Файл: Основная работа (задания разной направленности) 6 занятий по 3040 минут.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Арт-тренинг


В рамках предложенного задания мне стало интересно сделать арт-тренинг для младших школьников, который будет направлен на адаптацию в школе, регуляции собственных состояний и проявление креативных способностей.

Почему арт-терапия? Потому что, мне кажется, это уникальным способом выражать себя, как сбрасывать напряжение, так и получать яркие эмоции. Помимо всего прочего некоторые техники могут служить в качестве проективных диагностических методик, которые дадут много информации для анализа состояния человека. Особенно актуальными арт-техники являются для детей, в том числе, младшего школьного возраста. В этом возрасте через рисование, лепку и пр. дети могут сказать больше, нежели словами.

Итак, для начала я определилась с форматом проведения тренинга. Так как программу необходимо было составить на 5 часов, а моя целевая аудитория младшие школьники, то было принято решение разбить программу на несколько занятий:

  1. Открывающее занятие (знакомство с коллективом, правилами работы, диагностика, задания) – продолжительность 1 час

  2. Основная работа (задания разной направленности) – 6 занятий по 30-40 минут

  3. Завершающее занятие (подведение итогов, выставка работ, повторная диагностика) – 1 час.

Формат предполагает 8 встреч, две из которых по часу (первое и последнее), а остальные по 30-40 минут. Основные занятие предполагают именно такую продолжительность в связи с особенностями целевой аудитории. Получасовое занятие – оптимальное время для сохранения концентрации младших школьников. Помимо всего прочего занятия можно проводить во время классных часов.

Что касается тем, то в рамках всей программы рассматриваются три темы – «Я» (отношение ребенка с самим собой, представления о себе), «Мир вокруг» (отношения ребенка с окружающим миром, взаимоотношения с людьми) и «Мои чувства» (рефлексия и регуляция собственных состояний). Темы не разделены по занятиям, так или иначе они будут переплетаться в течении всей работы.

Помимо всего прочего, предлагаю сохранять работы детей – каждый может завести свою папочку, в которую будут складываться работы подопечных, а в конце всей программы вовсе провести небольшую выставку с приглашением родителей.

Программа арт-тренинга


Занятие 1. Открывающее занятие (продолжительность 1 час)

  1. Знакомство

Упражнение «Визитка» (15 минут)

Участникам предлагается на небольших кусочках бумаги оформить визитку для себя. Визитка должна отражать человека: «Это зеркало, которое позволит показать Вас миру». Требование одно – визитка должна содержать имя ребенка.

После того, как визитки готовы оглашаются правила всех последующих занятий и тренинговой работы:

1) внимательно слушать друг друга;

2) не перебивать говорящего;

3) уважать мнение друг друга;

4) не обязательно принимать активное участие в занятии, если не хочется.

  1. Диагностическая работа

Ассоциативный рисуночный тест – «АРТ» (20 минут)

Участникам предлагается заполнить 8 полей регистрационного бланка в соответствии с обозначенными заданиями (дорисовать, дополнить и т.п.).

Стимульный материал к методике состоит из восьми прямоугольников размером 6х8 см, в шести из которых вписан стимульный материал.



.   

крокодил

слон


подпись










«Несуществующее животное» (20 минут)

Участникам предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим названием. Это проективная диагностическая методика

, которая позволяет отобразить особенности личности.

  1. Завершение занятия

Ритуал прощания «Солнечные лучики» (5 минут)

Все стоят в кругу, протягивают руки вперед в центр круга. Все должны почувствовать себя теплым солнечным лучиком и взяться за руки.
Занятие 2. (30-40 минут)

«Моя планета»

Предложите ребенку пофантазировать и придумать свою собственную планету. Какая она? Как она называется? Кто ее населяет? Предложите нарисовать ее и вместе придумайте ее историю.
Занятие 3. (30-40 минут)

«Маски»

Приготовьте несколько бумажных заготовок масок и предложите ребенку нарисовать одну маску такой, каким он бывает обычно, а другую — каким хотел бы быть. Обсудите работы.
Занятие 4. (30-40 минут)

«Мое настроение» - техника марания

В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, в условиях арт-сессии, речь идет о спонтанных рисунках школьников, выполненных в абстрактной манере. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен.

Беседа на тему «Какое мое настроение сегодня?». От чего может манятся настроение?

Затем дети на листах бумаги с помощью кисточек, губок, пальцев изображают свое настроение. Затем идет обсуждение. Какие эмоции и чувства вызывает рисунок?
Занятие 5. (30-40 минут)

«Акватипия»

На занятиях арт терапией для этой техники используются стекла разных размеров, но можно взять целлофановый пакет или файл. Главное, чтобы поверхность была ровной и чистой.

Предложите ребенку выбрать 2–4 цвета, которые наиболее подходят его переживаниям или настроению. Лучше использовать гуашь. Далее в течение нескольких минут ребенок может рисовать на стекле или файле свое настроение — лучше, если это будет абстракция. Когда рисунок готов, возьмите чистый лист и отпечатайте на нем рисунок. Берите новые и новые листы, пока отпечаток не станет совсем блеклым.

Предложите ребенку поискать в получившихся образах знакомые предметы и ассоциации. Эта техника часто применяется специалистами арт-терапии, чтобы показать детям, как быстры и скоротечны негативные переживания, и как быстро от них избавиться.

Занятие 6. (30-40 минут)

«Рисунок в круге»

Круг — замкнутая форма, которая психологически воспринимается как безопасная и надежная. Круг часто выступает контейнером для наших переживаний, злости, обиды, печали. В момент, когда ребенок рассержен или расстроен, предложите ему выплеснуть все эмоции, раскрасив нарисованный на белом листе круг. Рисовать можно любыми красками, пастелью, кистями или даже руками.
Занятие 7. (30-40 минут)

«Музыка-настроение»

Упражнение с использованием музыкальных композиций. Дети прослушивают 4 музыкальных композиции совершенно разных по направлению и стилю. После каждой композиции дети пытаются передать на бумагу то впечатление, эмоции от прослушанной музыки. Так 4 раза. После чего идет обсуждение всех работ. «какие эмоции вызвала музыка, какая композиция больше подходит ребенку?»
Занятие 8. Завершающее занятие (60 минут)

  1. Создание группового коллажа «Мой мир» (40 минут)

Дети делятся на группы. В группах обсуждаются «миры». Каждая группа создает свой идеальный мир. Каким бы его хотели видеть. В процессе можно использовать фото, вырезки из газет и журналов, рисунки. Затем каждая команда придумывает название своего мира. Затем идет обсуждение работ каждой команды. Ребята все участвуют в обсуждении своего мира.

Теперь участники группы должны показать, где в этом мире находятся они сами, чем они занимаются, что любят, что не нравится. После того как все готовы, начинается обсуждение.

На основе полученных коллажей дети составляют рассказ, историю о получившихся мирах. Рассказ о местных жителях, о их жизни и т.д.

После сочинения рассказа дети рассказывают свой рассказ.

  1. Подведение итогов

Можно организовать импровизированную выставку с работами ребят с приглашением учителей или родителей.

Помимо всего прочего можно обсудить программу с ребятами, а также вспомнить, какие из техник можно использовать в повседневной жизни, например, для проявления своих эмоций.

  1. Завершение занятия

Ритуал прощания «Круг друзей» (5 минут)

Стоя в круге, все держатся за руки. Затем предлагается с помощью рукопожатий передать друг другу чувство радости, нежности, поздороваться друг с другом, потанцевать, попрощаться.