Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Основные признаки литературного языка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 391
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Группа 22Ю161в
Студент
Жидкова Дарья Андреевна
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1
1. Основные признаки литературного языка:
Нормированность;
обработанность;
устойчивость;
обязательность для всех носителей языка;
наличие функциональных стилей.
2. Факторы, определяющие функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.
Экстралингвистические факторы;
Объективные стилеобразующие факторы;
Ситуативно-общественные
3. Что такое функциональный стиль и функциональная разновидность?
Функциональные разновидности - это различия между частями литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
Виды: разговорная речь, язык художественной литературы.
Функциональные стили- исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Виды: Научный, официально-деловой, публицистический.
4. Почему считается, что история русского литературного языка начинается с IX века?
Потому-что Церковнославянская письменность, введённая Кириллом и Мефодием в 862 году, основывалась на старославянском языке, который в свою очередь произошёл от южнославянских диалектов. Литературная деятельность Кирилла и Мефодия состояла в переводе книг святого Писания Нового и Ветхого завета. Ученики Кирилла и Мефодия перевели на церковнославянский язык с греческого большое количество религиозных книг.
Как результат растущей потребности в усилении контактов, более тесных экономических и культурных связей между отдельными землями со своими диалектами возникали койне. Койне – междиалектное средство общения. Примером служат киевское койне, существовавшее в Киеве в 9-11 вв., московское койне, послужившее основой современному литературному языку.
5. В чем отличие литературного языка IX века от литературного языка ХХ века?
Наиболее значительным отличием русского литературного языка XX века является его живость и единообразие с разговорным русским языком. В то время как литературный язык IX был сильно отличен от разговорного, всем известного разговорного русского и можно сказать “искусственен”.
6. Какой смысл вкладывается в понятие «литературный язык» независимо от времени его существования?
Литературный язык – это то, посредством чего создается единство нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык. Литературный язык – это главная форма существования национального языка, а также языка народности, обслуживающая самые разнообразные сферы жизни общества: науку, политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, неофициальное общение, межнациональное общение. Литературный язык является обработанной частью общенародного языка, обладающей в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами. В этом заключается смысл понятия литературного языка и так было вне зависимости от времени его существования.
7. Как соотносятся «язык художественной литературы» и «литературный язык»?
Язык художественной литературы – это особая разновидность литературного языка со своими специфическими закономерностями в содержании и форме.
8. Как соотносятся два понятия «национальный язык» и «литературный язык»?
Литературный язык – высшая форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; обслуживает различные сферы человеческой деятельности, характеризуется обработанностью, нормированностью, наличием функциональных стилей. Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Национальный язык существует в нескольких формах: литературный и нелитературный язык.
9. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.
Лексические ошибки: “3айми мне 100 руб”;
Грамматические ошибки: «я извиняюсь».
Орфоэпические ошибки: “договор”, “созвонимся”, “средства”;
Жаргоны: “баксы”, “обуть”, “хайп”.
10. Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?
На сегодняшний день можно сказать, что жаргонный язык используется людьми из разных социальных групп. Это люди как из низших слоев общества (воровской жаргон), так и из высшего общества (жаргон политиков, музыкантов). Существует еще и молодежный жаргон (сленг), который совмещает признаки множества других видов жаргона, и является одним из самых распространенных.
Задачи:
Литературный язык – это главная форма существования национального языка, а также языка народности, обслуживающая самые разнообразные сферы жизни общества. Это то, посредством чего создается единство нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык. Литературный язык – нормализованная, общепринятая языковая система, которая характеризуется определённой спецификой: обладает определенными нормами в грамматике, лексике, произношении. Подвержено изменению и охватывает все сферы деятельности человека.
Признаки:
нормированность;
обработанность;
устойчивость;
обязательность для всех носителей языка;
наличие функциональных стилей.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2
Вопрос 1. Какова основная задача культуры речи?
Культура речи – владение нормами письменного и устного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи, как наука о языке, может и должна научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь овладеть нормами литературного языка.
Одна из основных задач культуры речи – охрана литературного языка и его норм. Такая охрана важна, так как литературный язык объединяет нацию в языковом плане. В настоящее время умение правильно говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных сфер жизни. Именно поэтому можно говорить о связи литературного языка с понятием культуры речи.
Вопрос 2. Что понимается под кодификацией языка?
Кодификация литературного языка - это систематизированное представление языковых норм в грамматиках, словарях, в сводах правил орфографии, пунктуации, орфоэпии. Кодификация делает литературный язык стабильным, помогает ему, как можно дольше оставаться таким, каким он является, помогает объединять говоривших и говорящих на нём людей во времени.
Вопрос 3. Что такое языковая норма?
Норма — это совокупность правил выбора и употребления языковых средств, в данном обществе в данную эпоху. (Беликов В.И., Крысин Л.П.)
Понятие нормы связано с понятием литературного языка, в соответствии с этим норму еще называют литературной, а литературный язык - языком нормированным. В современном языкознании выделяют такие свойства языковой нормы, как объективность, вариативность, изменчивость. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Вопрос 4. Как вы определите функции языковой нормы?
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм - функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, - это функция отражения истории языка. Норма указывает, как должно быть, - это функция предписания.
Вопрос 5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
Норма не является законом. Закон составляет необходимость, не допускающую никаких отклонений, норма же только предписывает, как должно быть.
Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.
Правила Нормы
1)Постановки ударения Акцентологические
2)Произношения Орфоэпические
3)Употребления слов Лексические
4)Образования слов Словообразовательные
5)Образования грамматических форм слова Грамматические
6)Объединения слов в словосочетания и предложения Синтаксические
7)Написания слов Орфографические
8)Постановки знаков препинания Пунктуационные
Примеры:
1)моря́к, вы́дохлась, приближе́ние.
2) «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
3) черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).
4) заготовить – заготовка, внук – внучок, нарезать – нарезка, раздражительный – раздражительность.
Примеры словообразовательных ошибок: взятничество (вместо взяточничество), глубизна переживаний (вместо глубина).
5) Нельзя написать: Знание языка и опыт работы за границей помогло мне. Правильно: Знание языка и опыт работы за границей помогли мне.
6) Ошибка: Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.
Правильно: Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.
7) Например в предложении он поджёг дом в слове «поджёг» необходимо писать Ё (так как это глагол); в предложении он совершил поджог дома нужно писать О (так как это существительное).
8)
Языки – это ключ или вход к наукам и только. (Точка, фиксирующая конец предложения).
Язык есть машина, и не следует допускать, чтобы пружины ее скрипели (Знаки на стыке частей сложного предложения)
Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, не определен, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо он мыслит только при посредничестве языка. (знаки, выделяющие разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения, но грамматически с ним не связанные, т.е. не являющиеся его членами (вводные слова, сочетания слов и предложения; вставки; обращения, междометия).
Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра юриспруденции
Форма обучения: заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Группа 22Ю161в
Студент
Жидкова Дарья Андреевна
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1
1. Основные признаки литературного языка:
Нормированность;
обработанность;
устойчивость;
обязательность для всех носителей языка;
наличие функциональных стилей.
2. Факторы, определяющие функционально-стилистическую дифференциацию литературного языка.
Экстралингвистические факторы;
Объективные стилеобразующие факторы;
Ситуативно-общественные
3. Что такое функциональный стиль и функциональная разновидность?
Функциональные разновидности - это различия между частями литературного языка, которые отличаются друг от друга функцией языка и набором используемых речевых средств (слов, грамматических форм слов, синтаксических конструкций и т.п.).
Виды: разговорная речь, язык художественной литературы.
Функциональные стили- исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.
Виды: Научный, официально-деловой, публицистический.
4. Почему считается, что история русского литературного языка начинается с IX века?
Потому-что Церковнославянская письменность, введённая Кириллом и Мефодием в 862 году, основывалась на старославянском языке, который в свою очередь произошёл от южнославянских диалектов. Литературная деятельность Кирилла и Мефодия состояла в переводе книг святого Писания Нового и Ветхого завета. Ученики Кирилла и Мефодия перевели на церковнославянский язык с греческого большое количество религиозных книг.
Как результат растущей потребности в усилении контактов, более тесных экономических и культурных связей между отдельными землями со своими диалектами возникали койне. Койне – междиалектное средство общения. Примером служат киевское койне, существовавшее в Киеве в 9-11 вв., московское койне, послужившее основой современному литературному языку.
5. В чем отличие литературного языка IX века от литературного языка ХХ века?
Наиболее значительным отличием русского литературного языка XX века является его живость и единообразие с разговорным русским языком. В то время как литературный язык IX был сильно отличен от разговорного, всем известного разговорного русского и можно сказать “искусственен”.
6. Какой смысл вкладывается в понятие «литературный язык» независимо от времени его существования?
Литературный язык – это то, посредством чего создается единство нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык. Литературный язык – это главная форма существования национального языка, а также языка народности, обслуживающая самые разнообразные сферы жизни общества: науку, политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, неофициальное общение, межнациональное общение. Литературный язык является обработанной частью общенародного языка, обладающей в большей или меньшей степени письменно закреплёнными нормами. В этом заключается смысл понятия литературного языка и так было вне зависимости от времени его существования.
7. Как соотносятся «язык художественной литературы» и «литературный язык»?
Язык художественной литературы – это особая разновидность литературного языка со своими специфическими закономерностями в содержании и форме.
8. Как соотносятся два понятия «национальный язык» и «литературный язык»?
Литературный язык – высшая форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; обслуживает различные сферы человеческой деятельности, характеризуется обработанностью, нормированностью, наличием функциональных стилей. Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Национальный язык существует в нескольких формах: литературный и нелитературный язык.
9. Назовите негативные явления в нашей речи. Приведите примеры.
Лексические ошибки: “3айми мне 100 руб”;
Грамматические ошибки: «я извиняюсь».
Орфоэпические ошибки: “договор”, “созвонимся”, “средства”;
Жаргоны: “баксы”, “обуть”, “хайп”.
10. Расскажите об употреблении жаргонов в наши дни. Каково ваше отношение к жаргонам?
На сегодняшний день можно сказать, что жаргонный язык используется людьми из разных социальных групп. Это люди как из низших слоев общества (воровской жаргон), так и из высшего общества (жаргон политиков, музыкантов). Существует еще и молодежный жаргон (сленг), который совмещает признаки множества других видов жаргона, и является одним из самых распространенных.
Задачи:
Литературный язык – это главная форма существования национального языка, а также языка народности, обслуживающая самые разнообразные сферы жизни общества. Это то, посредством чего создается единство нации: народ становится нацией только тогда, когда он на определенной территории создает государственную форму общежития и литературный язык. Литературный язык – нормализованная, общепринятая языковая система, которая характеризуется определённой спецификой: обладает определенными нормами в грамматике, лексике, произношении. Подвержено изменению и охватывает все сферы деятельности человека.
Признаки:
нормированность;
обработанность;
устойчивость;
обязательность для всех носителей языка;
наличие функциональных стилей.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2
Вопрос 1. Какова основная задача культуры речи?
Культура речи – владение нормами письменного и устного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи, как наука о языке, может и должна научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь овладеть нормами литературного языка.
Одна из основных задач культуры речи – охрана литературного языка и его норм. Такая охрана важна, так как литературный язык объединяет нацию в языковом плане. В настоящее время умение правильно говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных сфер жизни. Именно поэтому можно говорить о связи литературного языка с понятием культуры речи.
Вопрос 2. Что понимается под кодификацией языка?
Кодификация литературного языка - это систематизированное представление языковых норм в грамматиках, словарях, в сводах правил орфографии, пунктуации, орфоэпии. Кодификация делает литературный язык стабильным, помогает ему, как можно дольше оставаться таким, каким он является, помогает объединять говоривших и говорящих на нём людей во времени.
Вопрос 3. Что такое языковая норма?
Норма — это совокупность правил выбора и употребления языковых средств, в данном обществе в данную эпоху. (Беликов В.И., Крысин Л.П.)
Понятие нормы связано с понятием литературного языка, в соответствии с этим норму еще называют литературной, а литературный язык - языком нормированным. В современном языкознании выделяют такие свойства языковой нормы, как объективность, вариативность, изменчивость. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Вопрос 4. Как вы определите функции языковой нормы?
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм - функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, - это функция отражения истории языка. Норма указывает, как должно быть, - это функция предписания.
Вопрос 5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
Норма не является законом. Закон составляет необходимость, не допускающую никаких отклонений, норма же только предписывает, как должно быть.
Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры.
Правила Нормы
1)Постановки ударения Акцентологические
2)Произношения Орфоэпические
3)Употребления слов Лексические
4)Образования слов Словообразовательные
5)Образования грамматических форм слова Грамматические
6)Объединения слов в словосочетания и предложения Синтаксические
7)Написания слов Орфографические
8)Постановки знаков препинания Пунктуационные
Примеры:
1)моря́к, вы́дохлась, приближе́ние.
2) «конечно» (а не «конешно»), «пошти» («почти»), «плотит» («платит»), «иликтрический» («электрический»), «колидор» («коридор»), «лаболатория» («лаборатория»), «тыща» («тысяча»), «щас» («сейчас»).
3) черствый хлеб, черствый человек, но не черствый торт или черствый друг. Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость, но не глубокий день или глубокая юность. В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).
4) заготовить – заготовка, внук – внучок, нарезать – нарезка, раздражительный – раздражительность.
Примеры словообразовательных ошибок: взятничество (вместо взяточничество), глубизна переживаний (вместо глубина).
5) Нельзя написать: Знание языка и опыт работы за границей помогло мне. Правильно: Знание языка и опыт работы за границей помогли мне.
6) Ошибка: Навестив заболевшую подругу, я обязательно порадую её хорошими новостями.
Правильно: Когда я навещу заболевшую подругу, обязательно порадую её хорошими новостями.
7) Например в предложении он поджёг дом в слове «поджёг» необходимо писать Ё (так как это глагол); в предложении он совершил поджог дома нужно писать О (так как это существительное).
8)
Языки – это ключ или вход к наукам и только. (Точка, фиксирующая конец предложения). Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ |
|
|
|
|
Студент | | Жидкова Дарья Андреевна |
Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.
К признакам языковой нормы можно отнести:
- Общепринятость;
- Правильность;
- Общественная одобрение;
- Относительная устойчивость;
- Обязательность.
Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.
То, что считается нормой - является общественным одобренным идеалом. Соответственно, это соблюдение традиций и обычаев. Соблюдение этих норм человеком является показателем культуры личности.
Примеры:
-
Искусство общения с людьми, кроме умения говорить, включает ещё и умение слушать собеседника. -
Даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности. -
Культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.
Задание. Найдите ошибки в следующих высказываниях:
1. Орфоэпическая норма
2. Синтаксическая норма
3. Лексическая норма
4. Лексическая норма
5. Синтаксическая норма
6. Синтаксическая норма
7. Синтаксическая норма
8. Орфоэпическая норма
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №3
Вопрос 1. Какова основная задача культуры речи?
Культура речи – владение нормами письменного и устного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи. Культура речи, как наука о языке, может и должна научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь овладеть нормами литературного языка.
Одна из основных задач культуры речи – охрана литературного языка и его норм. Такая охрана важна, так как литературный язык объединяет нацию в языковом плане. В настоящее время умение правильно говорить, четко и красиво излагать свои мысли важно для различных сфер жизни. Именно поэтому можно говорить о связи литературного языка с понятием культуры речи.
Вопрос 2. Что понимается под кодификацией языка?
Кодификация литературного языка - это систематизированное представление языковых норм в грамматиках, словарях, в сводах правил орфографии, пунктуации, орфоэпии. Кодификация делает литературный язык стабильным, помогает ему, как можно дольше оставаться таким, каким он является, помогает объединять говоривших и говорящих на нём людей во времени.
Вопрос 3. Что такое языковая норма?
Норма — это совокупность правил выбора и употребления языковых средств, в данном обществе в данную эпоху. (Беликов В.И., Крысин Л.П.)
Понятие нормы связано с понятием литературного языка, в соответствии с этим норму еще называют литературной, а литературный язык - языком нормированным. В современном языкознании выделяют такие свойства языковой нормы, как объективность, вариативность, изменчивость. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Языковая норма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Вопрос 4. Как вы определите функции языковой нормы?
Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность.
Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это важная функция норм - функция защиты языка. Кроме того, нормы отражают то, что сложилось в языке исторически, - это функция отражения истории языка. Норма указывает, как должно быть, - это функция предписания.
Вопрос 5. В чем опасность установления только жестких, незыблемых норм?
Норма не является законом. Закон составляет необходимость, не допускающую никаких отклонений, норма же только предписывает, как должно быть.
Задания 1. Задание.
Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?
Это так называемое "старомосковское" произношение, согласно которому в первом предударном слоге после букв "ж", "ш", "ц" произносили "ы" вместо "а". Поэтому он услышал "Жыркова", и думал, что пишется "Жиркова" (по правилу: жи-ши пиши с буквой "и"). Отголоски этого произношения остались, например, в слове "жалеть", которое произносится "жылеть"
2. Задание. Практикум по качествам хорошей речи. № 1. Определите, какие качества хорошей речи нарушены. Исправьте предложения.
1. А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями. Все слетаются к ней в деревню, как саранча.
"Как саранча" - неуместное сравнение. Прилет саранчи - это бедствие! А здесь, несомненно, речь о хороших людях.
А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями. Все слетаются к ней в деревню (как птицы в родное гнездовье)
2. Автор любит и восхищается своей героиней.
Как однородные сказуемые выступают глаголы с разным управлением.
Автор любит свою героиню и восхищается ею.
3. У процентщицы под кабалой находится множество людей.
Неверный предлог и пароним.
В кабале у процентщицы находится много людей.
4. Русские традиции прижились в этой семье. Они славятся дружелюбием.
Смысловая неточность. Они, это традиции, раз речь шла о них?
Русские традиции прижились в этой семье. Все ее члены славятся дружелюбием.
5. Будущее представляется Гоголю в победе жизненной души над мертвецкими общественными порядками.
Неправильное употребление паронимов.
Будущее представляется Гоголю в победе живой души над омертвелыми общественными порядками
(если имеется в виду их косность и безжизненность).
Будущее представляется Гоголю в победе живой души над мертвящими общественными порядками. (если имеется в виду их удручающее и губительное влияние на человека).
6. Но во благо ли это Евгению, россу, человеку, личности?
Смешение стилей (росс - устаревшее слово, употребляемое в поэзии)
Но во благо ли это Евгению, русскому, человеку, личности?
7. На мой взгляд, самое удивительное — это то, что природа настолько очаровывает Жуковского, что выразить все то, что рождается в его душе от общения с невозможной красотой, невозможно.
Тавтология.
На мой взгляд, самое удивительное — это то, что природа настолько очаровывает Жуковского, что выразить все, что рождается в его душе от общения с невероятной красотой, невозможно.
8. Жизненные неудачи ожесточились.
Неправильное употребление паронима (или формы глагола).
Жизненные неудачи ужесточились(если они участились и усилились)
Жизненные неудачи ожесточили (кого-то).
№ 2. Система коммуникативных качеств речи.
а ) Точность речи
1. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?
Самолет сделал МЕРТВУЮ петлю.Бойцы стали ГОТОВИТЬСЯ к наступлению.Ульяна Громова - верная ДОЧЬ своего народа.Плюшкин ходил в СТАРОМ, ПОНОШЕННОМ халате.Свое призвание он видит в СЛУЖЕНИИ искусству.Те, кто придет на фестиваль, не пожалеют о ПОТРАЧЕННОМ времени. Бывшему шоферу такси будет ПРЕДЪЯВЛЕНО обвинение в американском суде.Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ПОСЛЕДНЕЕ время?Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии СМЕНИЛСЯ премьер-министр.Значительная часть молодежи поселка ПРЕДОСТАВЛЕНА сама себе.
2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте.
Наш папа по происхождению одессит. (Наш папа родом из Одессы)
Среди многих писем процитируем лишь одно. (Из многих писем процитируем лишь одно)
На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. (На ферме есть радиоприемник, и во время отдыха доярки слушают его)
Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы.( Надо выйти на этой остановке, и сесть с обратной стороны улицы)
Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.(Товарищи поздравили юбиляра и приподнесли цветы)
Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы.( Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки разбитой вазы)
Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. ( Все безвозмездно используют медицинскую помощь)
Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? (Разве виноват был Актер в утрате своего человеческого достоинства?)
На картине была нарисована группа людей.(На картине была изображена группа людей)
Некрасов широко применял русское народное творчество. (Некрасов широко использовал приемы русского народного творчества)
В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, несущего в зубах оливковую веточку. (В левом углу стенгазеты нарисовали голубя, державшего в клюве оливковую веточку)
На занятиях технического кружка мы познакомились со строением автомобиля. ( На занятиях технического кружка мы познакомились с устройством автомобиля)
Для удобства пользования альманах снабжен содержанием. (Для удобства пользования альманах оснащён содержанием)
Это постановление положит конец прогульщикам.( Это постановление покончит с прогульщиками)
Игорь Иванов, закончив службу в авиации, пришел в кружок и отдает детям то, что сам горячо любит.( Игорь Иванов, закончив службу в авиации, придя в кружок отдает детям то, что сам горячо любит)
Конница нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. (Конница нанесла сокрушительный удар по задним рядам атакующих)
Раскольников убил бабушку. ( Раскольников убил старуху)
На выставке представлено 25 наименований продукции.( На выставке представлено 25 наименований объектов)
У нас в столовой самообслуживание: покушал — убирайся сам. ( У нас в столовой самообслуживание: покушал - убирай сам)
Из клуба выскочила чья-то фигура. ( Из клуба кто-то выскочил)
Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже выразиться. ( Я предлагаю деканам факультетов сейчас тоже высказаться)