Файл: М. И. Степанова отмечает, что несчастные случаи чаще всего происходят с детьми, которым свойственны низкие качественные характеристики внимания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО
ТРАВМАТИЗМА
Травма — результат внезапного воздействия на организм какого- либо фактора окружающей среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в ней физиологические процессы. Травма — это повреждение органа или ткани в результате внешнего воздействия.
Травмы бывают:

• механические (ушибы, раны, вывихи, растяжения, переломы);

• химические (ожоги кислотами и щелочами);

• психические (испуг, трагическое известие);

• электротравмы (удар электрическим током, попадание молнии);

• термические (ожоги, обморожения).
Большинство травм происходит от различных факторов внешнего воздействия
(острые предметы, ветки, камни, растения, укусы насекомых и животных и т.д.), но могут быть следствием функционального сбоя организма, который проявил себя именно в лагере.
М.И. Степанова отмечает, что несчастные случаи чаще всего происходят с детьми, которым свойственны низкие качественные характеристики внимания
(концентрация, распределение и переключение), недостаточная сенсомоторная координация, неосмотрительность, низкая выносливость, боязливость или склонность к риску, эти дети эмоционально неустойчивые.
Чаще других травмируются гиперактивные дети, дети, воспитывающиеся в условиях гиперопеки или гипоопеки, дети со сниженным интеллектом, нарушениями контроля собственного поведения. Наибольшее число травм происходит у мальчиков (в два-три раза чаще, чем у девочек)
[1]
Среди самых распространенных травм: травмы мягких тканей, черепно- мозговые травмы, переломы конечностей. Плохо залеченные травмы могут негативно отразиться на состоянии здоровья ребенка и его работоспособности в будущем. Неправильно или быстро вылеченное сотрясение мозга может в дальнейшем отразиться на школьной успеваемости (происходит ее снижение), проявляться головными болями, судорожными синдромами и эпилепсией.
Если говорить о возрастных особенностях детского травматизма, то дети младшего школьного возраста подвергаются травмам в связи с повышенной физической активностью, эмоциональностью и импульсивностью (могут в процессе игры не заметить опасность или не могут вовремя остановиться). У

подростков есть желание самоутвердиться, получить одобрение или даже восхищение со стороны сверстников, поэтому они склонны к приключениям и необдуманным поступкам. Многих подростков привлекают экстремальные виды занятий (поездка на крыше электрички, стремление забраться на самые высокие здания и сделать крутое селфи и т.д.). При этом подростки не всегда осознают степень риска и подвергают опасности свою жизнь.
Профилактика травматизма в ДОЛ — один из важнейших элементов деятельности сотрудников лагеря.
На уровне администрации лагеря профилактические меры состоят в следующем:

• при озеленении территории нельзя высаживать ядовитые или колючие кустарники и деревья; при подготовке лагеря к началу смены нужно подрезать низко растущие деревья и скосить высокую траву;

• спортивное и игровое оборудование должно быть безопасным и соответствовать возрасту детей (в процессе эксплуатации должен быть постоянный контроль; поверхность оборудования должна быть без острых выступов, деформаций, все детали должны быть хорошо закреплены; игровые площадки должны быть хорошо утрамбованы, не иметь неровностей и ям (что увеличивает риск травматизма);

• познакомить вожатых и весь персонал лагеря с техникой безопасности и следить за ее выполнением;

• в зданиях лагеря надо уделять внимание состоянию лестниц и полов.
Дети могут травмироваться из-за отсутствия перил на лестнице, сломанных ступеней, скользких полов;

• проверять состояние электрооборудования (обычно в комнатах, где живут дети, розетки отсутствуют, но они есть в комнатах вожатых).
Вожатому надо четко осознавать, что он несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей! Поэтому он должен:
1) рассказать детям о правилах поведения в лагере. Желательно это сделать не формально, для галочки, а в доступной для детей форме объяснить целесообразность и необходимость соблюдения данных правил для сохранения их жизни и здоровья;
2) изучить территорию лагеря на предмет наличия проблемных мест
(обратить внимание на торчащие ветки и сучки, на которые дети могут наткнуться; разросшиеся корни деревьев, через которые можно упасть; плохо засыпанные ямки, в которых можно подвернуть ногу; торчащие из земли остатки стройматериалов после ремонта корпусов; разбитое стекло; плохо закрепленные футбольные ворота или шатающийся турник и т.д.);


3) изучить медицинские карты детей на предмет наличия аллергии, хронических заболеваний и т.д.;
4) в ходе спортивных игр или соревнований обращать внимание на подбор спортивного инвентаря (мячи, гантели, ракетки и т.д.), а также соблюдение игровых правил, обеспечить страховку при работе на спортивных снарядах
(у детей могут быть ушибы, переломы, растяжения связок);
5) при организации мероприятий у костра провести инструктаж по противопожарной безопасности с детьми, окопать место разведения костра полосой 0,5 м, обеспечить рядом с костром наличие средств пожаротушения, не разводить костер с помощью легковоспламеняющихся жидкостей и соблюдать пожаробезопасное расстояние до костра (25 м от лиственного леса и 50 м — от хвойного). Категорически запрещается оставлять детей одних у открытого огня;
6) при организации купания соблюдать режим принятия водных процедур и воздушных ванн. Воздушные ванны могут приниматься при температуре воздуха не ниже +18°С, продолжительность первых процедур — 15—20 мин. Солнечные ванны принимаются в первой половине дня до 11 ч или после 16 ч спустя час-полтора после еды при температуре не ниже +25°С.
Купаться в открытых водоемах можно при температуре воды не ниже
+20°С. Вожатому надо выявить детей, которые не умеют плавать, они должны принимать водные процедуры отдельно, под присмотром вожатого или инструктора по плаванию. Перед входом в воду и выходом из нее обязательно проверяйте количество детей (одновременно в воде может находиться не более 10 детей в сопровождении вожатого). Детям запрещается нырять с перил и мостиков, а также находиться рядом с водоемом без сопровождения взрослого;
7) при организации различных мероприятий надо следить, как одеты дети
(обязательное наличие головных уборов при нахождении ребенка на солнце, теплая одежда в вечернее время, непромокаемая обувь в период дождей и т.д.);
8) следить за тем, что находится у детей в тумбочках (что едят и пьют дети вне стен столовой, какие опасные вещества у них могут находиться). Часто, несмотря на запреты, родители привозят детям скоропортящиеся продукты, что при условии неправильного их хранения приводит к отравлениям.
Особой темой является алкоголь (его взрослые дети могут привезти с собой или купить в магазине, если лагерь находится недалеко от населенного пункта). Следует изъять алкоголь при его обнаружении и провести разъяснительную работу. Нельзя допустить, чтобы дети хранили в своих тумбочках взрывоопасные, легковоспламеняющиеся, токсические вещества;


9) выход за территорию лагеря предполагает обязательное знакомство вожатого со всем маршрутом и конечной точкой похода, определение мест привалов. Следует исключить движение детей по местам, опасным для жизни (крутые склоны, броды и т.д.). Во время привала не допускается удаление детей от места привала, после привала обязательно проверяется количество детей. Перед выходом на маршрут все участники должны быть проинструктированы о правилах безопасности на маршруте, а также должны пройти медицинский осмотр. Также следует соблюдать нормы протяженности маршрута для разных возрастов детей: не более 15 км в день для подростков 12—14 лет, 20 км — для 15-16 лет;
10) постоянно знать, где находятся ребята из его отряда;
11) не нарушать инструкции по технике безопасности самому и контролировать их соблюдение детьми.