Файл: Социальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 542

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 в ред. (от 27.07.2017 года).

11.  Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ; «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в редакции от 28.12.2017 года).

12.  Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 N 3-ФЗ (в редакции, от 01.01.2018 года).

13.  Федеральный закон «О правительстве Российской федерации» от 11.04.1997 года №2-ФКЗ (в редакции от 28.12.2016 года).

 


Тема 5. Административно-правовой статус граждан

 

Цели изучения темы:

     получение начального представления об административно-правовом статусе граждан;

     получение начального представления об основных правах и обязанностях граждан в сфере государственного управления.

 

Задачи изучения темы:

     ознакомление с понятием «административно-правовой статус граждан»;

     ознакомление со структурой административно-правового статуса;

     ознакомление с правами и обязанностями граждан в сфере государственного управления.

 

Успешно изучив тему, Вы:

Получите представление о:

     об административно-правовом статусе граждан;

     о административно-правовом положении граждан и его видах;

     о классификации прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления.

 

Будете знать:

     законодательство Российской Федерации, закрепляющее правовой статус граждан РФ;

     права граждан в сфере государственного управления;

     обязанности граждан в сфере государственного управления.

 

Вопросы темы:

1.  Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.

2.  Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

 

Вопрос 1. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина.

 

Правовой статус гражданина – это одна из наиболее важных категорий, которая неразрывно связанна с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Юридический статус человека и гражданина представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта может быть определен как правовое положение этого субъекта в административно-публичной сфере, в системе возникающих в ней административных правоотношений.[15]

Взаимосвязь государства и личности требует четкого регулирования и упорядоченности. В настоящее время в РФ правовой статус человека закреплен на конституционном уровне и в законодательных актах: Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других нормативных правовых актах. Правовой статус личности и гражданина при определенных сходствах имеют и принципиальные отличия.



 

Административно-правовой статус гражданина – это комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права, а также гарантий реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).

 

Структура административно-правового статуса состоит из административной правосубъектности и комплекса прав и обязанностей в сфере государственного управления.

Административно-правовое положение граждан характеризуется объемом и характером их административной правосубъектности, включающая в себя административную правоспособность и административную дееспособность.

 

Под административной правоспособностью гражданина понимается его способность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

 

Административная правоспособность возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема, вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена.

Основными чертами административной правоспособности являются:

     ее регулирование нормами административного права;

     ее содержание состоит в регулировании отношений индивидуальных субъектов с субъектами исполнительной власти;

     она возникает с момента рождения;

     для разных лиц она не одинакова по объему.

 

Административная дееспособность – способность субъекта приобретать свои права и обязанности административно-правового характера и осуществлять действия в соответствии с ними.

 

Момент возникновения административной дееспособности законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста. С 16-летнего возраста наступает административная деликтоспособность, и гражданин может быть привлечен к административной ответственности за свои действия (бездействие).


 

Административная деликтоспособность – способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями.

 

Административная правосубъектность делится на общую и специальную. Различают общий и специальный административно-правовые статусы. Каждое лицо обладает общим статусом, который в основном равен для всех, и в то же время может быть носителем одного или нескольких специальных статусов (студента, сотрудника полиции и т.д.). В ряде случаев специальная правосубъектность дополняет общую.

Обстоятельства, при наличии которых административно-правовой статус гражданина может быть временно ограничен:

     чрезвычайные ситуации (техногенные аварии, природные катаклизмы, массовые беспорядки, стихийные бедствия и др.);

     несовместимость с общественно полезной деятельностью гражданина (запрещение совместной службы родственников, совмещение государственной службы с предпринимательской деятельностью и т.п.);

     невозможность без этого обеспечить государственную безопасность (режим секретности, пограничный режим и др.);

     совершение неправомерных действий (лишение правонарушителей водительских прав, ограничения на приобретение ими оружия и т.п.);

     принадлежность лица к иностранному государству (иностранное гражданство или подданство);

     болезнь, имеющая временный или постоянный (хронический) характер;

     наличие двойного гражданства (запрет на занятие должностей, предусматривающих возможность доступа к сведениям, составляющим государственную тайну; лишение активного избирательного права).

 

Согласно требованиям Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» и «Положением о паспорте гражданина Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. паспорт гражданина является документом, удостоверяющим не только личность, но и его принадлежность к гражданству.

Обстоятельства, способствующие формированию и реализации административно-правового статуса гражданина через органы исполнительной власти различных управленческих уровне:

1)      Изданные ими правовые акты конкретизируют конституционные права и обязанности граждан.


2)      Органы исполнительной власти издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса граждан.

3)      Они уполномочены предоставлять гражданам определенные права (например, право на управление транспортным средством).

4)      Они устанавливают процедуры реализации прав и обязанностей.

5)      Они оказывают гражданам содействие в реализации их конкретных прав.

6)      Они осуществляют охрану прав и свобод граждан.

7)      Административно-правовой статус гражданина является составной частью общего правового статуса гражданина. Его составными частями являются административная правосубъектность, реальные права и обязанности, и гарантии их реализации, приобретенные в соответствии с нормами административного права.

 

Вопрос 2Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

 

Административные права граждан – это закрепленные нормативными правовыми актами права на совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, и требующие от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, оказанию осуществления, содействия и созданию оптимальных возможностей для реализации, а не препятствию, данных прав.

Права граждан классифицируются на статутные и адекватныеСтатутные указывают на положение гражданина в социальной структуре страны (например, право на имя). Адекватные указывают на сферы реализации являются, например, личные, политические и другие права.

В настоящее время определены следующие группы прав и свобод граждан:

     Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления.

     Права и свободы, вытекающие из характера государственной и управленческой деятельности.

     Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами.

 

В соответствии с Федеральным законом РФ № 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях», принятым для реализации гражданами конституционного права (ст. 31 Конституции РФ) на объединение, создание, а также в связи с деятельностью, реорганизацией или ликвидацией общественных объединений, иностранные граждане и лица без гражданства наделены равными правами с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых этим законом. Федеральные законы и международные договора Российской Федерации могут предусматривать определенные исключения.