Файл: Социальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 544

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Действие Закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых гражданами некоммерческих союзов (ассоциаций).

Общественные объединения – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по личной инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Существуют следующие организационно-правовые формы общественных объединений (ст. 7):

     общественная организация;

     общественное движение;

     общественный фонд;

     общественное учреждение;

     орган общественной самодеятельности.

 

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются: общественная организация (для политической организации) и общественное движение (для политического движения).

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений (ст. 3).

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Данные общественные объединения регистрируются в порядке, согласно настоящего Федерального закона, и приобретают права юридического лица либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Право граждан на участие в управлении закреплено в ст. 32 Конституции РФ. Участие граждан в управлении может проявляться как непосредственно лично ими (выборы, референдум, участие в работу органов власти), так и через избираемых представителей.


Российское законодательство устанавливает единый порядок предоставления государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности[16]. Приказом Министерства юстиции определен порядок предоставления различным способом сведений, содержащихся в федеральном регистре муниципальных нормативных правовых актов, право граждан на участие в управлении и на контроль действий органов управления[17].

Ст. 31 Конституции РФ закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Ранее реализация этого конституционного права регламентировалась Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». Принятый Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает принципы проведения публичных мероприятий, порядок их организации и гарантии реализации прав граждан на проведение публичного мероприятия.

Российское законодательство определяет следующие правовые дефиниции:

1)      Публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, общественных и религиозных объединений.

2)      Собрание – это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

3)      Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

4)      Демонстрация – организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

5)      Шествие – массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

6)      Пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.



 

Право на проведение вышеуказанных публичных мероприятий предоставляется только гражданам РФ. Инициаторами этих мероприятий могут быть граждане, достигшие 18 лет, основанием для проведения является заявление в уведомительном порядке.

Согласно декларации прав и свобод человека и гражданина осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. При проведении этих мероприятий должен соблюдаться общественный порядок, установленный Конституцией РФ и другим нормативными актами. По требованию представителей органов власти публичное мероприятие может быть запрещено:

     если не было подано заявление о его проведении;

     если нарушен порядок его проведения;

     если возникла опасность для жизни и здоровья граждан;

     если нарушен общественный порядок. Лица, нарушившие установленный несут административную ответственность по ст. 5.38 КоАП РФ.

 

Ст. 22 Конституции РФ закрепляет право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Под правом личной неприкосновенности понимаются гарантированные государством личная безопасность и свобода человека, состоящие в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на физическую, нравственную, психическую неприкосновенность и личную безопасность.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает в качестве одной из мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях административное задержание лица, совершившего административный проступок. Ст. 27.5 устанавливает общий срок задержания, который не может превышать 3-х часов, а также – по некоторым категориям дел – специальный срок: не более 48 часов.

Право граждан на неприкосновенность жилища закреплено в ст. 25 Конституции РФ. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Закон устанавливает проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц в следующих случаях:

     при непредвиденных чрезвычайных обстоятельствах (пожарах, обвалах, авариях, землетрясении, подозрении, что хозяин дома умер);

     при защите правопорядка. В данном случае эти меры осуществляются: в интересах раскрытия преступления и установления истины по делу; для получения сведений о преступлении и подозреваемых в его совершении лицах при проведении оперативно-розыскной работы; для пресечения преступлений и иных правонарушений; с целью исполнения приговоров и иных судебных решений. Порядок проникновения в жилище в этих случаях регулируется Законом РФ «О полиции», федеральными законами «Об оперативно-розыскной деятельности», «О судебных приставах» и др.


 

Граждане Российской Федерации имеют юридическую возможность самостоятельно защищать свои права и законные интересы, нарушаемые в процессе государственно-управленческой деятельности, способами, не запрещенными законом, а именно путем осуществления права на обращениев том числе и на обжалование действий или решений исполнительных органов (должностных лиц).

Обращение гражданина может быть выражено в форме письменного предложения, заявления или жалобы, а также в устной форме.

     Предложение гражданина содержит рекомендации гражданина, направленные на: совершенствование законов и иных нормативных правовых актов; деятельность государственных органов и органов местного самоуправления; развитие общественных отношений; улучшение социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

     Заявление содержит: просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц; сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; критику деятельности указанных органов и должностных лиц.

     Жалоба – это форма обращения, в которой содержится просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

 

Подача гражданином жалобы является юридическим фактом, на основе которого возникает конкретное административно-правовое отношение между подателем жалобы и органом (должностным лицом), полномочным на ее рассмотрение и разрешение. Жалобы подаются либо в административном порядке, либо в судебном порядке. Практика судебного рассмотрения жалоб граждан постоянно расширяется.

Граждане России могут обратиться с жалобой в Европейский суд, если внутри страны исчерпаны все возможности для исправления нарушений. При обращении в Европейский суд по правам человека исключаются анонимные жалобы или жалобы, которые уже рассматривались и не содержат новых обстоятельств дела, либо лицо злоупотребляет правом подачи петиции.

Обязанности граждан в сфере государственного управления. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. Содержание обязанностей в сфере государственного управления выражается в следующем:


1)      Необходимостью совершать активные положительные действия (активные).

2)      Необходимостью воздерживаться от действий, запрещенных нормами права (пассивные).

 

Самой главной обязанностью граждан является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.).Обязанности устанавливаются не в результате усмотрения того или иного органа (должностного лица), а исключительно действующими правовыми, в том числе и административно-правовыми нормами.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданами своих обязанностей влечет за собой, как правило, административную ответственность. Контроль и надзор за установлением в процессе реализации исполнительной власти юридических обязанностей для граждан осуществляется вышестоящими звеньями системы органов государственного управления.

Гарантии реализации прав и обязанностей гражданина – это важный элемент административно-правового статуса гражданина, которые призваны обеспечивать и создавать необходимые условия для реализации гражданами своих прав и исполнение ими обязанностей. К ним относят: политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические гарантии.

На органы исполнительной власти возлагается:

     выполнение юридических обязанностей по обеспечению конституционных прав и свобод граждан;

     создание необходимых организационно-правовых условий для их реализации;

     осуществление постоянного наблюдения и контроля за их реализацией;

     охрана прав и свобод граждан;

     применение мер административного принуждения в случаях их нарушения или ущемления.

 

Административно-правовыми гарантии – юридические средства, обеспечивающие фактическую реализацию прав и законных интересов граждан в сфере государственного управления.

 

Существуют специальные административно-процессуальные гарантии прав граждан, (например, обстоятельства, смягчающие