Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1414
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
313
верить правильность заполнения грузоотправителем описи, указать в ней номер накладной, расписаться в строке «Опись принята» и проставить календарный штемпель станции отправления.
Грузоотправитель уплачивает перевозчику сбор за объявленную цен- ность согласно Тарифному руководству № 1 за каждые 100 рублей объяв- ленной ценности в зависимости от расстояния перевозки. Размер упла- ченного сбора вносится в перевозочные документы. При перевозке гру- зов в крытом вагоне с сопровождающим, следующим в том же вагоне,
опись на перевозку грузов с объявленной ценностью не составляется.
Выдача грузов в этом случае производится без участия перевозчика.
314
Р а з д е л V I I I
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ НАСЫПЬЮ, НАВАЛОМ
И В ОТКРЫТОМ ПОДВИЖНОМ СОСТАВЕ
Глава 27. Перевозка грузов насыпью и навалом
27.1. Характеристика насыпных и навалочных грузов
Перечень грузов, допускаемых к перевозке насыпью, на основа- нии статьи 23 Устава устанавливается МПС России и опубликовыва- ется в Сборнике правил перевозок и тарифов на железнодорожном транспорте.
Большинство насыпных грузов обладает большой текучестью, повы- шенным абразивным воздействием на трущиеся части подвижного со- става и погрузочно-разгрузочных машин и устройств.
Такие грузы, как алебастр, гипс, мел, цемент относятся к сильно пачкаю- щим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно промывают. Кроме того,
они являются вяжущими материалами, смешиваясь с водой образуют плас- тические массы, которые затем затвердевают.
Вяжущие материалы обладают повышенной способностью к рас- пылению.
Порошкообразные удобрения обладают негативными свойствами: по- вышенной способностью к слеживанию, гигроскопичностью, пылени- ем, абразивностью. Это вызывает необходимость защиты трущихся час- тей машин и подвижного состава, использование респираторов для за- щиты органов дыхания обслуживающего персонала и принятия мер для предотвращения качественных и количественных потерь удобрений. Гра- нулирование позволяет изменить или значительно ослабить отрицатель- ные физико-химические свойства удобрений.
Качественная характеристика зерновых грузов и продуктов их пере- работки изложена в п. 34.1.
Перечень грузов, допускаемых к перевозке навалом, на основании статьи 23 Устава устанавливается МПС России.
Насыпные грузы, размер гранул которых не превышает 13 мм, а также грузы класса 0—100 мм с содержанием частиц (размером ме- нее 13 мм) более 50 % относятся к грузам мелких фракций.
Насыпные и навалочные грузы являются массовыми, характеризу- ются постоянством потоков. Погрузка и выгрузка их в основном сосре-
315
доточена на крупных предприятиях, что создает в основном благоприят- ные возможности для осуществления перевозок этих грузов отправи- тельскими маршрутами.
27.2. Условия перевозок грузов насыпью и навалом
Условия перевозок грузов насыпью и навалом изложены в Правилах перевозок грузов насыпью и навалом железнодорожным транспортом.
Грузы, требующие защиты от атмосферных осадков и распыления
(например цемент, минеральные удобрения, апатит, гипс, мел), перево- зятся насыпью в вагонах-хопперах (цементовозах, минералловозах,
аппатитовозах) и в других специализированных крытых вагонах. Гру- зы, не требующие защиты от атмосферных осадков (например руда,
уголь, флюсы, песок, щебень, гравий, торф, шлаки) перевозятся на- сыпью в открытом железнодорожном подвижном составе и в специа- лизированных вагонах.
При оформлении перевозочных документов на перевозку грузов на- сыпью в специализированных вагонах и глуходонных полувагонах гру- зоотправитель обязан в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» сделать отметку следующего содержания: «Перевозка в специализированных вагонах (или соответственно в глуходонных полу- вагонах) с получателем согласована. Устройства разгрузки имеются».
Условия перевозки зерновых грузов и продуктов их переработки рас- сматриваются в п. 34.3.
Грузы, перевозимые навалом и требующие защиты от атмосферных осадков, загрязнения (например бахчевые культуры, овощи и другие)
перевозятся в крытых вагонах. Грузы, перевозимые навалом, не требу- ющие защиты от атмосферных осадков (например дрова, камни природ- ные, металлы черные) перевозятся в открытом подвижном составе и в специализированных вагонах.
Перевозка грузов навалом в крытых вагонах допускается только с установленными грузоотправителем дверными заграждениями. Для заграждения дверных проемов вагонов могут применяться щиты, дос- ки, горбыли, заграждения из других плотных материалов, а также за- таренные грузы.
При оформлении перевозочных документов на перевозку груза на- сыпью или навалом в накладной в графе «Количество мест» грузоотпра- вителем указывается соответственно «насыпью» или «навалом».
316
После выгрузки многих грузов, перевозимых насыпью или навалом,
должна производиться промывка вагонов. Перечень этих грузов приве- ден в Правилах очистки и промывки вагонов и контейнеров после выг- рузки грузов. Грузы, перевозимые насыпью и навалом взвешивают, как правило, на вагонных весах без расцепки вагонов, но с остановкой их на весовой площадке. Массу тары, как правило, принимают по трафарету.
Масса навалочных и насыпных грузов может определяться по обмеру.
Массовые насыпные и навалочные грузы, как правило, предъявля- ются к перевозке группами вагонов (групповые или маршрутные от- правки) и могут оформляться по одной накладной формы ГУ-27е.
27.3. Перевозка грузов группами вагонов по одной накладной
Перевозка грузов группами вагонов оформляется одной из следую- щих форм накладных:
– на бланке формы ГУ-27е (лист 1 — оригинал накладной заполняется грузоотправителями, листы 2, 3, 4 машинопечатной формы ГУ-29у ВЦ
заполняются перевозчиком;
– на бланке формы ГУ-27е (лист 1 — оригинал накладной заполняет- ся грузоотправителем, листы 2, 3, 4 на бланках формы ГУ-29б заполня- ются перевозчиком с помощью копировальной бумаги машинописным или разборчиво рукописным способом);
– на бланке формы ГУ-27у-ВЦ (лист 1 — оригинал накладной запол- няется грузоотправителем компьютерным способом, листы 2, 3, 4 ма- шинопечатной формы ГУ-29у-ВЦ формируются компьютерным спосо- бом перевозчиком на основе листа 1).
Кроме этого, к оригиналу накладной грузоотправитель прикладывает четыре экземпляра дополнительного листа, в котором указываются но- мера вагонов и данные о них, масса груза в каждом вагоне, количество мест, сведения о ЗПУ, сумма провозных платежей.
Перевозчиком во все экземпляры дополнительного листа вносится номер отправки. Первый, второй и третий экземпляры дополнительного листа прикладываются перевозчиком соответственно к оригиналу на- кладной, дорожной ведомости и к корешку дорожной ведомости, а чет- вертый экземпляр вместе с квитанцией о приеме груза возвращается грузоотправителю.
Предъявляемые к перевозке группами вагонов грузы оформляются по одной накладной при соблюдении следующих условий: грузы долж-
317
ны быть одного наименования номенклатуры грузов; погрузка и выг- рузка должны производиться в местах необщего пользования, не при- надлежащих перевозчику; отправка грузов предъявляется перевозчику одним грузоотправителем на одной станции отправления и направляется в адрес одного грузополучателя на одну станцию назначения; масса груза и количество вагонов в пути следования не изменяется.
При формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра
(основной части отправительского маршрута) и прицепной части марш- рута отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, так и каждая группа вагонов, находящихся в составе прицепной части марш- рута, а также каждый одиночный вагон прицепной части.
Накладные заполняются в соответствии с Правилами заполнения пере- возочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспор- том и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов груп- пами вагонов по одной накладной.
Общее количество мест, масса всей отправки груза и общая сумма платежей указывается на лицевой стороне накладной.
В случае отцепки в пути следования вагона (группы вагонов) от маршрутной или групповой отправки вследствие его (их) неисправно- сти составляется акт общей формы в двух экземплярах с указанием в нем причин отцепки вагона (группы вагонов), а также номера отправ- ки, наименований и кодов станции назначения груза, наименования и кода грузополучателя, его почтового адреса, наименования кода гру- за. Порядок оформления перевозочных документов (в том числе с ис- пользованием электронной накладной) в случае отцепки вагона приве- ден в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов груп- пами вагонов по одной накладной.
27.4. Особенности перевозок отдельных насыпных
и навалочных грузов
Перевозки каменного угля по своему объему составляют значитель- ную часть грузооборота на железнодорожном транспорте. В структуре погрузки грузов на железных дорогах Российской Федерации уголь составляет более одной трети и является самым массовым грузом.
Каменный уголь перевозят в полувагонах. Они должны быть исправ- ными и иметь зазоры в разгрузочных люках не более допускаемых тех- ническими условиями. Полувагоны, подаваемые под погрузку коксую-
318
щихся углей, не должны иметь сора и песка. Перед погрузкой каменно- го угля мелких фракций грузоотправитель обязан убедиться в том, что перевозка в данном полувагоне не вызовет его потерь, загрязнения им железнодорожного пути и окружающей среды. Для этого грузоотпра- витель принимает дополнительные меры по уплотнению зазоров кузова полувагонов.
Загруженные вагоны взвешиваются и в соответствии с грузоподъ- емностью полувагона догружаются или отгружаются при ее превыше- нии, т.е. производится дозировка. На многих шахтах применяются бун- керные погрузочно-весовые устройства, на которых взвешивание со- вмещается с погрузкой и дозировка не требуется.
При перевозке и хранении угля необходимо учитывать такие его свой- ства, как самовозгорание, смерзание, дробление. Ископаемые угли об- ладают способностью поглощать кислород воздуха, что приводит к са- монагреванию и самовозгоранию. По мере окисления происходит выде- ление и накопление тепла, что в конечном счете приводит к самовозго- ранию углей. Не допускается погрузка ископаемых углей в вагоны, за- соренные остатками других грузов, так как угольная пыль с другими веществами (с серным колчеданом, аммиачной селитрой, бертолетовой солью и т.д.) образует взрывчатые смеси.
Марка каменного угля указывается грузоотправителем в наклад- ной в графе «Наименование груза», например, уголь каменный марки
«К» — коксовый.
Кокс перевозится в специализированных полувагонах для кокса объе- мом кузова 117 м
3
или в универсальных полувагонах с «шапкой» треу- гольной формы. В перевозочных документах грузоотправитель указы- вает класс кокса, например, «кокс доменный», «кокс мелкий», «кокс орешек». Кокс мелкий и орешек подвержен смерзанию. Значительная часть кокса перевозится кольцевыми маршрутами.
Торф перевозится на небольшие расстояния. Так как объемная мас- са торфа колеблется в широких пределах от 0,2 т/м
3
(для воздушно- сухого продукта) до 0,65 т/м
3
(для влажного), его перевозят в специ- ализированных цельнометаллических полувагонах-хопперах с объе- мом кузова 120 м
3
и грузоподъемностью 58 т или в универсальных полувагонах с наращенными бортами. Для перевозки торфа создают- ся торфяные «вертушки» из таких вагонов. При перевозке торфа гру- зоотправитель вместе с накладной представляет качественное удос-
319
товерение, где указывает род, плотность, влажность и зольность тор- фа. Масса торфа определяется взвешиванием на вагонных весах или обмером. При длительном хранении торф подвержен самонагрева- нию и самовозгоранию.
Рудные грузы предъявляются к перевозке в виде сырой руды (сорти- рованной, рядовой и мелочи), рудных концентратов, агломерата (горя- чего и охлажденного) и металлических окатышей. Основную массу железной руды перевозят в полувагонах, на короткие расстояния — в думпкарах и только незначительную часть — на платформах. На усло- вия перевозок влияет объемная масса, влажность, гранулометрический состав, пористость, абразивность, коррозирующие и другие специфи- ческие особенности рудных грузов.
Объемная масса рудных грузов колеблется в широких пределах и влияет на степень использования подвижного состава и погрузочно-раз- грузочных механизмов.
Агломерат и окатыши — продукты специальной термической об- работки мелкого рудного сырья и концентратов (спекания рудной ме- лочи и концентратов в куски и в шарики определенного диаметра).
Агломерат перевозится на небольшие расстояния (300—400 км) в спе- циализированных металлических хопперах (агловозах) в горячем со- стоянии (до 700 °С).
Так как железную руду, агломерат, окатыши, флюсы отправляют из ограниченного числа пунктов и выгружают в пунктах массового по- требления, их перевозки организуют преимущественно отправительски- ми маршрутами. На отдельных направлениях для этих перевозок приме- няют кольцевые маршруты.
Цемент относится к вяжущим строительным материалам. Он пред- ставляет собой порошок обычно серо-белого цвета, обладающий способ- ностью к слеживанию, образованию сводов и распылению.
В перевозочных документах указываются вид и марка цемента. Вслед- ствие легкой распыляемости и вредного воздействия на организм чело- века обслуживающий персонал при работе с цементом должен пользо- ваться защитными марлевыми повязками или респираторами. Перевозят цемент насыпью в универсальных крытых вагонах, в специализирован- ных саморазгружающихся крытых вагонах, в специализированных ци- стернах для цемента и в специальных контейнерах грузоотправителя. В
специализированных вагонах цемент следует в адрес грузополучателей,
320
имеющих устройства для выгрузки, другим грузополучателям такие вагоны направляют при их согласии. Цемент также перевозится в таре; в качестве тары для цемента применяются крафт-бумажные мешки вмес- тимостью 50—70 кг. Грузоотправитель помещает в каждый вагон с це- ментом ярлык — предварительный паспорт, который является первич- ным техническим документом, удостоверяющим сорт и марку цемента.
Затем в адрес грузополучателя высылается окончательный паспорт, по которому он может убедиться в том, что в его адрес прибыл тот цемент,
который ему нужен.
Кирпич перевозят в крытом и в открытом подвижном составе и в специализированных контейнерах, а также в пакетированном виде. При погрузке на платформы применяют укладку кирпича выше бортов. Наи- более рационально перевозить кирпич на поддонах с укладкой его полу- паркетным способом.
Минеральные удобрения перевозят и хранят в основном в затарен- ном виде или насыпью. Затаривают удобрения в полиэтиленовые и бу- мажные мешки массой до 50 кг. Затаренные удобрения перевозят в уни- версальных крытых вагонах. Для перевозки удобрений насыпью приме- няют специализированные крытые цельнометаллические вагоны бункер- ного типа (хопперы-минералловозы) объемом кузова 73,0 и 81,0 м
3
, а также специализированные жесткие, полужесткие и мягкие контейнеры.
Все пункты погрузки минеральных удобрений в вагоны-минералловозы должны быть оборудованы дозирующими устройствами. При разгрузке минералловоза нельзя допускать образование вакуума внутри кузова. С
этой целью перед разгрузкой открывают один из загрузочных люков на крыше. Выгружают минеральные удобрения из минераловозов на обе стороны повышенного пути или в специальные приемные устройства.
27.5. Борьба со смерзаемостью грузов
К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, ко- торые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обыч- ные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между со- бой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона. Перечень перево- зимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам, а также сроки проведения профилактических мер против смерзания в холодный период года в зависимости от местонахождения подразделений перевоз- чика приведен в Приложениях 1 и 2 Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.