Файл: Основная работа (задания разной направленности) 6 занятий по 3040 минут.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Арт-тренинг
В рамках предложенного задания мне стало интересно сделать арт-тренинг для младших школьников, который будет направлен на адаптацию в школе, регуляции собственных состояний и проявление креативных способностей.
Почему арт-терапия? Потому что, мне кажется, это уникальным способом выражать себя, как сбрасывать напряжение, так и получать яркие эмоции. Помимо всего прочего некоторые техники могут служить в качестве проективных диагностических методик, которые дадут много информации для анализа состояния человека. Особенно актуальными арт-техники являются для детей, в том числе, младшего школьного возраста. В этом возрасте через рисование, лепку и пр. дети могут сказать больше, нежели словами.
Итак, для начала я определилась с форматом проведения тренинга. Так как программу необходимо было составить на 5 часов, а моя целевая аудитория младшие школьники, то было принято решение разбить программу на несколько занятий:
-
Открывающее занятие (знакомство с коллективом, правилами работы, диагностика, задания) – продолжительность 1 час -
Основная работа (задания разной направленности) – 6 занятий по 30-40 минут -
Завершающее занятие (подведение итогов, выставка работ, повторная диагностика) – 1 час.
Формат предполагает 8 встреч, две из которых по часу (первое и последнее), а остальные по 30-40 минут. Основные занятие предполагают именно такую продолжительность в связи с особенностями целевой аудитории. Получасовое занятие – оптимальное время для сохранения концентрации младших школьников. Помимо всего прочего занятия можно проводить во время классных часов.
Что касается тем, то в рамках всей программы рассматриваются три темы – «Я» (отношение ребенка с самим собой, представления о себе), «Мир вокруг» (отношения ребенка с окружающим миром, взаимоотношения с людьми) и «Мои чувства» (рефлексия и регуляция собственных состояний). Темы не разделены по занятиям, так или иначе они будут переплетаться в течении всей работы.
Помимо всего прочего, предлагаю сохранять работы детей – каждый может завести свою папочку, в которую будут складываться работы подопечных, а в конце всей программы вовсе провести небольшую выставку с приглашением родителей.
Программа арт-тренинга
Занятие 1. Открывающее занятие (продолжительность 1 час)
-
Знакомство
Упражнение «Визитка» (15 минут)
Участникам предлагается на небольших кусочках бумаги оформить визитку для себя. Визитка должна отражать человека: «Это зеркало, которое позволит показать Вас миру». Требование одно – визитка должна содержать имя ребенка.
После того, как визитки готовы оглашаются правила всех последующих занятий и тренинговой работы:
1) внимательно слушать друг друга;
2) не перебивать говорящего;
3) уважать мнение друг друга;
4) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.
-
Диагностическая работа
Ассоциативный рисуночный тест – «АРТ» (20 минут)
Участникам предлагается заполнить 8 полей регистрационного бланка в соответствии с обозначенными заданиями (дорисовать, дополнить и т.п.).
Стимульный материал к методике состоит из восьми прямоугольников размером 6х8 см, в шести из которых вписан стимульный материал.
. | крокодил |
слон | подпись |
| |
| |
«Несуществующее животное» (20 минут)
Участникам предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Это проективная диагностическая методика
, которая позволяет отобразить особенности личности.
-
Завершение занятия
Ритуал прощания «Солнечные лучики» (5 минут)
Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.
Занятие 2. (30-40 минут)
«Моя планета»
Предложите ребенку пофантазировать и придумать свою собственную планету. Какая она? Как она называется? Кто ее населяет? Предложите нарисовать ее и вместе придумайте ее историю.
Занятие 3. (30-40 минут)
«Маски»
Приготовьте несколько бумажных заготовок масок и предложите ребенку нарисовать одну маску такой, каким он бывает обычно, а другую — каким хотел бы быть. Обсудите работы.
Занятие 4. (30-40 минут)
«Мое настроение» - техника марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках школьников, выполненных в абстрактной манере. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.
Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?». От чего может манятся настроение?
Затем дети на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и чувства вызывает рисунок?
Занятие 5. (30-40 минут)
«Акватипия»
На занятиях арт терапией для этой техники используются стекла разных размеров, но можно взять целлофановый пакет или файл. Главное, чтобы поверхность была ровной и чистой.
Предложите ребенку выбрать 2–4 цвета, которые наиболее подходят его переживаниям или настроению. Лучше использовать гуашь. Далее в течение нескольких минут ребенок может рисовать на стекле или файле свое настроение — лучше, если это будет абстракция. Когда рисунок готов, возьмите чистый лист и отпечатайте на нем рисунок. Берите новые и новые листы, пока отпечаток не станет совсем блеклым.
Предложите ребенку поискать в получившихся образах знакомые предметы и ассоциации. Эта техника часто применяется специалистами арт-терапии, чтобы показать детям, как быстры и скоротечны негативные переживания, и как быстро от них избавиться.
Занятие 6. (30-40 минут)
«Рисунок в круге»
Круг — замкнутая форма, которая психологически воспринимается как безопасная и надежная. Круг часто выступает контейнером для наших переживаний, злости, обиды, печали. В момент, когда ребенок рассержен или расстроен, предложите ему выплеснуть все эмоции, раскрасив нарисованный на белом листе круг. Рисовать можно любыми красками, пастелью, кистями или даже руками.
Занятие 7. (30-40 минут)
«Музыка-настроение»
Упражнение с использованием музыкальных композиций. Дети прослушивают 4 музыкальных композиции совершенно разных по направлению и стилю. После каждой композиции дети пытаются передать на бумагу то впечатление, эмоции от прослушанной музыки. Так 4 раза. После чего идет обсуждение всех работ. «какие эмоции вызвала музыка, какая композиция больше подходит ребенку?»
Занятие 8. Завершающее занятие (60 минут)
-
Создание группового коллажа «Мой мир» (40 минут)
Дети делятся на группы. В группах обсуждаются «миры». Каждая группа создает свой идеальный мир. Каким бы его хотели видеть. В процессе можно использовать фото, вырезки из газет и журналов, рисунки. Затем каждая команда придумывает название своего мира. Затем идет обсуждение работ каждой команды. Ребята все участвуют в обсуждении своего мира.
Теперь участники группы должны показать, где в этом мире находятся они сами, чем они занимаются, что любят, что не нравится. После того как все готовы, начинается обсуждение.
На основе полученных коллажей дети составляют рассказ, историю о получившихся мирах. Рассказ о местных жителях, о их жизни и т.д.
После сочинения рассказа дети рассказывают свой рассказ.
-
Подведение итогов
Можно организовать импровизированную выставку с работами ребят с приглашением учителей или родителей.
Помимо всего прочего можно обсудить программу с ребятами, а также вспомнить, какие из техник можно использовать в повседневной жизни, например, для проявления своих эмоций.
-
Завершение занятия
Ритуал прощания «Круг друзей» (5 минут)
Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.