ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В целом могу оценить ваше настроение в конце урока как хорошее.
Ниже приводится конспект занятия, проведенного психологом на тему «Развитие малых групп».
Сводка плана
Тема: Развитие малых групп.
Цели урока:
Образовательный аспект: Изучение различных концепций, связанных с развитием малых групп. Указывается вклад отечественной социальной психологии в разработку проблемы развития малых групп.
Тип занятия - лекция.
Это содержание лекции.
Пролог.
Психоаналитические концепции развития малых групп.
Индивидуализм и коллективизм как цивилизованные ценности
B. Двумерная модель группового развития Takumen.
Социально-психологическая теория групп.
Стратиграфическая модель, разработанная группой Артура Владимировича Петровского.
Типология группы Петровский.
Параметрическая концепция Льва Ильича Уманского
Типология группы Л. И. Уманского
Заключение.
Занятия проходят в лекционном стиле, когда учителя записывают ключевые моменты, заполняют таблицы, рисуют диаграммы и слушают объяснения.
Ход лекции.
Развитие малых групп.
Пролог. (2 минуты)
Динамический процесс характеризует ситуацию внутри группы в определенный момент ее существования. В некотором смысле малая группа «живет» своей жизнью. Каков характер изменений, происходящих на разных этапах существования малых групп (и групп)?
Ответ на этот вопрос можно найти, только если рассмотреть вопрос о групповом развитии. Указанная проблема является относительно новой в социальной психологии. Важный вклад в ее развитие внесла отечественная социальная психология, хронологически предшествующая другим странам и предложившая решения многих позиций в том или ином методологическом потоке.
2. Психоаналитические концепции развития малых групп (7 минут)
1) В рамках психоаналитической направленности родилась теория группового развития У. Вениса и Г. Шепарда. Он построен на понимании процессов, происходящих в так называемых Т-группах, или учебных группах.
Теория группового развития Уоррена Бенниса и Герберта Шепарда.
Два этапа развития группы:
Решать проблемы лидера и устанавливать отношения между членами группы и лидерами
Построение отношений между общими членами
Каждая конкретная группа может по-разному реализовать общую модель развития. Продемонстрируйте отклонение или просто расформируйтесь, если цели не достигнуты.
Реализация модели развития: отклонение или разделение группы.
Неудивительно, что модель развития обучающей группы является очень специфической моделью и мало применима при описании других типов групп. Важно, однако, что контакт с реальными популяциями, хотя и особого рода, заставил авторов обратить внимание на аспекты функционирования популяций, которые ранее не рассматривались для изучения.
2) Р. Морленд и Дж. Левин ввели специальное понятие «групповая социализация» и использовали его для рассмотрения процесса группового развития по аналогии с процессом индивидуальной социализации.
Теория «групповой социализации» Р. Морленда и Дж. Левина.
Критерии сравнения разных стадий группового развития:
Рейтинг (групповые цели, положение среди других групп, важность групповых целей для участников).
Обязательства группы перед своими членами (условия, при которых члены группы имеют больше «обязательств» перед группой, последствия этих взаимных обязательств).
Изменения ролей членов группы (более или менее активное участие членов группы, идентификация с членами группы).
На основе этих критериев фиксируются так называемые периоды в жизни группы и соответствующие им различные позиции членов.
3) Разработка группой М. Чемерс «систематической процессуальной модели».
Каждый этап связан с изменением состава группы.
Роль | Стадия |
Потенциальный член | Исследование (изучение им группы) |
Новый член | Социализация (его в группе) |
Полный член | Поддержка (его группой) |
Маргинальный член | Ресоциализация (возможен «уход») |
Экс-член | Разрыв с группой |
Учащиеся заполняют таблицы (2 минуты)
Фактором этой смены роли члена группы является принятие группой каждого члена и, наоборот, принятие группой его реальности.
Групповая социализация не происходит изолированно. На изменения внутри группы влияют культура, в которой существует группа, и характер социальных отношений. Механизм этого влияния раскрывается через введение каждым новым членом социальной ценностной группы, которую он отражает и применяет к своей оценке ситуации внутри группы, своего положения в ней и т.д.
Групповая социализация происходит через внедрение социальных ценностей индивидами.
Если социальные нормы подчеркивают производительность и производительность, оценка условий внутри группы будет включать этот критерий более широко. Если в обществе господствует представление о гармонии в человеческих отношениях, то можно ожидать, что эта норма будет соблюдаться и в критериях оценки внутри группы.
Стадия развития группы коррелирует с социальными изменениями.
3. Индивидуализм и коллективизм как цивилизованные ценности (3 минуты)
В качестве второго блока исследований можно привести исследования, сравнивающие такие ориентации личности, как коллективизм-индивидуализм, когда излагается идея группового развития. Здесь играют роль индивидуальные установки, однако все исследования проводятся в виде сравнений и, таким образом, по своей сути затрагивают групповые проблемы. Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как крайние ценности с совершенно разным распространением в разных обществах. Большая часть исследований основана на сравнении основных ориентаций США и различных стран Юго-Восточной Азии. Культурно-исторические традиции разных стран, специфическое воплощение в поведении малых групп людей, безусловно, учитываются при описании возникающих различий.
Индивидуализм относится к индивидуальному поведению в группе, такому как ориентация на свои собственные цели, а не на цели группы, желание подчеркнуть вклад в групповую деятельность, достаточную близость в общении и предполагаемые относительно низкие затраты. группу за его присутствие в ней.
Коллективизм также определяет отношения между отдельными людьми и малыми группами. Он проявляется в таких кодексах поведения, как позитивное отношение к групповым целям, уважение к равному распределению «выгод» внутри группы, более открытое отношение к общению и готовность ставить групповые цели выше своих собственных. Обе ориентации напрямую связаны с процессом группового развития. Переходы от одного этапа к другому сильно зависят от того, какое именно стилевое направление и при этом поведение «побеждает» внутри группы, тем самым облегчая или затрудняя переход на новый этап. Как и в первом анализируемом блоке исследований, здесь также важна идея о том, что развитие групп зависит от типа общества, в котором они существуют.
4. Двумерная модель расширения группы Б. Такмена. (3 минуты)
Б. Такумен описывает динамику групповых процессов исходя из условий формирования групп:
наличие двух сфер или измерений, групповая деятельность - межличностная (развитие групповой структуры) и деловая (разрешение групповой структуры). групповое задание), и положение группы в гипотетическом порядке развития, т. е. на соответствующем этапе. В каждом из этих направлений, согласно модели, группа должна пройти четыре последовательных этапа.
Стадии развития в межличностной сфере:
-
- стадия «проверки и зависимости»: предполагает ориентировку членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого межличностного поведения в группе; -
- стадия «внутреннего конфликта»: нарушение взаимодействия и отсутствие единства между членами группы; -
- стадия «развития групповой сплоченности»: достигается посредством постепенной гармонизации отношений, исчезновения межличностных конфликтов; -
- стадия «функционально-ролевой соотнесенности»: связана с образованием ролевой структуры группы, являющейся «своеобразным резонатором», посредством которого «проигрывается» групповая задача».
Стадии развития в сфере деловой активности:
-
- стадию «ориентировки в задаче», т.е. поиск членами группы оптимального способа решения задачи; -
- стадию «эмоционального ответа на требования задачи», состоящую в противодействии членов группы требованиям, предъявляемым им содержанием задачи вследствие несовпадения личных намерений членов группы с предписаниями задач; -
- стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» - это этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации; -
- стадию «принятия решений» - конструктивные попытки успешного решения задачи. -
5. Социально-психологическая теория коллектива. (6 мин)
Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психологической теории коллектива. Особенность именно такого подхода продиктована двумя обстоятельствами. С одной стороны, определенной традицией исследования коллектива в отечественной науке. Эта традиция в свою очередь имеет два источника. Первый - постановка проблемы коллектива в марксистском обществоведении, где ей придано определенное идеологическое содержание: в работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив - специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности. Следовательно, подлинная коллективность, в полном смысле этого слова, может быть реализована лишь в социалистическом обществе, и, соответственно, коллективы могут быть формой организации людей только в таком обществе. Согласно Марксу, буржуазное общество знает лишь "суррогаты коллективности" и в качестве таких "суррогатов" разнообразные групповые образования, которые, естественно, не могут дать материал для анализа специфических характеристик коллектива.
Такая общая идеологическая преамбула определила и второй источник этой традиции: активные исследования коллектива в различных областях социальных наук в 1920-е и 1930-е годы. Пафос этого исследования как раз и заключался в том, чтобы подчеркнуть особую природу реальных групп, возникших в различных частях нашей социальной ткани. Именно это и проявлялось в повседневном употреблении понятия «коллектив». Широкое значение этого понятия, общего для нашего общества, относится практически к любой группе внутри конкретной компании, учреждения, отрасли, географического района и т. д. Такие выражения, как «бригада машиностроительного завода», «бригада лаборатории», «бригада рабочих легкой промышленности», «бригада рабочих и служащих такого-то района». Общим для всех этих групп было именно то, что они представляли собой особую формацию социалистического общества, поэтому этот термин употреблялся в повседневной речи и официальной политической и идеологической литературе. Социальная психология, изучающая групповые проблемы, также в некотором роде вписывается в этот контекст. Развитие группы интерпретировалось как достижение высшей ступени, называемой группой.
Чисто научное содержание деталей разрабатываемого подхода означало, что для социальной психологии в самом широком смысле этого слова важно было выделить в социальной психологии те стороны, которые могут быть исследованы именно этим путем. Его концептуальная схема. Чтобы судить об этом аспекте, необходимо вспомнить общие принципы подхода к группам в отечественной социальной психологии. Здесь в качестве объектов деятельности изучаются объективно существующие социальные группы, выделенные социологическим анализом. В основном с точки зрения психологических особенностей этого субъекта. Другими словами, он выявляет групповые характеристики, которые воспринимаются членами этой группы как признаки определенной психологической общности. Выделение психологических характеристик группы осуществляется по принципу деятельности, поскольку социально-психологическое изучение группы включает рассмотрение как уровня развития ее активности, так и роли этой общности, формируя тем самым психологическую картину. сообщество, опосредованное деятельностью всех групповых процессов.
Особый характер групп, объединенных общей деятельностью, является продуктом группового развития. То, что эта особая природа группы, высший уровень ее развития обозначена термином «коллектив», есть лишь дань упомянутой традиции. Хотя в современных условиях нашего общества понятие «коллектив», предложенное в марксистском обиходе, весьма противоречиво («коллектив частного предприятия» или «коллектив российско-американского совместного предприятия»). Возможно ли?, речь остается такой, какая она есть. в повседневной жизни. При поразительных особенностях его содержания нет оснований для отказа от него в социальной психологии.