Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Другим важнейшим свойством института принципов оперативно-розыскной деятельности является их система, непосредственно определяющая основное содержание и особенности рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. Под системой принципов оперативно-розыскной деятельности понимается интегрированная в структурно упорядоченное единство совокупность правовых норм, обладающих относительной самостоятельностью и обеспечивающих наиболее полное и эффективное решение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, а также реализацию иных задач правоохранительной деятельности с использованием оперативно-розыскных возможностей.
В ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы (приведена система) четыре принципа ОРД: конституционные принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах.
Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД, других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД.
Таким образом, систему принципов оперативно-розыскной деятельности образуют следующие группы:
-
непосредственно перечисленные в ст. 3 ФЗ об ОРД; это два общеправовых (законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина) и два отраслевых (конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств); -
наличие которых вытекает из содержания правовых норм, изложенных в ФЗ об ОРД и других законодательных и ведомственных нормативных правовых актах.
Для ОРД характерным является ее осуществление специальными силами, средствами в основном на конспиративной основе, которая регулируется ведомственными нормативными актами закрытого характера. Эта деятельность представляет собой специфическую систему со своим специальным аппаратом, правилами работы, нормами и моралью, которые соответствуют общепринятым в государстве, поскольку направлены на борьбу с преступностью.
При этом закономерности ОРД как одного из видов социальной практики лежат в основе отраслевых (специальных) принципов этой деятельности, к которым следует отнести планирование; целеустремленность; наступательность (оперативность); всесторонность, полноту и объективность производства по делам оперативного учета; использование конфидентов; научности; коллегиальности и единоначалия.
Глава 2. Принципы, указанные в ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”
2.1 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является ведущим принципом российского права. В России, как гласит ст. 17 (ч. 1) Конституции РФ, признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией РФ.
Статье 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод соответствует положение ст. 55 (ч. 2) Конституции РФ, устанавливающей, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека.
Даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению право на жизнь, охрана государством достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на жилище, свобода совести, вероисповедания и др.
Во всех случаях сохраняются гарантии права на судебную защиту. Конституционный Суд РФ указывал в своих решениях, что закрепленное в ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту относится к числу основных, которые не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах; оно должно быть предоставлено всем гражданам РФ, иностранцам, лицам без гражданства; оно действует во всех видах судопроизводства и на всех его стадиях, включая кассационное и надзорное судопроизводство; оно выступает как гарантия в отношении всех конституционных прав и свобод.
В вопросе о допустимых ограничениях прав и свобод есть много общего в нормах Европейской конвенции и Конституции РФ. Общее заключается в том, что ограничение прав и свобод рассматривается как исключение из общего правила о необходимости наиболее полной и эффективной их защиты. Введение ограничений допускается лишь при соблюдении ряда требований и в общественно значимых целях, ради защиты которых допускается ограничение прав человека.
Статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Конституционный Суд РФ, исходя из собственной практики и учитывая практику ЕСПЧ, конституционных судов Европы, выработал ряд правовых позиций, касающихся допустимого ограничения прав и свобод человека и гражданина
-
Специальные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности
Специальные (отраслевые) принципы – это принципы, присущие конкретной отрасли права, деятельности.
Специальные принципы оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) закреплены в статье 3 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», и определяются как принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.
Принцип конспирации.
Конспирация (от лат. Conspiratio – заговор) – это предъявляемая законодателем система требований и условий их реализации, направленных на сохранение в тайне информации об ОРД, выход из владения оперативно-розыскным органом, который может нанести ущерб этой деятельности и ее участникам.
Применительно к ОРД, конспирация как принцип заключается в осуществлении оперативно-розыскной деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы, методы, силы и средства подготовки и совершения оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ). Думается, что, прежде всего это нужно для того, чтобы избежать необоснованной и преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой первичной информации.
Следует также отметить, что данный принцип лучше других отражает разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности, и отличает ее от других государственно - правовых форм борьбы с преступностью.
Необходимость сохранения информации об ОРД от других лиц обусловлена определенными факторами.
Одним из факторов является потребность государства в принятии адекватных мер борьбы с преступностью, в частности с преступлениями, которые готовятся и совершаются в условиях неочевидности, чтобы избежать уголовной ответственности.
Второй фактор был затронут выше, это то, что конспиративность позволяет избежать необоснованной или преждевременной компрометации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, когда ОРМ проводятся при наличии непроверенной или противоречивой информации.
И еще одним фактором является то, что порой сохранение тайны является непременным условием оказания гражданами содействия в раскрытии преступлений, поимки преступников, а также гарантией защиты их прав и свобод, так как ОРД осуществляется в тайне не только от лиц, причастных к совершению преступлений, но и от окружающих граждан.
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Большое значение в ОРД имеет сочетание гласных и негласных методов и средств, обеспечивающих тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.
Предотвращение и раскрытие преступлений, розыск преступников и без вести пропавших обеспечиваются оперативными аппаратами, главным образом благодаря применению негласных сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.
Выбор органом, осуществляющим ОРД, методов и средств зависит от объективно сложившейся ситуации и определяется самостоятельно указанным органом. Результаты ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Чтобы обеспечить использование результатов ОРД в уголовном процессе, необходимо сведения, полученные негласным путем, проверять с помощью гласных приемов и подкреплять официальными материалами, которые могут выступать в качестве источников доказательств.
Сочетанием гласных и негласных средств и методов обеспечиваются результативность ОРД, конспирация, зашифровка негласных источников информации, проверка достоверности полученной оперативной информации, правильность принимаемых решений, обоснованность выдвигаемых версий и др.
Данный принцип содержит основополагающие идеи, закрепленные в юридических нормах, регулирующих отношения по предоставлению результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствию, прокурору и в суд. Правовую основу названного принципа составляют ст. 11 Федерального закона «Об ОРД» и Инструкция «О предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следствия, прокурору и в суд».
Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств нашел отражение в п. 1 ст. 15 Федерального закона «Об ОРД», закрепившем право оперативных подразделений проводить ОРМ как гласно, так и негласно.
-
Организационные принципы оперативно-розыскной деятельности
Список литературы
-
https://www.evkova.org/ -
https://ordrf.ru/wp-content/uploads/2020/04/Принципы-оперативно-розыскной-деятельности.pdf -
https://studfile.net/preview/6020076/page:5/ -
https://studref.com/ -
https://novainfo.ru/ -
https://alldetectives.ru/