Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1398

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

244
Важной частью системы тарифообразования является Прейскурант
№ 10-01, в котором приведены базовые ставки для перевозок, обеспе- чивающие федеральному железнодорожному транспорту прибыльную работу. Прейскурант определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые рос- сийскими железными дорогами.
Прейскурант № 10-01 применяется на всех участках инфраструктуры
ОАО «РЖД», является обязательным и единым для всех пользователей услугами железнодорожного транспорта. В прейскуранте предусмотре- но разделение тарифа на две составляющие:
– за использование инфраструктуры и локомотивов федерального железнодорожного транспорта;
– за использование вагонного парка железных дорог.
Тариф за инфраструктуру и локомотивы включает затраты на их со- держание и возмещает расходы станций отправления и назначения гру- зов (начальная и конечная операции) и расходы по перемещению ваго- нов в поездах и обработке их в пути следования (движенческие опера- ции). К тарифным ставкам за движенческие операции применен попра- вочный коэффициент, корректирующий их значения в зависимости от расстояния перевозки и учитывающий изменение себестоимости пере- возок с учетом доли пробега груза в составе сборных и передаточно- вывозных поездов, а также количество переработок вагонов на техни- ческих станциях в расчете на один километр пробега.
Вагонная составляющая включает затраты по техническому обслу- живанию, ремонтам и амортизации с рентабельностью, обеспечивающей заинтересованность инвесторов в приобретении и обновлении вагонно- го парка. Выделение вагонной составляющей позволяет развиваться рынку частных перевозчиков и способствует повышению доходности перевозок ряда грузов, осуществляемых на условиях скидок.
Новая тарифная система ориентирована на регулируемую рыночную экономику и учитывает конкурентные факторы. С помощью гибкой та- рифной политики можно оперативно корректировать любые тарифные ставки. Оплата услуг инфраструктуры — единое условие для всех пере- возчиков, в том числе и самого ОАО «РЖД».
Грузовые тарифы дифференцированы по дальности перевозки, вели- чине транспортной составляющей в цене товара (три тарифных класса:
первый, второй, третий), типу вагона и его принадлежности, виду отпра-

245
вок и их массе, скорости перевозки, роду груза. Грузовые тарифы пост- роены в форме расчетных таблиц. Система построения таблиц поясная.
Для каждого пояса плата исчислена за среднее поясное расстояние.
Например, для пояса 80—90 км за 85 км.
21.4. Виды грузовых тарифов
В рыночных условиях на железнодорожном транспорте действуют грузовые тарифы следующих видов:
– тарифы на перевозку грузов в прямом сообщении Российской Феде- рации (общие, базовые тарифы), регулируемые через соответствующие правительственные органы ценообразования (см. п. 21.1);
– тарифы на международные перевозки, устанавливаемые в соответ- ствии с международными договорами Российской Федерации;
– тарифы, самостоятельно устанавливаемые МПС России;
– тарифы, устанавливаемые начальниками железных дорог (местные тарифы);
– договорные тарифы, устанавливаемые по соглашению стран;
– гибкие тарифы, основанные на общих, базовых тарифах, к которым применяются периодически пересматриваемые коэффициенты;
– исключительные тарифы, устанавливаемые на перевозки грузов,
связанных с особыми условиями их перевозок.
Все грузовые тарифы в зависимости от рода отправок и характера пере- возок подразделяются на повагонные, для мелких отправок и контейнеров.
Повагонные тарифы распространяются на все грузы, перевозимые повагонными отправками в универсальных и в специализированных ва- гонах в зависимости от их принадлежности.
На перевозки грузов мелкими отправками установлен единый та-
риф в виде готовых плат, дифференцированных в зависимости от массы
отправки.
На перевозку грузов в универсальных контейнерах транспорта уста- новлен тариф независимо от рода груза в виде готовых плат за пере-
возки в среднетоннажных и крупнотоннажных контейнерах (в зави- симости от их грузоподъемности брутто и принадлежности).
На перевозку наливных грузов в цистернах применяются потонные
тарифы, но тарифные ставки сгруппированы по наименованию отдель- ных позиций грузов (нефть и нефтепродукты, кислоты, углеводороды и спирт, их производные, молоко и молочные продукты и др.).


246
Тариф на перевозку негабаритных грузов зависит от осности, грузо- подъемности и типа транспортера, степени и вида негабаритности.
Установлены также отдельные тарифы на перевозку грузов в рефри- жераторных вагонах и контейнерах.
21.5. Тарифные руководства
Все действующие железнодорожные тарифы на перевозку грузов помещены в Прейскуранте № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и
услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными доро-
гами» (Тарифное руководство № 1, часть 1 и часть 2).
В части 1 приведены правила применения тарифов.
В части 2 помещены расчетные таблицы плат за перевозки грузов по поясам тарифных расстояний. В пределах одного пояса сумма платы не зави- сит от фактического расстояния перевозки грузов. Всего 39 расчетных таб- лиц, из них 29 — в пункте 1 «Расчетные таблицы плат за перевозки по российским железным дорогам грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении и экспортных и импортных грузов, следующих по россий- ским железным дорогам в непрямом международном сообщении через российские порты, а также на услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами при указанных перевозках». Осталь- ные 10 таблиц в пункте 2 «Расчетные таблицы плат за перевозку по рос- сийским железным дорогам экспортных и импортных грузов в прямом международном сообщении, в непрямом международном сообщении че- рез пограничные передаточные станции РФ (за исключением транзита),
а также за услуги инфраструктуры, выполняемые российским железны- ми дорогами при указанных перевозках».
В Тарифном руководстве № 2 помещены Правила применения ста- вок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального же- лезнодорожного транспорта, приведены таблицы базовых ставок, коэф- фициентов дифференциации и расчетных размеров платы.
В Тарифном руководстве № 3 помещены Правила применения сбо- ров за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте.
Тарифное руководство № 4 состоит из трех книг (1, 2, 3) и предназ- начено для определения тарифных расстояний перевозки пассажиров,
грузов и багажа в границах железнодорожных администраций, входя-

247
щих в Совет по железнодорожному транспорту государств-участников содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонс- кой Республики.
Книга 1. Тарифные расстояния между станциями на участках
железных дорог. В таблицах помещены поучастковые тарифные рассто- яния от каждого пункта до ближайших к ним узлов. Все станции, другие раздельные и пассажирские остановочные пункты расположены после- довательно в географическом порядке. Против каждого пункта простав- лен его номер (код) по данным единой системы кодирования раздель- ных и пассажирских остановочных пунктов.
Книга 2 состоит из двух частей, публикуемых отдельно.
Часть 1. Алфавитный список железнодорожных станций. Вклю- чает в себя четыре раздела: алфавитный список раздельных пунктов;
строящиеся железнодорожные линии, открытые для временной эксплу- атации и включенные в прямое сообщение; алфавитный список речных и морских портов и пунктов, включенных в прямые смешанные желез- нодорожно-водные сообщения, а также пунктов перевалки грузов с железных дорог на водные пути и обратно; алфавитный список городов,
названия которых не совпадают с названиями расположенных на их тер- ритории железнодорожных станций, городов, тяготеющих к железнодо- рожным станциям, и примерное расстояние между ними.
После наименования каждого пункта в алфавитных списках приве- дены условные обозначения, характеризующие коммерческие операции,
выполняемые на них, сокращенное наименование дороги и указаны стра- ницы и строки книги 1, где помещен данный пункт (в таблицах отправле- ния и прибытия), расстояния до ближайших транзитных пунктов, шести- значный код, присвоенный раздельным пунктам.
Часть 2. Алфавитный список пассажирских остановочных пунк-
тов и платформ.
Книга 3. Тарифные расстояния между транзитными пункта-
ми. Содержит перечень транзитных пунктов и таблицы тарифных рас- стояний между ними в границах железнодорожных администраций в алфавитном порядке (начиная с Азербайджанской дороги, затем Ар- мянской и т.д.)


248
Глава 22. Определение платы за перевозку грузов,
пользование вагонами, контейнерами и
инфраструктурой федерального железнодорожного
транспорта
22.1. Понятие о таксировке
Таксировкой называется процесс определения платы за перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые при этом железными дорогами, а также иных причитающихся платежей (дополнительных сбо- ров, платы за пользование вагонами, контейнерами, проезд сопровож- дающих, за работы и услуги, оплачиваемые по соглашению сторон,
штрафы и др.).
Общий порядок определения платы за перевозку грузов изложен в
Тарифном руководстве № 1 (часть 1, раздел 2, п. 2.4).
При таксировке на основании данных накладной определяют тариф- ное расстояние от станции отправления до станции назначения, устанав- ливают, к какому виду отправки относится предъявленный к перевозке груз, и применяют соответствующие правила определения тарифа. На основании наименования груза по ЕТСНГ (Приложение 2) определяют позицию и тарифный класс (для маршрутных, групповых и повагонных отправок), а при перевозке в универсальных вагонах — минимальную весовую норму (МВН). По типу вагона, контейнера, их принадлежности и наименованию груза из таблиц, приведенных в Приложении 5 Тариф- ного руководства № 1, часть 1, устанавливают номер тарифной схемы для данного вида отправки, а также поправочные коэффициенты к ним.
По расчетным таблицам, приведенным в части 2 Тарифного руковод- ства № 1, определяется плата. Для универсальных и специализирован- ных вагонов, включая вагоны-термосы, цистерны общего парка пова- гонными, групповыми, маршрутными отправками (кроме рефрижера- торных вагонов, транспортеров и негабаритных грузов) плата определя- ется как сумма платы за использование инфраструктуры и локомотивов
РЖД (тариф группы И, умноженный на поправочные коэффициенты) и платы за использование вагонов общего парка (тариф группы В, умно- женный на коэффициенты для ИВ-термосов, багажных вагонов пасса- жирского парка, приписных вагонов, линий узкой колеи):

249
Т = И · К
1
· К
2
· К
3
· К
4
+ В, (22.1)
где И — базовые ставки соответствующей схемы И на кокретном рассто- янии и для соответствующей загрузки вагона;
В — базовые ставки соответствующей схемы В-тарифа за использование вагона (для той же дальности), не зависит от рода и массы груза;
К
1
— коэффициент к ставкам тарифа за использование инфраструктуры и локомотивов РЖД в зависимости от класса груза;
К
2
— коэффициент к ставкам тарифа схемы И при перевозках грузов повагонными и контейнерными отправками в/из Калининградской области;
К
3
— дополнительные поправочные коэффициенты по родам грузов;
К
4
— поправочные коэффициенты, определяющие изменение базовых ста- вок, в зависимости от количества вагонов в отправке и технологии перевозок.
Аналогично определяется плата при перевозке порожних специализи- рованных контейнеров повагонными отправками в вагонах общего парка,
вагонов общего парка с собственным локомотивом (арендованным).
Для собственных (арендованных) вагонов для всех видов отпра- вок, рефрижераторных вагонов, транспортеров и негабаритных гру- зов плата определяется как произведение единой платы и поправоч- ных коэффициентов.
При наличии поправочного коэффициента, введенного с определенно- го расстояния перевозки, определение общей платы производится путем суммирования платы за расстояние, начиная с которого вводится попра- вочный коэффициент, и платы, полученной умножением разницы в тари- фах за превышение расстояния на указанный поправочный коэффициент.
После определения платы определяется размер уменьшения действу- ющего тарифа и вычитается из полученной платы.
Затем определяются сборы и платы, предусмотренные Приложением 6
первой части Тарифного руководства № 1.
На полученный размер провозной платы (с учетом вычитания скид- ки) начисляются требуемые законодательством налоги (налог на добав- ленную стоимость).
Все данные о таксировке заносятся в перевозочные документы, кви- танции разных сборов за услуги железнодорожного транспорта формы
РС-97, в счета-фактуры, книгу продаж и другие расчетно-кассовые до- кументы, установленные МПС в соответствии с законодательством Рос- сийской Федерации и нормативными актами Центрального банка Рос- сийской Федерации.
В настоящее время все операции по таксировке полностью автомати- зированы (см. пп. 12.10 и 22.10 учебника).


250
22.2. Определение тарифных расстояний
Тарифное расстояние — это расстояние, за которое взимается про- возная плата за перевозку груза. Оно определяется в соответствии с
Тарифным руководством № 1 (часть 1, п. 2.1) и Тарифным руковод- ством№ 4 (книга 1).
В соответствии со статьей 15 Устава плата за перевозку грузов взи- мается закратчайшее расстояние, на которое осуществляется перевоз- ка, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое осуществ- ляются перевозки грузов, по причинам, зависящим от владельца инфра- структуры и перевозчика. Этим самым обеспечивается рациональное исполнение договора перевозки.
В Тарифном руководстве №1 (часть 1, п. 2.1) установлено, что про- возная плата по железным дорогам России взимается:
– за расстояние по кратчайшему направлению, если грузы перево- зятся грузовой и большой скоростью;
– за действительно пройденное расстояние при перевозке негабарит- ных грузов и грузов на транспортерах;
– за суммарное расстояние перевозки по РЖД при перевозке грузов с участием Калининградской железной дороги;
– за расстояние перевозки с учетом обхода железнодорожных узлов для ряда опасных грузов и остальных грузов с учетом обхода малодея- тельных участков и скоростных линий.
Особый порядок определения тарифных расстояний при перевозке грузов по ряду участков РЖД приведен в Приложении 1 Тарифного руководства № 1, часть1.
Для определения тарифного расстояния необходимо:
– в Алфавитном списке железнодорожных станций (Тарифное руковод- ство № 4, книга 2, часть 1) найти пункты отправления и назначения. Против названия каждого пункта указаны наименование дороги, страница и строка в таблице отправления и прибытия (Тарифное руководство № 4, книга 1);
–отыскав пункты отправления и назначения, установить, на каком участке и между какими узлами они расположены и определить по схе- ме железных дорог направление перевозки.
При перевозке грузов возможно, что:
– станции отправления и назначения расположены в пределах одного участка. В этом случае расстояние между ними равно разности расстоя- ний от каждой из них до узловой станции, указанной в гр. 4 или 5 таблиц
«Отправление и прибытие» (Тарифное руководство № 4, книга 1).

251
П р и м е р . Требуется определить расстояние от станции Гагарин до станции Можайск.
Решение. В Алфавитном списке станций (Тарифное руководство № 4,
книга 2, часть 1) находим, что обе станции находятся на участке Ку- бинка I—Вязьма и помещены в таблице отправления и прибытия Та- рифного руководства № 4, книга 1. В графе 4 против станций Гагарин и Можайск расстояние до станции Кубинка I соответственно составля- ет 117 и 47 км. Тарифное расстояние 117 – 47 = 70 км.
Пример можно решить и по данным графы 5, где указано расстояние до станции Вязьма от станции Гагарин — 63 км и от станции Можайск —
133 км. Разность между ними 133 – 63 = 70 км также является тариф- ным расстоянием.
Решить пример можно также, пользуясь только Алфавитным спис- ком станций, где даны расстояния от станций Гагарин и Можайск до транзитных пунктов Вязьма и Кубинка 1;
станция отправления и станция назначения расположены на двух смеж- ных участках. Тарифное расстояние исчисляется суммированием рассто- яний от станции отправления и станции назначения до общей для них стан- ции, соединяющей участки, на которых расположены эти станции.
П р и м е р. Требуется определить расстояние от станции Иоссер до станции Межог.
Решение.В Алфавитном списке станций находим, что расстояние от станции Иоссер до станции Микунь 133 км, от станции Межог до станции
Микунь 45 км. Станции расположены на двух смежных участках с общей узловой станцией Микунь. Расстояние между ними 133 + 45 = 178 км.
Могут быть случаи, когда:
— два смежных участка соединены, кроме общего узла, еще тран- зитным участком и исчисленное указанным порядком расстояние не все- гда будет кратчайшим. Тогда необходимо для сравнения рассчитать еще расстояние по направлению через транзитный участок, суммируя рас- стояния от станции отправления до ближайшего узла примыкания тран- зитного участка, от второго узла примыкания до станции назначения и транзитного участка;
станция отправления и станция назначения находятся на разных участках, между которыми находится один или несколько транзитных участков. В этом случае тарифное расстояние исчисляют: от станции от- правления до ближайшего по кратчайшему направлению транзитного пункта; от станции назначения до ближайшего к ней транзитного пункта


252
в этом направлении; между транзитными пунктами (Тарифное руковод- ство № 4, книга 3).
П р и м е р . Определить расстояние от станции Дубровка до стан- ции Упрун.
Р е ш е н и е . В Алфавитном списке находим, что расстояние от стан- ции Дубровка до транзитного пункта Брянск-Орловский 81 км и Рос- лавль-1 — 52 км, от станции Упрун до транзитных пунктов Еманже- линск — 50 км, Золотая Сопка — 39 км. По схеме железных дорог выбираем кратчайшее через транзитные пункты Брянск—Орловский и
Еманжелинск, расстояние между которыми (Тарифное руководство № 4,
книга 3) 2338 км. Таким образом, расстояние между станциями Дуб- ровка и Упрун 81 + 50 + 2303 = 2469 км.
если станция отправления и станция назначения — транзитные пун- кты, то тарифное расстояние между ними определяют по книге 3 Тариф- ного руководства № 4.
П р и м е р . Определить тарифное расстояние между станциями Лена и Ожерелье.
Р е ш е н и е . В Алфавитном списке станций, находим, что станции
Лена и Ожерелье являются транзитными пунктами (ТП). В Тарифном руководстве № 4 (книга 3) находим строку со станцией Лена и на пере- сечении с графой станции Ожерелье находим цифру 5129 км. Это и бу- дет кратчайшим расстоянием между двумя станциями.
Тарифное расстояние при перевозке между станциями Московского узла, в том числе между станциями, включенными в обобщенный пункт под названием «Московский узел», принято 54 км, Санкт-Петербургского узла — 25 км. Перечень станций, входных и выходных пунктов и порядок определения тарифных расстояний с участием этих узлов помещены в
Тарифном руководстве № 4, книга 1.
22.3. Наименование груза
Грузоотправитель должен именовать груз в перевозочных докумен- тах в соответствии с одним из наименований Алфавитного перечня Гар- монизированной номенклатуры грузов (до ее введения — алфавитным списком ЕТСНГ), а при использовании электронной накладной — в со- ответствии с классификатором грузов для АСУЖТ. При этом необходи- мо указывать его отличительные признаки (в твердом или жидком со-

253
стоянии, в свежем или сушеном виде), если эти признаки оказывают влияние на уровень тарифа. Если такого наименования в Алфавитном перечне или классификаторе нет, то груз должен обозначаться в перево- зочных документах под тем наименованием, под которым он указан в соответствующей документации на данный груз с указанием того кода груза, поименованного в алфавитном списке, к которому груз можно отнести по его свойствам.
Грузы, не поименованные в Алфавитном перечне, таксируют:
– если их можно отнести к какой либо позиции данной группы по тарифному классу, установленному для этой позиции;
– если они подходят под какую-либо группу, но не могут быть отнесены к определенной позиции — по высшему из тарифных классов, имеющихся в этой группе.
Наименование грузов, отнесенных к категории опасных, указывают- ся в перевозочных документах в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов.
22.4. Округление массы груза и платежей
Под массой груза для определения провозной платы и сборов пони- мается масса груза, округленная в соответствии с правилами, изложен- ными в Тарифном руководстве № 1 (книга 1, п. 2.3).
Масса груза округляется:
– если он сдан в количестве до 10 т — до 100 кг, считая неполные
100 кг за полные (например, 2820 кг округляют до 2900 кг);
– если он сдан в количестве более 10 т — до полных тонн, считая неполную тонну за тонну (например, 14250 кг округляется до 15 т).
При определении платы за перевозку грузов в универсальных, спе- циализированных вагонах и цистернах общего парка плата за исполь- зование инфраструктуры и локомотивов РЖД (тарифы группы И) пос- ле умножения на поправочные коэффициенты округляются до целых копеек. Аналогично округляется плата за использование вагонов об- щего парка (тарифы группы В). Общий результат (сумма указанных плат) округляется:
– до целых рублей — по тарифным схемам на повагонные отправки и отправки в крупнотоннажных контейнерах, на потонные платы грузов,
перевозимых наливом;
– до 0,1 рубля (целых 10 коп) — по тарифным схемам на отправки в среднетоннажных контейнерах, на мелкие отправки грузов.