ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Дневник педагогической практики
№1. Тема 1. Документация воспитателя по группе раннего возраста
№ 2. Тема 2. Организация предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
№ 3. Тема 3. Изучение уровня психического развития детей 3-го года жизни
№ 4. Тема 4. Изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (Е.А. Стребелева)
№ 5. Тема 5. Взаимодействие с семьями воспитанников
№ 6. Тема 6. Взаимодействие с детьми раннего возраста
№1. Тема 1. Документация воспитателя по группе раннего возраста.
Работа воспитателя – это «педагогический процесс» в который входит нескольких этапов. Каждый из этих этапов требует тщательной подготовки. Это планирования работы, последовательности выполнения поставленых задач и целей, оперативного контроля выполнения и анализа результатов. Чтобы рабочий момент воспитателя при соблюдении каждого этапа педагогического процесса. Была удобна и проста создано практическое понятие «рабочая документация».
Согласно приказу Министерства народного образования РСФСР от 20.09.88 № 41 «О документации детских дошкольных учреждений», в целях установления строгого порядка ведения документации в дошкольных учреждениях установить следующую педагогическую документацию детских дошкольных учреждений.
Понятие «документация» входит следующие моменты:
1) отражает состояние здоровья;
-
ход и особенности развития каждого ребенка; -
помогает выяснить причины отклонений в развитии.
Исходя из наблюдения дети раннего возраста развиваются очень быстро и без четкого, конкретного ведения документации не обоитись. Трудно отследить своевременное появление у деток тех или иных умений и навыков. При этом планирование своей работы воспитатели ведут в произвольной форме.
При планировании работы с детьми обязательно учитываются:
• группа здоровья ребенка;
• уровень развития ребенка.
Таблица №1
Документация воспитателя по группе раннего возраста
№ | Название документа | Содержание | Составление |
1 | План работы | В плане обязательно присутствует следующая информация: - перечень детей с датами рождения; - информация о состоянии здоровья воспитанников; - режим дня (теплое, холодное время); - перечень информации по группам развития I, II, III - расписание предоставляемой образовательной деятельности для детей; - перечень источников, используемой в работе; - социальный паспорт группы - индекс здоровья (заболеваемости) | План пишется с учётом, чтоб работы проводились со всей группой (разрабатываеся в соответствии с группой развития). Работа осуществляеться малыми подгруппами или индивидуально с каждым. В введение документов входит: - работы по физкультурно-оздоровительной деятельности, -привитие детям культурно гигиенических навыков и самостоятельности, -взаимоотношения в калективе т.е. между собой, -знакомство с природой и окружающим миром, -развитие речи. -предметно-игровая, -самостоятельная деятельность детей, -работа с родителями. План состоит из 2 частей: - перспективного плана год; - календарно–тематического на месяц. |
2 | Табель посещаемости | Осуществление контроля количество дней,когда дети посещают сад и для дальнейшего для начисления родительской платы. Для контроля над заболеваемостью детей. Когда идет адаптация помогает выявить беспричинные пропуски. Которые в дальнейшем усложняют успешное прохождение адаптации ребёнка к условиям ДОУ. | Полный список группы. |
3 | Сведения о детях и их родителях | Документ, содержащий информацию о ребёнке и его семье. ,Помогающий в непредвиденных случаях связаться с ними.В данном документе обычно имеются следующие сведения о детях, посещающих группу: - фамилия, имя ребенка; - дата рождения; - адрес проживания и телефоны; - ФИО родителей, бабушек и дедушек; - место работы родителей и телефоны; - социальные статус семьи (количество детей в семье, жилищные условия, полная - не полная семья). | Всю информацию мы получаем из тактичного общения воспитателя с родителями ,другими членами семьи. Сведения являются конфиденциальными, ибо речь идет о благе ребенка. Поведение воспитателя очень часто помогает нейтрализовать возможное негативное воздействие семейной обстановки на ребенка. Сделать жизнь ребенка более благополучной и гармоничной. |
4 | Лист здоровья. | Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским персоналом детского сада. В практике важно выработать привычку дифференцированного подхода к детям с учетом состояния их здоровья, для этого в группах имеются так называемые «Листы здоровья». Которые заполняются медицинским работником. Данные антропометрии: рост и вес детей определяется 2 раза в год. Врач осуществляет распределение детей по группам здоровья. | В работе воспитателя важны именно рекомендации. А не клинический диагноз поставленный врачем(он является врачебной тайной). |
5 | Журнал стула и Журнал приёма детей | Позволяет оперативно выявить заболевание ребёнка на ранней стадии. Принять меры для сохранения здоровья детского коллектива всей группы. | Заполняется ежедневно. |
6 | Протоколы родительских собраний | Взаимодействие с родителями должна вестись целенаправленно и планомерно. Включать в себя индивидуальные и коллективные формы: беседы, родительские собрания, консультации, вечера досугов, выставки, Дни открытых дверей и т. д. На родительских собраниях осуществляется педагогическое просвещение родителей. Темы проводимых собраний могут быть самые разные. Воспитатель ведёт протоколы родительских собраний для последующего их анализа и анализа о проделанной работе. | Является один из важных методов контроля деятельности педагога во время общения с родителями. |
7 | Мониторинг развития. | Проводить в начале и конце учебного года, что даст воспитателю возможность сравнить результаты усвоения детьми программы. Своевременно провести коррекцию познавательных процессов в сторону достижения ребенком возрастных норм. | Особенностью каждого воспитателя является следит за особенностями развития своих воспитанников. Для этого существуют карты по мониторингу знаний и умений. Навыков детей по всем видам деятельности и результаты усвоения детьми изучаемой ими программы. |
8 | Адаптационный лист | В листе отмечается дата поступления ребёнка. Время пребывания в ДОУ и особенности поведения. | Каждый воспитатель следит за особенностями поведения каждого ребёнка. И дает рекомендации родителям. |
9 | Схема посадки детей за столами. | Схема посадки детей за столами, которая по мере необходимости корректируется в зависимости от изменений в физическом состоянии детей в группе закрепления места на определенный период существует . Данная схема осуществляет правильный подбор мебели по росту. Произвести посадку детей, для профилактики нарушения осанки и зрения. | Позволяет привить детям привычку стабильности. |
10 | Обобщение педагогического опыта. | Требования к проведению аттестации педагогических кадров. Направлены на трансляцию передового педагогического опыта в печати и сети Интернет. | Можно создать свой собственный сайт. Наполнить его информативным содержимым. Размещать свои материалы на страницах профессиональных журналов и на сайте ОУ. Использовать другие информационные ресурсы, формировать портфолио воспитателя. |
№ 2. Тема 2. Организация предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации
Большую часть своего времени детки проводят в детском саду . Исходя из этой ситуации окружающая среда должна отвечать их интересам. Помогать развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками. Тем самым развивать индивидуальность каждого ребенка.С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Предметно-пространственная среда должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Для выполнения одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.
Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:
1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.
2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.
3. Реализацию образовательной программы ДОУ.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
— содержательно-насыщенной;
— трансформируемой;
— вариативной;
— полифункциональной;
— доступной;
— безопасной.
Насыщенность РПП среды предполагает:
— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;
— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.
Полифункциональность материалов предполагает:
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
— от образовательной ситуации;
— от меняющихся интересов детей;
— от возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);
— периодическую сменяемость игрового материала;
— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;
— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;
— исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится :
Организация предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
Таблица №2
Центры | Содержание | ||||
Центр познавательного развития. Привитие первоначальных представлений ребенка об окружающем мире. Развить интереса к нему для накопление чувственного опыта. | 1. Сенсорный стол: обучающие игры для различения цветов, форм, размеров, пирамид, кукол, подкладок, шнуровок, застежек, учебных ковриков, выполненных в восьми цветах с различными силуэтами животных; дидактические игры: лото (ботаническое, зоологическое, транспортное, мебель, посуда и т. д.), домино, мозаика, складные кубики с вырезанными изображениями. 1. серия изображений (тематические альбомы: мебель, одежда и т. д.). 2. ростомер в виде игрушки (змея, осьминог). 3. Координационный коврик со следами рук и ног. 4. стол для игры с песком и водой (плавающие игрушки: рыбки, утята, куклы-песочные наборы, совок, ведра). 6. соломенные и бумажные птицы, бабочки, снежинки, листья, лодки из легкого материала. Примечание: игрушки можно подвешивать на уровне глаз ребенка, помещать в таз с водой на столе. | ||||
Центр развития конструкторских способностей Приобретение детьми первоначального опыта конструктивной деятельности | 1. Большой строительный материал, из которого строят детей на полу здания. Примечание: его можно покрасить по типу "нарезанных кубиков", чтобы можно было сложить стену, одна сторона которой будет напоминать фасад дома, а другая – как его внутреннее убранство. Руководство играми детей с помощью этого материала важно и необходимо. Учитель в присутствии детей создает разные структуры, объединяет их в одну конструкцию истории. Во время работы он вслух планирует свои действия, объясняет, что он собирается строить, организует работу, чтобы дети помогали ему. Руководя детскими играми, воспитатель разъясняет их представления о форме и размере предмета. В конце игры дети учатся чистить строительный материал в шкафу. 2. средний строительный материал (дерево, пластик). | ||||
Уголок двигательных игрушек. Овладение двигательными навыками и формирование представлений о свойствах и качествах предметов. | 1. Детские коляски. 2. легковые и грузовые автомобили, заводные машины, канатные машины. 3. тележки, трейлеры. 4.Атобус, лодка, лодка и т. д. | ||||
Игровой центр Создание условий для проявления в игре способов взаимодействий с предметами окружающего мира | 1. сюжетно-ролевые игры "дом",» автобус","поликлиника". Сценарий-ролевая игра "дом": спальня, комната, кухня: мебель, посуда, фартук, шарфы, сумки, коляски, куклы, кровать, ванна, мыло, мочалка, полотенце. Сюжетная линия и ролевая игра "автобус": руль, передняя часть автобуса. Сюжетно-ролевая игра "больница": платье, шапочка, игрушечный термометр, 1. тематические образные игрушки: куклы, животные, разные по материалу, из которого они изготовлены (пластик, резина), размер (большой, средний, маленький), отражающие разный возраст человека или животного (куклы, взрослые и т. д.), пол человека (мальчики и девочки); профессии; 2. игрушки-это весело. | ||||
Центр развития движений Развитие умений использовать для двигательной деятельности имеющиеся условия в данный момент. | 1. мячи, обручи, гимнастические палки, скакалки, флаги. 2. мешки с песком. 3. ленты. 4. кубики, шишки. 5. шапочки, медальоны для мобильных игр. 1. Горка. 2. различные игрушки-качалки. 3. трейлеры (на веревке). 4. резиновые и надувные шарики. 5. негабаритные автомобили с детским сиденьем. | ||||
Экологический центр Изучение элементарных представлений о некоторых общих для человека, животных и растений признаках: движении, питании, росте. | 1. цветущее растение с крупными листьями. 2. предметы для ухода за растениями: лейки, тряпки, тазики. 3. фотографии с сезонными изменениями природы, отражающие части дня (День, Ночь), погодные условия. 4. натуральный материал для исследования: песок, вода, глина, различные виды бумаги, краски, пластилин. Примечание: материал хранится в коробках, контейнерах. | ||||
Центр творчества Стимулирование развития детской активности по овладению миром прекрасного |
| ||||
Уголок ряженья. Привитие ребёнку адекватного представления о себе, осознанного и положительного отношения к самообслуживанию. |
3.Юбочки, косынки, шляпки, веночки, 6.Сумочки, пелеринки,
| ||||
Уголок уединения. Создание индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия для каждого ребенка в группы | Индивидуальные коврики, ширмы разного уровня, мягкие игрушки и пр. |
№ 3. Тема 3. Изучение уровня психического развития детей 3-го года жизни
Возраст - 2 г.6 месяцев
1. Активная речь
1. Говорит многословными предложениями (более 3 слов).
Метод идентификации - это естественная ситуация. Взрослый легко разговаривает с ребенком на любую близкую ему тему (во время занятий или рутинных процессов).
Поведение ребенка - в его речи используется хотя бы один раз многословное предложение (более 3. слов).
2. Возникают вопросы: "Где?, Где?".
Метод идентификации - это естественная ситуация. Взрослый записывает речь ребенка (во время рутинных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 минут.
Поведение ребенка - хотя бы раз задает вопрос: "Куда?" или "Куда?".
2. Сенсорное развитие.
1. Выбирает основные геометрические формы из различных материалов в соответствии с образцом.
Материал — два набора основных геометрических фигур (куб, шар, кирпич, призма, цилиндр, конус).
Метод идентификации - это специально подготовленная ситуация, взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит такую же.
Поведение ребенка - правильно выдает взрослому соответствующую цифру.
2. Выбирает различные предметы 4 основных цветов в соответствии с образцом.
Материал представляет собой цветное лото, в котором есть 4 фона основных цветов, и карточки с изображениями различных предметов 4 цветов (возьмите изображения знакомых предметов, но которые не использовались на уроке).
Метод идентификации - это специально подготовленная ситуация.
Взрослый дает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки предметов, окрашенных в 4 цвета (цвет чередуется), спрашивает ребенка, на каком фоне следует разместить эту картинку.
Поведение ребенка - правильно выбирает по 2 картинки каждого цвета.
3. Игра.
В игре есть сюжетный персонаж. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий из жизни других людей (2-3).
Материал представляет собой пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.
Метод идентификации - это специально подготовленная ситуация. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в невыразимой ситуации.
Поведение ребенка - это подробный сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.
4. Конструктивная деятельность.
Самостоятельно составляет простые сюжетные построения и называет их.
Материал представляет собой строительный материал различных геометрических форм (10-14 шт.). Метод идентификации - это провоцирующая ситуация. Специально организованный урок со строительными материалами. Ребенку дают различные геометрические фигуры и предлагают что-то построить.
Поведение ребенка - делает 1-2 простых сюжетных построения, обязательно называет их, здание должно быть похоже на названный объект
6. Навыки.
1. Полностью одет, но все еще не знает, как застегивать пуговицы и завязывать шнурки.
Метод идентификации - естественная ситуация (во время одевания после сна или при выходе на прогулку).
Поведение ребенка - самостоятельно надевает рубашку, брюки, чулки, шляпу, пальто.
2. Ешьте осторожно.
Метод обнаружения - естественная ситуация (во время кормления).
Поведение ребенка - ест аккуратно, не пачкает одежду, не оставляет грязи на столе.
7. Движения.
Он переступает через палку или веревку, горизонтально поднятую от пола на 20-28 см.
Материал представляет собой палку или веревку.
Метод идентификации - это провоцирующая ситуация. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, поднятую от пола на 20-28 см.
Поведение ребенка - ступает свободно, не касаясь палки или веревки.
Возраст 3 года.
1. Активная речь.
1. Начинает использовать сложные придаточные предложения.
Метод идентификации - это естественная ситуация. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время рутинных процессов, самостоятельной деятельности) и в течение 20-30 минут.
Поведение ребенка - хотя бы раз в его речи употребляется придаточное предложение.
2. Возникают вопросы: "Почему?", "Когда?".
Метод идентификации - это естественная ситуация. Взрослый записывает речь во время кормления, одевания и самостоятельной деятельности в течение 20-30 минут.
Поведение ребенка - хотя бы раз использует вопрос: "Почему?" или "Когда?".
2. Сенсорное развитие.
1. В своей деятельности он правильно использует геометрические фигуры по назначению.
Материал представляет собой геометрическую мозаику, с карточками для нее, на которых даны изображения простых предметов (дом, парилка, дом с забором и т.д.), которые основаны на основных геометрических фигурах.
Метод идентификации - это специально подготовленная ситуация. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку с образцом и предлагает сделать соответствующее решение, наложив на образец.
Поведение ребенка - правильно подбирает мозаику для затонувшего ри.
2. Назовите 4 основных цвета.
Материал представляет собой 8 однотонно окрашенных объектов по два одного цвета, но разной формы (например, красный куб, красный конус и т.д.).
Метод идентификации - это провоцирующая ситуация. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета мяч?" (цвета чередуются).
Поведение ребенка - правильно называет хотя бы один раз 4 основных цвета.
3. Игра.
Появляются элементы ролевой игры.
Материалом служат разнообразные сюжетные игрушки.
1. Метод идентификации - провоцирующая ситуация, в игровой комнате подбираются атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20-30 минут.
Поведение ребенка — отображает любой сюжет, вы исполняете роль, которую определяет слово.
2. Метод идентификации - это провоцирующая ситуация. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: "Кто ты?".
Поведение ребенка - когда его спрашивает взрослый, он называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.
4. Конструктивная деятельность.
Появляются сложные сюжетные построения.
Материал - разнообразные геометрические фигуры (10 - 14 шт.). Количество материала зависит от места организации занятия ребенка - за столом или на полу: если за столом дается средний или мелкий материал, на полу лежит крупный конструктор (можно дать дополнительный материал: машинку, маленькие игрушки).
Метод идентификации - это провоцирующая ситуация.
Поведение ребенка - делает сюжетную постройку, например, гаража, дороги к нему. Играю с этим зданием.
5. Визуальная активность.
1. Используя пластилин, карандаш изображает простые предметы и называет их.
Материал представляет собой кусок цилиндрического пластилина длиной 4-6 см, диаметром 1,5—2 см.
Метод идентификации таков. ситуация провоцирующая. Ребенку дают кусок пластилина в форме цилиндра и предлагают что-нибудь сделать.
Поведение ребенка - лепит предмет из пластилина и обязательно называет его. Предмет должен быть похож на предмет, названный ребенком.
2. Используя карандаш или краски, он изображает простые предметы и называет их.
Материалом служит лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густоты сметаны).
Метод идентификации - это специально подготовленная ситуация. Взрослый предлагает ребенку что-нибудь нарисовать.
Поведение ребенка - изображает предмет и обязательно называет его. Предмет должен быть похож на предмет, названный ребенком.
6. Навыки.
1. Самостоятельно одевающийся может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Метод идентификации - естественная ситуация (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегнуть пуговицы или завязать шнурки.