Файл: Методологические и логические основы психологии общения Нормативная методология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методологические и логические основы психологии общения

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследователь­ской деятельности. Она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабаты­вавшим нормативные аспекты науки, был Г. П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии раз­рабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.
Структура методологического знания
выделяют следующие структурные уровни методологического знания:

  • Уровень философской методологии;

  • Уровень общенаучных принципов форм исследования;

  • Уровень конкретно научной методологии;

  • Уровень методики техники исследования.

Значение методологического знания для психологии особенно велико, можно назвать целый ряд причин этому. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Психология — «наука о самом сложном, что пока известно человечеству» (Гиппенрейтер), наука, в которой сливаются субъект и объект познания. Эти обстоятельства делают психологию наукой, занимающей особое место в системе научного знания.
Основные понятия методологии науки
Базовыми понятиями методологического анализа научного исследования являются предмет исследования, объект исследования, средства исследования и познавательная ситуация.
Предмет исследования – это совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения. Предмет науки для психо­логии — системообразующая категория, поскольку, как очевидно из всей ее истории, система научного знания строилась в зависимости от того, что было признано учеными в качестве предмета науки.


Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называетсякоммуникатором, получающий ее –реципиентом.

Общение- сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Именно в общении осуществляется прежде всего обмен идеями, интересами, формируются установки личности, ее позиции.