Файл: Железнодорожного транспорта 2 удк 656. 225. 073 Ббк 39. 28 П271 Перепон В. П. Организация перевозок грузов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1358
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
549
тановленными грузоотправителем, либо в исправном подвижном соста- ве без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркиров- кой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свиде- тельствующих о несохранности груза, грузобагажа.
Если погрузку груза, установку ЗПУ или увязку груза осуществлял перевозчик, то в случае несохранности он несет ответственность.
Перевозчик освобождается также от ответственности в случаях, если:
– недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза, грузо- багажа в открытом подвижном составе;
– перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении проводника грузоотправителя или грузополучателя;
– недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто груза, грузобагажа;
– утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа про- изошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточ- ными или неполными сведениями, указанными грузоотправителем в на- кладной, заявлении на отправку грузобагажа.
Во всех перечисленных случаях перевозчик несет ответственность за несохранность груза, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.
В соответствии со статьей 96 Устава перевозчик в порядке, установ- ленном законодательством Российской Федерации, возмещает ущерб,
причиненный при перевозке груза в следующих размерах:
– в размере стоимости утраченного или недостающего груза в слу- чае его утраты или недостачи;
– в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в слу- чае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невоз- можности восстановить поврежденный груз;
– в размере объявленной стоимости груза или в размере доли его объяв- ленной стоимости, соответствующей утраченной, недостающей или по- врежденной (испорченной) части груза.
Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, либо при отсутствии счета продавца или цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
550
Наряду с возмещением ущерба в размерах, установленных настоя- щей статьей, перевозчик возвращает взысканную за такой груз провоз- ную плату и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорциональ- но количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испор- ченного) груза, если провозная плата не входит в стоимость такого груза.
52.4. Ответственность грузоотправителя за искажение
наименований грузов, грузобагажа, особых отметок,
сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах
За искажение наименований грузов, грузобагажа, особых отметок,
сведений о грузах, грузобагаже, об их свойствах, в результате которо- го снижается стоимость перевозок или возможно возникновение об- стоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов, грузобагажа грузоотправители несут ответственность, предусмотренную статьями
98 и 111 Устава.
Грузоотправитель несет ответственность перед перевозчиком за сам факт искажения сведений в накладной (в заявлении на перевозку гру- зобагажа). Перевозчик согласно статье 27 Устава имеет право прове- рять достоверность этих сведений. За искажение в накладной грузоот- правитель уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевоз- чика. За искажение наименования грузобагажа, а также сведений о свойствах, при перевозке которых требуются особые меры предосто- рожности, отправитель грузобагажа уплачивает штраф в размере двух- кратной стоимости платы за перевозку. За икажение в заявлении на отправку грузобагажа его массы, отправление в сданном грузобагаже предметов, перевозка которых запрещена, отправитель уплачивает штраф в размере двухкратной стоимости платы за перевозку грузобагажа, если в соответствии с законодательством Российской Федерации перевозка таких предметов не влечет за собой административную или уголовную ответственность.
551
52.5. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза
и не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации
(ст. 785, 792) и статьей 33 Устава одной из важнейших обязанностей пере- возчика является выполнение договора перевозки в установленный срок.
В соответствии со статьей 97 Устава за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик
(при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соот- ветствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в разме- ре девяти процентов платы за перевозку данного груза.
Перевозчик может быть освобожден от уплаты пени, если докажет,
что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств (непреодолимой силы, военных действий,
блокады, эпидемии и др.).
Следует отметить, что неустойка (в виде пени) не является исключи- тельной, а относится к числу штрафных или кумулятивных неустоек.
Это означает, что такая неустойка не освобождает перевозчика (другую виновную сторону) от возмещения вызванных просрочкой убытков в размере, установленном статьей 796 Гражданского кодекса. Так, напри- мер, если в результате просрочки в доставке груз был испорчен, пере- возчик (другая виновная сторона) обязана кроме уплаты правомочному лицу пени за просрочку доставки груза возместить сумму, на которую понизилась стоимость груза в результате порчи, а при невозможности восстановления поврежденного груза — его стоимость.
52.6. Ответственность сторон за задержку вагонов
и контейнеров, использование их без согласия владельцев
В соответстви со статьей 99 Устава за задержку вагонов, контейне- ров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необ- щего пользования, более чем на 24 часа по истечении технологических сроков оборота вагонов и контейнеров, уставновленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодо- рожных путей необщего пользования грузоотправители, грузополучате- ли, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачи- вают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные ста-
552
тьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами и контейнерами. Такой же размер штрафа установлен по исте- чении 36 часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку,
выгрузку грузов локомотивами перевозчика.
За задержку вагонов (ст. 100 Устава) с грузоотправителя, грузополуча- теля перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда.
За задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выг- рузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за за- держку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в раз- мере 0,2 минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Такой же штраф взыскивается с перевозчика при задер- жке приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования.
Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения сроков подачи и уборки вагонов, предусмотренных договорами.
За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, мине- раловозов и других специализированных вагонов размер штрафа уве- личивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транс- портеров — в три раза. Задержка вагонов менее 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
За каждый час задержки универсального контейнера (ст. 101 Устава)
грузоотправители, грузополучатели уплачивают перевозчику штраф в размере: 0,01 минимального размера оплаты труда за контейнер массой брутто менее 5 тонн; 0,04 — от 5 до 10 тонн; 0,1 — свыше 10 тонн.
Такая же ответственность за задержку вагонов и контейнеров уста- новлена для грузоотправителей в соответствии со статьей 47 Устава в случае задержки их таможенными и иными государственными органа- ми контроля на пограничных и портовых передаточных станциях из-за нарушения грузоотправителем требований правил перевозок и таможен- ных правил. Грузоотправитель, виновный в задержке вагонов, в этом случае вносит перевозчику плату за пользование вагонами и контейне- рами, а по истечении 10 суток (для продовольственных и скоропортя- щихся — 4 суток) штраф за простой вагонов. Кроме этого грузоотпра-
553
витель уплачивает перевозчику штраф за задержку вагонов и контейне- ров в сорокапятикратном и пятнадцатикратном размере минимального размера оплаты труда соответственно за вагон и контейнер.
В соответствии со статьей 99 Устава использование вагонов, контей- неров для перевозок грузов без согласия их владельцев грузоотправи- телями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей не- общего пользования, обслуживающими грузополучателей своими ло- комотивами, виновные физические и юридические лица уплачивают в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Ус- тава за задержку вагонов, контейнеров. Такие же штрафы уплачивают перевозчики в случае самовольного использования вагонов и контейне- ров, принадлежащих грузоотправителям и грузополучателям.
За нарушение грузополучателем требований, установленных статьей
44 Устава, связанных с очисткой вагонов и контейнеров, им уплачивает- ся перевозчику штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда за вагон и контейнер. Перевозчик несет ответственность в таких же размерах в случае подачи грузоотпра- вителю без его согласия под погрузку порожних неочищенных вагонов,
контейнеров.
52.7. Ответственность грузоотправителя за превышение
грузоподъемности (перегрузку) вагона, контейнера
Превышение грузоподъемности вагонов, контейнеров согласно указан- ным на них трафаретам относится к числу грубых нарушений Технических условий, которые могут создать аварийные ситуации на железнодорожном транспорте и привести к человеческим жертвам и имущественным поте- рям. Поэтому за указанное нарушение на грузоотправителя возлагается по- вышенная ответственность. Он уплачивает перевозчику в соответствии со статьей 102 Устава штраф в размере пятикратной платы за перевозку факти- ческой массы данного груза, грузобагажа. В случаях аварийных ситуаций,
возникших вследствие перегрузки вагона, контейнера, грузоотправитель возмещает перевозчику также причиненный ущерб в полном объеме. При этом следует иметь в виду, что штраф уплачивается независимо от того,
имели ли место в результате указанного нарушения аварийные ситуации,
приведшие к причинению перевозчику ущерба или нет. В связи с повышен- ной ответственностью грузоотправителя за превышение грузоподъемности вагонов и контейнеров перегруз их оформляется коммерческим актом.
554
52.8. Ответственность сторон при повреждении
и утрате вагонов и контейнеров
В соответствии со статьей 104 Устава при повреждении или утрате предоставленных перевозчиком вагонов, контейнеров или их узлов и деталей грузоотправители, грузополучатели обязаны их отремонтировать либо возместить перевозчику стоимость ремонта или фактическую сто- имость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их уз- лов и деталей. Кроме того, грузоотправители, грузополучатели возме- щают перевозчику убытки, понесенные им вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров.
Такую же обязанность несут перевозчики (ст. 105 Устава) при по- вреждении или утрате принадлежащих грузоотправителям, грузополу- чателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контей- неров или их узлов и делалей.
За утраченные перевозчиком вагоны, контейнеры, принадлежащие грузоотправителям, грузополучателям, другим организациям, перевоз- чик по их требованию обязан предоставить соответствующие вагоны,
контейнеры во временное бесплатное пользование и в случае невозвра- щения владельцам утраченных вагонов, контейнеров по истечении трех месяцев передать временно переданные вагоны, контейнеры в собствен- ность грузоотправителей, грузополучателей, других юридических и фи- зических лиц.
Передача указанных вагонов, контейнеров осуществляется с согла- сия собственника утраченных вагонов и контейнеров.
52.9. Ответственность грузополучателя и грузоотправителя
после прибытия груза на станцию назначения
В соответствии со статьей 106 Устава после прибытия груза, грузобага- жа на железнодорожную станцию назначения и уведомления перевозчи- ком грузополучателя (получателя) о прибытии груза, грузобагажа в его адрес ответственность за расчеты за перевозку возлагается на грузопо- лучателя (получателя).
В случае, если груз, грузобагаж прибыл на железнодорожную стан- цию назначения и грузополучатель (получатель) отсутствует, а также от- сутствует возможность уведомления его о прибытии груза, ответствен- ность перед перевозчиком за окончательные расчеты за данную перевоз-
555
ку несет грузоотправитель после получения им соответствующего уве- домления в письменной форме от перевозчика.
Грузополучатель обязан принять прибывший в его адрес груз, своев- ременно возвратить в надежном состоянии дороге поданные под выг- рузку вагоны и др. На грузополучателя возлагаются и те обязанности,
которые были возложены на грузоотправителя, но не были им выполне- ны. Особое значение имеет обязанность грузополучателя произвести окончательные расчеты за перевозку, т.е. полностью рассчитаться по провозной плате за перевозку и иным платежам, не внесенными грузо- отправителем. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов, гру- зобагажа по вине грузополучателя (получателя) перевозчик вправе по- требовать уплаты процентов за просрочку платежа, плату за пользова- ние вагонами, контейнерами, находящимися на его ответственном про- стое, предусмотренные статьей 30 Устава.
Моментом возникновения обязанностей грузополучателя и его ответ- ственности перед перевозчиком является получение от железнодорожной станции уведомления о прибытии в его адрес груза.
1 ... 32 33 34 35 36 37 38 39 ... 42
Глава 53. Виды несохранности
и обеспечение сохранности перевозимых грузов
53.1. Причины и условия возникновения несохранных перевозок
Несохранные перевозки — это перевозки, в результате которых про- исходят потери или ухудшение качества грузов при транспортировке, в том числе во время ожидания погрузки, собственно погрузки, перевоз- ки, выгрузки и доставки к месту потребления.
Сохранность грузов при перевозках — обеспечение доставки грузов от отправителя до получателя без ухудшения качества, указанного в пе- ревозочных документах (с учетом норм естественной убыли). Состоя- ние сохранности характеризуется размерами потерь и убытков, выпла- чиваемых за утрату, порчу и повреждение грузов.
Конкретные меры и действия, обеспечивающие сохранность пере- возимых грузов, рассмотрены в соответствующих темах настоящего учебника.
Сохранность грузов при перевозках в рыночной экономике имеет первостепенное экономическое, технологическое и социальное значение.
556
Для обеспечения сохранности перевозимых грузов используются но- вые технические средства, организационные мероприятия, научные разра- ботки, проводится анализ несохранных перевозок, выявляются причины и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами несохранных перевозок грузов являются, прежде всего, хищения, пожары и крушения, несоблюдение сроков доставки скоропортящихся грузов и на- рушение режима их обслуживания в пути следования, несоблюдение пра- вил приема и выдачи грузов, нарушение правил производства маневровых работ, утрата и неисправность ЗПУ, неисправность вагонов и контейнеров.
Причинами хищений являются необеспечение надлежащей охраны грузов в парках станций, на контейнерных площадках, в грузовых рай- онах, пропуск вагонов с коммерческим браком на пунктах коммерчес- кого осмотра при приеме грузов, наличие стоянок у входных сигналов,
нарушение технологии работы на станциях погрузки и выгрузки. Хище- ния совершаются, как правило, там, где причастные работники безответ- ственно относятся к соблюдению технологии перевозочного процесса,
выполнению грузовых и коммерческих операций, сопровождению по- ездов и охраны грузов, соблюдению пропускного режима. Способству- ет хищениям нарушение установленного порядка вынужденного остав- ления поездов на промежуточных станциях. Диспетчерско-распоряди- тельный аппарат часто оставляет поезда на не предусмотренных для это- го станциях, не сообщает об этом соответствующим подразделениям,
которые должны обеспечить охрану грузов в таких поездах.
Существенный ущерб железнодорожному транспорту наносится в результате нарушения Правил приема и выдачи грузов, Правил перево- зок отдельных грузов, Правил производства погрузочно-разгрузочных работ и других нормативных документов.
Значительные убытки от несохранности перевозок допускаются по причине технических и коммерческих неисправностей вагонов и кон- тейнеров, нарушений технологии производства маневров, превышения допускаемых скоростей соударения при роспусках с сортировочных горок, нарушения технологии работы СТЦ.
53.2. Виды несохранности грузов
Порядок учета случаев несохранных перевозок регулирует Инструкция по актово-претензионной работе на железных дорогах. К видам несохран- ности грузов, учитываемых в соответствии с этой инструкцией, относятся