Файл: Курсовая работа (курсовой проект) по учебному курсу Общая и экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт_

(институт)

Психология и педагогика дошкольного образования

(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА (КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)


  • по учебному курсу «Общая и экспериментальная психология»

Вариант 12

Студент

Н. В. Башканова







(И.О. Фамилия)




Группа

ППОбп-2001а













Преподаватель

О.В. Абашина







(И.О. Фамилия)




Тольятти 2023

Содержание
Содержание………………………………………………………………………...2

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Особенности тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………..6

1.1 Психологические особенности старших дошкольников…………………...6

1.2 Особенности агрессивности и тревожности у старших дошкольников…..6

Выводы по результатам анализа психолого-педагогической литературы….13

2. Организация и методы исследования……………………….………………...14

2.1 Организация исследования………………………………………………….14

2.2 Методы исследования……………………………………………………….14

2.3 Обработка исследования…………………………………………………….22

Выводы по результатам исследования…………………………………………24

Заключение……………………………………………………………………….25


Список используемой литературы…………………..…………………………27

Приложение 1…………………………………………………………………….29

Приложение 2…………………………………………………………………….32

Введение

Актуальность данной курсовой работы в том, что сейчас в мире растет количество тревожных и агрессивных детей, отличающихся высокой тревогой, эмоциональными неустойчивостями и несостоятельностью. Причиной возникновения и укрепления тревоги является неудовлетворенность возрастными потребностями.

Также в последние годы возрастает агрессивность детей, изменения, которые происходят не только внешним мире, а и семье, влияют на детские и родительские отношения у детей дошкольного возраста. Ранее агрессивные действия в детском возрасте могут привести к агрессивному поведению и преступности в будущем. Таким образом, на ранних стадиях развития агрессивного поведения особенно важно выявлять агрессивность. Важно изучать психологические условия и характеристики, которые вызывают агрессивное поведение детей.

В настоящее время семья, отношения с детьми, взаимоотношения с семьей претерпели значительные перемены. Современный дошкольник должен столкнуться с такими явлениями, которые раньше не были, либо не очень часто проявлялись. Например, можно говорить о недостатке и нормативности общения с родителями дошкольников, ограничении и упрощении игровых форм для освоения реальности, изменениях в социальной среде детей, недостатке информации, не соответствующей возрасту детей. Все это способствует формированию и формированию различных негативных эмоций у детей - агрессии, тревожности и страхе.

М.И. Лисин, Т.А. Репин, С.В. Корницкий, Я.Л. Кломинского занимались изучением характеристик тревоги, агрессии, межличностного взаимодействия дошкольников. Эта проблема до сих пор не исследована и рассматривается далеко не по всему аспекту. К примеру, стоит сказать, что практически нет исследований среди дошкольников. Хотя агрессия и беспокойство проявляются не только у старших дошкольников, но также у младших дошкольников. Также в сегодняшнем мире происходят серьезные изменения в семье и отношениях с детьми, которые прямо влияют на ребенка. Таким образом, эта проблема все еще актуальна в настоящее время. Ее актуальность заключается в то, что не только в подростковом и молодом возрасте наблюдается разрушительное, агрессивное поведение

, высокой агрессии, тревожности, негативного отношения к людям, а также проявляется жестокость и агрессивность окружающих. Но и в дошкольном возрасте все чаще можно наблюдать замкнутость, агрессивность, негативное и порой жестокое отношение, отвержение и непринятие среди детей. Все это постоянно усиливается, проявляется более жесткими формами. Поэтому данные асоциальных и аддиктивных проявлений необходимо исследовать в детстве дошкольного возраста, выявить, какие факторы оказывают влияние и приводят к возникновению изменений в отношениях между людьми, основы которых являются личностными качествами, которые затрудняют общение, асоциализм, агрессия, негативизм, и т.д.

Объект исследования – личностные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности взаимосвязи тревожности и агрессивности дошкольников.

Целью работы является выявление взаимосвязи между агрессивностью и тревожностью у детей старшего дошкольного возраста, а также сравнение исследуемых проявлений агрессии в двух возрастных группах.

В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста;

2. Подобрать методики для исследования агрессивности и тревожности детей старшего дошкольного возраста;

3. Определить уровень агрессии детей в дошкольном возрасте;

4. Провести экспериментальное исследование;

5. Сделать анализ полученных результатов.

Методы исследования: наблюдение, опрос и тестирование.

Гипотеза: есть взаимосвязь тревожности и агрессии; высокий уровень тревожности соответствует высокому уровню агрессии в дошкольном возрасте.

Теоретическая значимость исследования: это исследование расширяет и увеличивает объем знания о особенности тревоги и агрессии старшего дошкольника.

Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования можно использовать для организации работы психологов, педагогов.

1. Особенности тревожности и агрессивности у детей младшего дошкольного возраста

    1. Психологические особенности старших дошкольников


В конце раннего периода происходит отождествление ребенка с взрослым, создаются условия для нового социального развития ребенка. Ситуация в развитии проявляется в первый раз, когда ребенок выходит из семейной среды и устанавливает отношения с взрослым миром.

По словам Д.Б.Эльконина, дошкольный возраст вращается как центром, так и взрослым человеком, его функциями, задачами. Здесь взрослый играет роль носителя общественных функций в общественных системах взрослого человека - папа, шофер, доктор и т.д. Взрослый играет здесь роль носителя общественной функции в общественной системе взрослого - папы, шоферов, докторов и так далее. Д.Б.Эльконин считает, что человек является членом общества, он не может жить вне общества, основной его потребностью является жить с другими людьми, однако осуществить это в современных условиях исторически невозможно. [12]

Игра является ведущим типом деятельности для ребёнка. Все виды деятельности дошкольного ребенка имеют модельный характер, кроме самостоятельной работы. [12]

1.2 Особенности агрессивности и тревожности у младших дошкольников

Эмоции, чувства являются отражением реальной действительности в виде ощущений. Разные формы переживания чувств, эмоций, эмоций, настроек, стрессов, страстей и т.д. образуют эмоциональное пространство человека.

Тревожность – склонность человека к тревоге, которая характеризуется низким уровнем возникновения тревожной реакции, является одним из главных параметров индивидуального различия. [1]

В жизни детей важное значение играют эмоции: помогают понять реальную ситуацию и на нее реагировать. В поведении они сообщают взрослому, что ребенок любит, сердится или огорчается. Особенно это касается младенчества, когда недоступна вербальная связь. С возрастом ребенок обретает более богатый и разнообразный мир эмоционального мира. От основных страхов, радостей и т.д. он переходит в более сложную гамму чувств: радость и сердце, восторг и удивление, ревность и грусть. Изменяется и внешние проявление эмоций. Он уже не ребенок, плачет от страха и голода и страха.[12]

В дошкольное время ребенок осваивает язык чувств, принятое в обществе форма выражения тонких оттенков чувств, используя взгляды, улыбки, жесты, позы, движения, интонации голоса, и так далее.

В поведении дошкольников можно также увидеть эмоции, взгляды, жесты и позы. При высокой тревожности негативный фон ребенка проявляется в подавленности, плохом настроении. Ребенок практически не улыбнется и не делает этого специально, его голова опущена, выражение его лица грустно или индифферентно. В этих случаях появляются проблемы с общением и установлением контактов.
Дети часто плачут, легко оскорбляются, порой без видимых причин. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт.

Это стимулирует образование психологических реакций в виде агрессивных реакций на других людей. Таким образом, одним из самых популярных способов выбора тревожных детей является простое умозаключение: «Чтобы не бояться ничего, нужно делать, чтобы меня боялись». Маска агрессии внимательно скрывает не только тревогу окружающих, а и самого ребёнка. Однако в душе их все те же тревоги, растерянности и сомнения, отсутствия твердой опоры.[12]

Проявление агрессии и беспокойства у младшего дошкольника является довольно распространенным явлением современного мира. Проблема агрессии изучена в отечественных и иностранных психологических исследованиях С.В.Еникополовым, Г.М.Андреевым, Л.П.Колчином, Е.В.Романиным, Н.Д.Левитовом, С.Е.Рощином, И.А.Фурмановом, Т.Г.Румянцевым. Также этим вопросом занимались и такие ученые, как З. Фрейд. В своих работах подробно описывались и рассматривались особенности проявлений агрессии в детях.

А.А. Реан дает следующие определения агрессии - готовность к агрессии в отношении других людей, которая обеспечивает готовность человека воспринимать, интерпретировать и понять поведение других людей определенным способом.

В теоретическом анализе подходов к пониманию агрессивности выделятся три основные концепции в отношении агрессивности:

  • Биологическая – агрессивность является генетически

запрограммированной характеристикой.

  • Социальная агрессивность - представляет собой приобретенную

форму поведения.

  • Гуманистическая – агрессивность представляет собой сложный

феномен, который возникает из-за ограничения в естественной природе человека.

Также агрессивность различается по способу проявления:

  • Прямая агрессия – такая как, физическое воздействие, вербальная

агрессия.

  • Косвенная агрессия – агрессия, направленная на различные

объекты, которые не являлись агрессорами. Агрессия, направленная на самого себя.[11]

По мнению Р.С. Немова, тревожность является ситуативным или постоянным свойствам, человек возникает в состоянии повышенной тревоги и страха в особых социальных условиях.[9]

Тревожность отрицательно сказывается на развитии личности, связана с ней различными психическими расстройствами, например, истерией, фобией, навязчивостью. Пока не удалось однозначно выявить причину тревожности, но в дошкольных и юношеских возрастах причина тревожности является проблемой и нарушением отношений между детьми и родителями. Таким образом, ребенок, тревожный, проявит повышенную нагрузку, робость в детской комнате.[15]