Файл: Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях дпи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1240

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

1.1 Понятие «творческие способности младших школьников»: сущность и виды

1.2 Внеурочные занятия по ДПИ как средство развития творческих способностей у младших школьников

1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.1 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников

2.2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

2.3. Методические рекомендации по использованию приемов развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ

Заключение

Список литературы




Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»

КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ»

по дисциплине " Основы организации внеурочной работы (изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство)"



2023 г.


Оглавление


Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству 5

1.1 Понятие «творческие способности младших школьников»: сущность и виды 5

1.2 Внеурочные занятия по ДПИ как средство развития творческих способностей у младших школьников 12

1.3 Основные приемы развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству 16

Глава 2. Педагогическое исследование по применению приемов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству 21

2.1 Изучение педагогического опыта по организации внеурочных занятий по ДПИ с использованием приемов развития творческих способностей младших школьников 21

2.2 Использование приёмов развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству 25

2.3. Методические рекомендации по использованию приемов развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ 34

Заключение 39

Список литературы 42


Введение


В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость.

У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри.

Основная работа ложится на учителей начальных классов, которые закладывают основы творческой деятельности, развивают креативные способности детей.

Современные социально-экономические условия, сложившаяся образовательная ситуация диктуют новые требования к развитию творческой личности
, характеризующейся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» в качестве одного из наиболее перспективных путей совершенствования образования выделяется «формирование и развитие личности как субъекта творческой деятельности, способной к активному восприятию прекрасного и преобразованию окружающего мира, поиску оригинальных решений в нестандартных ситуациях».

Общеизвестно, что личность развивается в деятельности.

Творчеству нельзя научить показом или рассказом.

Творческие качества личности могут быть развиты только в деятельности, носящей продуктивный, творческий характер.

При наличии деятельностной активности творческий потенциал, раскрываясь и развиваясь, преобразуется в творческую способность, то есть в способность творчески подходить к любой деятельности.

Проблемой изучения творческих способностей занимались такие отечественные психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, и другие. Изучение творчества широко представлено во многих научных трудах В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Я.А. Пономарева.

Творческое воображение как продукт мыслительной деятельности, реализуемый в разных видах деятельности изучался Л.С. Выготским, Н.В. Рождественской, Д.Б. Элькониным, В.А. Крутецким, Э.В. Ильенковым, В.Н. Дружининым.

Занятия лепкой и рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и бисероплетением — замечательные способы повлиять на развитие творческих способностей детей. Всем этим видам творчества обучаются дети в детских объединениях декоративно-прикладной направленности.

Данными аспектами обусловлена актуальность и практико – ориентированность выбранной темы.

Цель работы: рассмотреть приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования: процесс развития у младших школьников творческого воображения на занятиях ДПИ.

Предмет исследования: приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить учебную литературу по выбранной теме

;

2. Рассмотреть понятие воображение и его виды;

3. Изучить творческое воображение и его особенности;

4. Рассмотреть особенности младшего школьного возраста;

5. Изучить приемы развития у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративно-прикладного искусства;

6. Разработать занятие по формированию у младших школьников творческого воображения на занятиях декоративно-прикладного искусства.

Для решения поставленных цели и задач были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ, синтез, обобщение научных знаний о развитии творческого воображения детей младшего школьного возраста.

Структура и объем курсового проекта: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (источника), приложений.


Глава 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей у младших школьников на внеурочных занятиях по декоративно-прикладному искусству

1.1 Понятие «творческие способности младших школьников»: сущность и виды


Воображение – психический процесс отражения, заключающийся в воспроизведении в сознании новых образов, явлений на основе реконструкции представлений прошлого опыта, рассмотрения различных понятий в новых сочетаниях.1

Воображение тесно связано с мышлением: образы воображения создаются при помощи различных мыслительных операций, важнейшими из которых выступают анализ и синтез.

Специфичность опережающего отражения реальности в процессе воображения проявляется в виде сконструированного яркого образа.2

Можно выделить четыре типа представлений воображения:

1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует;

2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр;

3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.;

4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в.3

Сущность воображения состоит в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, преобразуются им и на их основе создаются новые образы. Интенсивность воображения зависит от опыта и знаний человека.

Воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно творческом.

Своеобразие воображения как формы отражения действительности состоит в следующем:

1. Воображение представляет собой мысленный выход за пределы непосредственно воспринимаемого человеком.

2. Воображение способствует предвосхищению будущего.

3. Воображение «оживляет» то, что было ранее.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе промежуточного и конечного результатов.

Таким образом, процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.


Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека.

Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать.

Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека.

Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.4

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.

Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи.

Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний.

При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные собы­тия.

Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Наконец, пятая функция — это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.5


Рис. 1 Функции воображения

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности.

 Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.