Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Основные признаки литературного языка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 392

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На пространстве нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется. ( На протяжении нескольких километров земельное полотно уже утрамбовано и асфальтируется.
Врач осмотрел больного и сокрушительно покачал головой.( Врач осмотрел больного и сокрушенно покачал головой)
Многолетними традициями Аэрофлота провозглашается, что каждый пассажир должен быть окружен вниманием и почетом.( Компания Аэрофлот придерживается многолетних традиций об окружении вниманием и почетом своих пассажиров).
Далее мы коснемся этого вопроса более подробно.( Далее мы проникнем в суть этого вопроса)
В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько имен — Е.Зайцева, М.Ширина, С.Кобозева…( В Ростове зрители увидят на ринге всего лишь несколько человек-Е.Зайцева, М. Ширина, С.Кобозева)
Всё стихотворение пронизано революционным уклоном. ( Всё стихотворение содержит революционный уклон)

Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперед русскую литературу.( Белинский и Добролюбов содействовали развитию русской литературы)
Пушкин хотел этим сказать, что дворянское общество занималось пустотой. (Пушкин хотел этим доказать, что дворянское общество занималось пустотой)
Они уже начали сдруживаться. (Они уже начали дружить)
Мимо строя проносят знамя. ( Мимо строя несут знамя)
Этот пробел необходимо пополнить. (Этот пробел необходимо заполнить)
Скоро теплоход должен был уезжать. ( Скоро теплоход должен был отплывать)
На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается увеличить норму.( На уборочной бригада студентов работает хорошо: каждый старается перевыполнить норму)
Газета призывает скорее восстановить разрушения на центральной улице. (Газета призывает скорее восстановить разрушенное на центральной улице)
Притормозив коня, командир подождал Марусю. (Придержав коня, командир подождал Марусю)
Сергею поручили очистить котел от пыли и загрязненности.( Сергею поручили очистить котёл от пыли и грязи)
В такую погоду отпросился Алеша пойти к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие. ( В такую погоду отпросился Алеша к отцу, чтобы отнести ему на поле продовольствие)
б ) Краткость и полнота речи
1. Устраните в предложениях лишние слова.
Не исключено, что скрипка Страдивари находится сейчас у кого-то из деревенских скрипачей.

Когда в обществе наступает напряженность, легче создать иллюзию, что можно решить все проблемы
, переключив справедливое недовольство людей на ненависть к другим народам.

Отец и мать дарят сыну садовый участок, который они имеют. Истребители взлетали прямо с шоссе.

Площадь виноградника — около пяти гектаров.

Дворяне наносили друг другу визиты.

В тачке везли лом: старый примус, ржавый водопроводный кран, сплющенный чайник.

Ошибки чтеца режут слух.

Госпиталь милосердия разместился в третьей горбольнице, заново оборудованной.

Вечер, посвященный дню 8 Марта, был особенно торжествен и радостен.

В литературном наследии Салтыкова-Щедрина видное место занимает разоблачение ложных эстетических теорий.

Бидструп создавал эти карикатуры почти 50 лет назад.

Новый сплав — великолепный сварочный материал для стальных изделий. Добрый совет библиотекаря, его знания и опыт тоже могут сыграть немалую роль в том, чтобы увлечь человека книгой.

В районной больнице плохо поставлен уход за пациентами.

Итак, речь бабушки является народно-разговорной.

Он быстро спустился вниз, но через несколько минут снова поднялся к себе.
2. Вставьте в предложения пропущенное слово (сочетание слов). Исправьте предложения со смысловыми недочетами, перестроив их.
На ваших экранах отдыхает польский боксер.(На ваших экранах можно увидеть как отдыхает польский боксер)
Вернув коров на зимнее содержание, мы провели большую разъяснительную работу.( Мы вернули коров на зимнее содержание и провели разъяснительную работу)
Чабан Кадыров добился увеличения овец. (Чабан Кадыров добился увеличения поголовья овец)
Клиентов в одежде не обслуживаем. (Клиенты, не снявшие верхнюю одежду, не обслуживаются)
На ферме хорошо кормят и ухаживают за телятами.(На ферме хорошо кормят телят и ухаживают за ними)
Коллектив хозяйства организованно приступил и ведет жатву колосовых.(Коллектив хозяйства организованно приступил к жатве колосовых)
Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но она до сих пор интересуется и любит искусство.( Анна Владимировна не смогла окончить Академию художеств, но до сих пор интересуется искусством и любит его)
Маяковский любил и гордился своей страной.(Маяковский любил свою страну и гордился ею)

в) Логичность речи.
1. Найти в предложениях логические ошибки.
Ученые нашего университета прочно вошли в число если не ведущих, то по крайней мере лидирующих специалистов по этой проблеме.
-Ученые нашего университета вошли в число лидирующих специалистов по этой проблеме.


Сначала он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека; потом стало известно, что у него среднее техническое образование.
-Он производил впечатление замкнутого, нелюдимого человека, хотя имел среднее техническое образование.
О дальнейшей судьбе Ленского мы ничего не знаем, так как он погиб.
-После гибели Ленского, о его дальнейшей судьбе ничего не известно.
Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя, выражали интересы трудового крестьянства.
-Скоморохи, актеры Древней Руси, ходили по деревням, били в бубен, водили медведя.
Однако Анну Толстой спасти не может.
-Однако Толстой спасти Анну не может
Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое и наоборот.
-Нельзя допускать того, чтобы при воспитании детей мать требовала- одно, а отец- другое.

г) Богатство (разнообразие) речи
1. В каждом из приведенных ниже предложений замените «универсальное» слово сделать (делать) более определенным, конкретизирующим характер действия.
На стволе березы кто-то ВЫРЕЗАЛ ножиком свои инициалы. Ребята стали РАЗЖИГАТЬ костры у самого ледника. С помощью антифашистов военнопленным удается СОВЕРШИТЬ побег из лагеря. В пятницу мы ПРОВОДИМ классный сбор. Для отличников гимназии решили ОРГАНИЗОВАТЬ на зимних каникулах экскурсию в Санкт-Петербург. В цехе ПРОВОДЯТ опыты по изготовлению оконной замазки из золы. Медведь натыкался на гвозди, и это ПРИЧИНЯЛО ему боль. Туристы УСТРОИЛИ отдых на берегу реки. Вера научила Джульбарса ВЫПОЛНЯТЬ разные поручения.
2. Приведите синонимы прилагательного «глухой» в разных его значениях:
-Неслышаший человек;
-Дальний край;
-Тихий выстрел;
-Безлюдный переулок;
-Поздняя осень; глубокая осень
3. Приведите синонимы и антонимы прилагательного «свежий» в разных его значениях:
Синонимы: прохладный ветер, бодрящий ветер; новая газета, сегодняшняя газета; мягкий хлеб, тёплый хлеб; чистая рубашка, новая рубашка; новая мысль.

Антонимы: спёртый, душный ветер; старая, вчерашняя газета; чёрствый, засохший хлеб; грязная рубашка, изношенная рубашка.
Задание. Прочитайте слова жалеть, жара, жасмин, шагать, шары, шампанское. Как вы произносите гласный звук в первом слоге? Каковы современные нормы их произношения?
жАлеть , жарА , жасмИн, шагАть, шарЫ, шампАнское

В русской речи среди гласных только ударные произносятся четко.
В безударном положении они утрачивают ясность и четкость звучания,
их произносят с ослабленной артикуляцией. Это называется законом редукции.
Буквы а, и, о без ударения произносятся как [а]:овраг — [а]враг, автономия — [а]вт[а]номия, молоко — м[а]л[а]ко.


Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия № 4
Задачи:

1 Задание. Распределите слова на группы с одинаковым ударным гласным звуком:
А: Арктика, пАспорт;
Ю: брошЮра, Юркий;
Е: вЕрность, Если, чЕковый;
Ё: жЁсткость, щЁголь;
И: жалюзИ, жИдкий, Искренний, мИлость, цИфра, шИнный;
О: кОкон, мОлодость, Отзыв;
Э: поЭзия, Эхо;
У: тУльский, Уксус;
Я: рЯдом, Ярость;
Ы: мЫсленно.


2 Задание. Укажите «третье лишнее», учитывая место ударения в словах.


  1. ЗвонИшь, кОрмишь, рОешь. – лишнее «звонишь»


  2. ЗеленЕть, краснЕть, ржавЕть. – нет лишних слов.


  3. ВагОнный, кУхонный, телефОнный. – лишнее «телефонный»


  4. ТаксИ, жалюзИ, нОвости. – «новости»


  5. ВодопровОд, нефтепровОд, провОд. – нет лишних слов.


  6. ОбеспЕчение, ограничЕние, квАшение. – лишнее «ограничение»


  7. ИзбалОванный, квалифицИрованный, пломбирОванный. – лишнее «квалифицИрованный»


  8. КлЕить, включИть, белИть. – нет лишних слов

3 Задание. Поставьте правильно ударение в следующих словах:

агЕнт, алькОв, анонИм, аргумЕнт, арЕст, астрОлог, астронОм, бАрмен,
блАговест, блуднИца, бунгАло, бюрокрАтия, вероисповЕдание, вЕчеря,
взАпуски, втрИдорога, газопровОд, граждАнство, диспансЕр, дОгмат, договОр,
донЕльзя, досУг, дОсыта, дотрОнуться, доцЕнт, еретИк, жалюзИ, завИдно, зАговор, запломбировАть, знАмение, издрЕвле, изобретЕние, Иконопись, инАче,инструмЕнт, инсУльт, исконИ, Исстари, каталОг, квартАл, корЫсть, купинА,магазИн, мЕльком, мЕнеджер, мизантрОп, молОх, мЫшление, начАть, неврОлог,некролОг, новорОжденный, облегчИть, ободрИть, огнИво, ограничЕние,оптОвый, понЯл, портфЕль, премировАть, приговОр, принУдить, принЯть,процЕнт, псевдонИм, пулОвер, рефлЕксия, рожЕница, свеклА, сегмЕнт, созЫв,столЯр, танцОвщица, тУфля, углубИть, фенОмен, хвОя, ходАтайство,
христианИн, цыгАн, щавЕль, экспЕрт, Ядрица.
Задание. Поставьте правильно ударение:

а) в существительных мужского рода: алкогОль, алфавИт, безмЕн, ворожеЯ, досУг, дефИс, дОллар, знАхарь, квартАл, инсУльт, коклЮш, партЕр, пОстриг, прИкус, нарОст, портфЕль, трИптих;