Файл: Принципы оперативнорозыскной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский юридический колледж»

Предметно-цикловая комиссия правоохранительной деятельности

КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность»

По специальности 40.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Тема: «Принципы оперативно-розыскной деятельности»

Выполнил:

студент гр. ПД-02-22

отделение правоохранительной деятельности



______________________

«___»____________2023 г.



Сабирова Т.А.












Проверил:

Преподаватель



______________________



Белякова Л.Б.




«___»____________2023 г.























Челябинск 2023

Оглавление
Введение

Глава 1.Понятие принципов ОРД, их система и значение

    1. Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности…………………………………………………………стр. 5-7

    2. Значениепринципов оперативно-розыскной деятельности……................................................................................стр. 8-9

Глава2.Принципы, указанные в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»

2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности…………………………………………………………..…...стр.11

2.2 Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности……………………………………………………..………...стр.

2.3 Организационные принципы ОРД…………………………..……….стр.

Глава 3.Иные принципы ОРД……………………………………………стр.

3.1 Морально – этические принципы оперативно – розыскной деятельности…………………………………………………………стр.

Заключение……………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………………

Введение

Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Оперативно-розыскная деятельность – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Принципы ОРД — это закрепленные в законодательных и иных нормативных актах и выработанные оперативно-розыскной практикой руководящие идеи, основополагающие начала, а также нравственные представления общества относительно сущности, цели и задач организации и тактики применения оперативно-розыскных сил, средств и методов.

Безусловно, что основным здесь является то, что оперативно-розыскная деятельность – это разновидность деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и осуществлять контроль за реализацией норм Федерального Закона об ОРД в оперативно-розыскной деятельности.

Объектом курсовой работы являются нормы права, регулирующие правоотношения в области оперативно-розыскной деятельности.

Предметом курсовой работы является практическая деятельность по применению норм права органами, осуществляющими ОРД.

Цель курсовой работы – рассмотреть конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.

Задачи исследования:

  1. Дать общую характеристику принципов оперативно-розыскной деятельности;

  2. Выявить особенности конституционных принципов оперативно-розыскной деятельности, которые закреплены в законодательстве.

Методологическую основу исследования данной работы составляют общенаучные методы познания: структурный, логический, сравнительно-правовой, системно-структурный.



Структура курсовой работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие принципов ОРД, их система и значение

1.1 Содержание принципов оперативно-розыскной деятельности

Конституционный принцип законности означает, что должностные лица оперативных подразделений при осуществлении ОРД руководствуются требованиями Конституции РФ (ст. 15), оперативно-розыскным законодательством (ст. 4, 10, 14, 15, 21, 22 и др. Закона об ОРД) и различными ведома венными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Данный принцип запрещает осуществлять ОРД для достижения целей и задач, не предусмотренных законодательными актами.

Обеспечение законности при проведении ОРД предполагает:

  1. осуществление ее исключительно субъектами, уполномоченными оперативно-розыскным законодательством;

  2. недопущение нарушений требований законодательства и ведомственных нормативных актов в деятельности оперативных подразделений и конкретных оперативных сотрудников;

  3. привлечение к ответственности должностных лиц оперативно-розыскных органов, виновных в нарушении законности;

  4. разработку комплексных мер, направленных на устранение причин и условий нарушения законности;

  5. оформление ее соответствующими документами и соответствующий ведомственный контроль и прокурорский надзор за ее осуществлением.

Как и во всех других юридических сферах деятельности, принцип законности является основополагающим для всех государственных и общественных организаций. Несоблюдение любого из других принципов означает и нарушение принципа законности.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является общеправовым принципом, закрепленным в ст. 2 Конституции РФ. Он взаимосвязан с принципом законности и приоритетен по отношению к другим социальным ценностям. Оно может применяться только по решению суда в отношении лица, в действиях которого имеются признаки тяжкого или особо тяжкого преступления, и случаях обеспечения безопасности общества и государства. Кроме того, данный принцип предусматривает запрет на проведение ОРМ, которые наносят физический и материальный ущерб
, подвергают угрозе жизнь и здоровье людей, а также причиняют ущерб окружающей среде.
Вместе с тем следует помнить, что ряд прав и свобод гражданина и человека имеют неотъемлемый характер и не могут ограничиваться ни при каких условиях. К ним, в частности, относятся право на достоинство личности (ст. 21 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ), право частной собственности (ст. 35 Конституции РФ).

Нормы ст. 24 Конституции РФ реализуются в ОРД в виде запрета на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. Сбор данных сведений без согласия лица, к которому они относятся, возможен лишь при их необходимости для решения оперативно-розыскных задач.

В соответствии с этим принципом отдельные физические и юридические лица имеют право получать от органов, осуществляющих ОРД, письменное объяснение по поводу ограничения их прав и свобод и обжаловать эти действия в вышестоящий орган, прокурору или суд. Однако оперативно-розыскным органам запрещается передавать и разглашать сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, если их разглашение может причинить ущерб оперативно-розыскным органам, интересам человека и безопасности государства (ст. 5 Закона об ОРД).

Принципы конспирации и сочетания гласных и негласных методов и средств не применяются в других отраслях права и отличают ОРД от других государственно-правовых средств борьбы с преступностью, поэтому их традиционно относят к отраслевым (специальным) принципам.

Принцип конспирации означает необходимость использования в процессе ее осуществления правил и приемов, позволяющих сохранять в тайне от подозреваемых лиц и окружающих граждан действия правоохранительных органов по изобличению преступников.

По своему значению принцип конспирации является основополагающим и системообразующим в практике ОРД. Он взаимосвязан с принципами законности, сочетания гласных и негласных методов и средств и обеспечивает реализацию конституционного принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Соблюдение конспирации позволяет избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации.


Конспирация обеспечивается различными способами, и прежде всего путем оптимального использования гласными и негласными сотрудниками специальных сил, средств и методов, обеспечивающих скрытость проводимых ОРМ, зашифровки целей и объектов ОРД. При этом необходимо выполнять установленные правила соблюдения режима секретности в делопроизводстве оперативных аппаратов в процессе организации ОРД, конфиденциальность при работе с полученными результатами и негласными сотрудниками.

Необходимость соблюдения конспирации обусловлена потребностью принятия адекватных мер борьбы с латентными преступлениями и позволяет избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, исключить возможность расшифровки использования конфидентов.

Механизм реализации принципа конспирации раскрывается в отдельных нормах оперативно-розыскного законодательства. В частности, в соответствии с положением ч. 4 ст. 5 Закона об ОРД лицо вправе истребовать от органа, осуществляющего ОРД, сведения о характере полученной в отношении его информации, но только в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение государственной тайны.

В то же время этим органам предоставлено право использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личности граждан, сотрудничающих с этими органами на конфиденциальной основе (п. 4 ст. 15).

Игнорирование принципа конспирации, с одной стороны, приводит к тому, что ОРД теряет свою результативность, а с другой — уравнивает ее с точки зрения возможностей с иными видами правоохранительной деятельности (административно-правовой, уголовно-исполнительной, уголовным процессом).

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств отражает сущность ОРД. Кроме того, противопоставление одних мер другим усложняет работу, ведет к неоправданным затратам, иногда к риску расшифровки негласных сил, средств и методов борьбы с преступностью.

Данный принцип нашел отражение в и. 1 ст. 15 Закона об ОРД, закрепившем право органов, осуществляющих ОРД, проводить такую деятельность как гласно, так и негласно.

Как показывает практика, эффективное решение задач борьбы с преступностью обеспечивается комплексным применением оперативно-розыскных методов и средств, оптимальным сочетанием гласных и негласных ОРМ. Это сочетание определяется исходя из реально складывающейся оперативной обстановки и тех задач, которые требуется решить.