по своей сущности.