ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
6. Стратиметрическая модель разработки группы Артура Владимировича Петровского. (3 минуты)
В теории групповой психологии, разработанной А. В. Петровским, группы состоят из трех слоев (пластов), каждый из которых характеризуется определенными принципами, в рамках которых строятся отношения между членами группы, описывается как
Центральное звено (первый ядерный слой) групповой структуры (обозначается А) формирует высокопредметную деятельность группы - ее цели. Общее отношение к работе, окружающей среде и миру.
Эта предметная деятельность в данном случае обязательно является общественно положительной деятельностью. Во многих экспериментальных исследованиях прослеживается, что все процессы, происходящие внутри группы, зависят в своей активности от ядерного слоя. Этот слой непсихологический, но он может быть связан со следующим слоем, психологическими процессами, которые проявляются во всех социальных отношениях, в которых существует эта группа.
Второй слой групповой структуры — это ценностно-ориентированное единство (ЦОЕ). Выравнивание ценностей, связанных с совместной деятельностью, развитие специфических мотиваций членов группы, эмоциональная идентификация с группой и т. д.
Слой B - COE - фиксированное отношение к деятельности,
Слой Б корректирует фактические межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
Уровень D — прямой эмоциональный контакт. Ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценности не служат первичными посредниками личных контактов членов группы.
7. Типология группы А. В. Петровский. (3 минуты)
Согласно общим положениям концепции опосредования межличностной деятельности, А. В. Петровский выделяет в своей групповой типологии два вектора.
Х - Наличие или отсутствие опосредованности межличностных отношений содержанием групповой деятельности. Есть одностороннее направление.
Y - социальная значимость групповой деятельности. Вы можете размещать группы по обе стороны от нулевой точки. Это дает возможность двух радикально различных видов деятельности, одна из которых соответствует социальному прогрессу, а другая — нет.
Векторы образуют пространство, в котором могут быть размещены все функционирующие группы общества. Общая схема будет иметь вид:
Рис. 1
Зарисовка учителями схемы. Обсуждение ее, применительно к их группе. (3 мин)
Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп:
-
1 - коллективы, где максимальна социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью; -
2 - общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных); -
3 - антиобщественная по содержанию своей деятельности группа, где, тем не менее, высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия); -
4 - антиобщественная группа при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу); -
5 - группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто).
Параметрическая концепция Льва Ильича Уманского. (3 мин)
Идея стадий сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития.
В качестве таких обязательных параметров называются:
-
1) содержание нравственной направленности группы - интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; -
2) организационное единство группы; -
3) групповую подготовленность в сфере реализации совместной деятельности; -
4) психологическое единство - интеллектуальную, эмоциональную, волевую коммуникативность, характеризующую соответственно процесс межличностного познания и взаимопонимания в группе, межличностные контакты эмоционального характера, стрессоустоичивость и надежность группы в экстремальных ситуациях. -
9. Типология групп Л.И. Уманского.(3 мин)
В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат, т.е. группа, состоящая из незнакомых между собой людей, а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух качественно новых стадий - кооперации и автономизации. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
Рис. 2
Эскиз схемы учителем. групповая дискуссия. (3 минуты)
Фиксируется интересная особенность анализа группообразования, проведенного Л.И. Поэтому, если на уровне групповых объединений мы можем видеть лишь очертания групповой структуры, то групповое сотрудничество уже отличается развитой и успешно функционирующей организационной структурой, достаточно высоким уровнем групповой подготовки и сотрудничества. Однако для автономных групп характерны процессы «синтеза», такие как групповая идентификация и стандартизация (единая ссылка), групповое разделение, внутреннее слияние и сплочение, создающие основу для перехода на более высокие уровни.
Представители параметрического подхода выделяют в развитии группы особый этап: когда группа приобретает элементы корпоративности и становится предприятием. Однако в рамках обсуждаемого подхода корпорации не считаются несоциальными образованиями. Скорее, это группа с раздутыми чертами автономии, что ведет к «коллективному эгоизму», изоляции от других групп и противодействию им в более широком социальном сообществе. По мнению Л. И. Уманского, своевременное выявление и устранение в популяции организационных элементов, достигших стадии автономии, эффективное включение их в межгрупповые взаимодействия, коррекция ориентации населения (последнее придает подлинно социальный характер группа) может привнести в группу социальный элемент. , по крайней мере, в его нынешнем состоянии, вплоть до командного уровня.
Что же касается другого направления развития группы, взятого в контексте обсуждаемого подхода, т. е. движения к отрицательному полюсу, т. е. антигруппе, то сообщества, находящиеся в этой части континуума, Л. И. Уманский описывает следующим образом. : характеризуется как Закрытые снаружи, но отличающиеся антипатией внутри группы, межличностный эгоцентризм и эгоизм (внутренний эгоизм), активная дезинтеграция, конфронтация и агрессия, условно называемая дезинтеграцией, и внутренний эгоизм2, отнесенные к одному уровню.
Однако следует отметить, что до сих пор пути группового движения к антигруппам исследователями скорее намечались, чем детально изучались.
10. Заключение. (2 минуты)
Психологические вопросы формирования, особенно развития малых групп, изучены меньше, чем их структурные особенности. Это связано с тем, что изучение динамики процесса социально-психологических явлений в природных популяциях представляет собой сложную исследовательскую задачу. Более того, имеются существенные различия в динамических процессах внутри подгрупп, принадлежащих к разным классам (например, рабочие группы, семьи, дружеские компании и т. д.). Наконец, в отечественной психологии на протяжении всего советского времени проблема группового развития трактовалась в чрезмерно идеологизированной форме, исходя из представлений об определенных критериях группового развития (команды с высоким уровнем развития), ставилась и решалась. Это казалось отличительной чертой развития коллективов в социалистических обществах. Поэтому изучение реальной динамики жизнедеятельности природных популяций в современном обществе остается актуальной задачей социальной психологии.
Заключение
В ходе прохождения психолого-педагогической практики в Шк № 10 Искитим с по мне удалось добиться большинства поставленных целей: проводились мероприятия по изучению отдельных учащихся, была осуществлена работа с коллективом; практическая работа в школе позволила систематизировать и углубить полученные ранее знания по психологическим и педагогическим дисциплинам; во время практики я получила умения и навыки планировать работу школьного психолога, адекватно подбирать психодиагностический инструментарий, анализировать и корректировать программы коррекционной и развивающей работы.
Передо мной стояли задачи создания целостного представления о психолого-педагогической деятельности; развития педагогических способностей (коммуникативных, дидактических, креативных и др; углубления и закрепления знаний о современных психолого-педагогических концепциях и предметных методиках; овладение современными технологиями. Задачи оказались трудновыполнимыми и довольно энергозатратными, их реализация требовала от меня прикладывания невероятных усилий, на некоторых этапах я не смогла самостоятельно справиться с работой, и обращалась за непосредственной помощью к школьному педагогу-психологу и учителям.
Педагогический коллектив в щколе доброжелательный, учителя никогда не отказывали в помощи, часто давали ценные советы по выполнению той или иной работы.
В организации уроков и управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин.
В целом, я оцениваю свою практику как успешную.
Список использованной литературы
1. B., C. Герасимова Методика преподавания психологии. Курс лекций / B. C. Герасимова. - М.: Ось-89, 2009.
2. Амелина, А.М. Методика курса "Машинопись и основы делопроизводства" / А.М. Амелина. - М.: Просвещение, 2010.
3. Бадмаев, Б. Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Владос, 2001.
4. Бадмаев, Б.Ц. Методика преподавания психологии / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Книга по Требованию, 2012.
5. Биркгофф, Г. Математика и психология / Г. Биркгофф. - М.: [не указано], 2013.
6. Вачков, И.В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2001.
7. Гудков, Ф.А. Вексель. Дефекты формы: методики выявления типичных ошибок / Ф.А. Гудков. - М.: Банковский Деловой Центр, 2013.
8. Еникеев, М.И. Основы общей и юридической психологии / М.И. Еникеев. - М.: ЮРИСТЪ, 2010.
9. Калинин, С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / С.И. Калинин. - М.: СПб: Речь, 2003.
10. Карандашев, В. Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. - М.: Юрайт, 2014.
11. Карандашев, В.Н. Методика преподавания психологии / В.Н. Карандашев. - М.: СПб: Питер, 2008.
12. Лызь, Н. А. Методика преподавания психологии / Н.А. Лызь. - М.: Феникс, 2009.
13. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии / В.Я. Ляудис. - М.: Лидер, 2007.
14. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие / В.Я. Ляудис. - М.: УМК "Психология", 2003.
15. Маценко, В.Ф. Имидж: Психология создания / В.Ф. Маценко. - М.: Ника-Центр, 2002.
16. Мисюрев, М.А. Методика решения задач по теоретической механике / М.А. Мисюрев. - М.: [не указано], 2013.
17. Невис, Э. Организационное консультирование. Методики и рабочие модели для консультантов организаций / Э. Невис. - М.: СПб: Пирожкова, 2002.
18. Определение готовности детей к обучению в школе. Диагностические методики, рекомендации педагогам и родителям, развивающие игровые занятия. Из опыта работы школьного психолога. - М.: Учитель, 2013.