Файл: Закона Российской Федерации Об образовании.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рекомендации по написанию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Материал переработан методистом МОУ ДО «МУЦ Красноперекопского района» Александровой И.А.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
На основании п.5 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение разрабатывает, принимает и реализует дополнительные образовательные программы самостоятельно согласно лицензии по направленностям (ст. 26, п. 2).
По типу программы – дополнительные.
Виды программ:
1. Примерная (типовая) программа – документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения. Данный вид программ не может быть предъявлен как программа, по которой работает педагог. На основе этой программы педагогом составляется рабочая учебная программа, которая адаптирована к условиям данного учреждения с учетом национального регионального компонента.
2. Модифицированная программа – учебная программа, подвергнутая структурным изменениям без существенной переработки содержания с учетом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых групп детей, режима и временных параметров осуществления педагогической деятельности.
3. Адаптированная программа – программа, разработанная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающими коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
4. Экспериментальная программа – учебная программа, в которой изменено содержание, организационно-педагогические основы и методы обучения для экспериментальной апробации и внедрения новых педагогических технологий.
5. Авторская программа – учебная программа, в которой заложена оригинальная авторская идея, отличающаяся новизной и актуальностью и позволяющая коренным образом изменить структуру данного направления деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. В соответствии с требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Министерства образования Российской Федерации 03.06.2003, Приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. №1008г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист,

2. Оглавление,

3. Пояснительная записка,

4. Учебно-тематический план,

5. Содержание изучаемого курса,

6. Обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы,

7. Список литературы.

8. Лист регистрации изменений.

2.2. Оформление и содержание структурных элементов программы.
Титульный лист – это «лицо» программы, поэтому он должен содержать информацию, которая даст первоначальное представление о программе. На титульном листе указываются следующие реквизиты:
- полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом;

- где, когда, и кем утверждена программа;

- название программы. В названии необходимо указать наименование учебного курса, собственное название творческого объединения (если оно имеется);

- направленность;

- возраст детей, на которых рассчитана программа;

- срок реализации программы;

- автор (если программа авторская) или составитель программы, консультант программы;

- название населённого пункта;

- год разработки программы.
Пояснительная записка. В пояснительной записке к программе следует раскрыть следующие моменты:
- направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- новизну и актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи;

- отличительные особенности данной программы от уже существующих;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

- сроки реализации (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты;

- формы подведения итогов реализации программы.
В пояснительной записке условно можно выделить несколько частей:
1. концепция программы,

2. цели и задачи программы,

3. характеристика программы,

4. организационно-педагогические основы обучения,

5. ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы включает:
- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий и сроки.

Содержание программы раскрывается через краткое описание тем (теоретическая и практическая часть учебного материала).
Обеспечение программы включает в себя:

  • Методическое обеспечение

  • Материально-техническое обеспечение

  • Кадровое обеспечение

  • Информационное обеспечение

  • Организационное обеспечение

  • Нормативно-правовое обеспечение


Включает в себя описание:

- форм занятий, планируемых по каждой теме (игра, беседа, экскурсия, поход, конкурс, урок и т. д.);

- приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий, компетенции педагога для реализации программы, нормативные документы для реализации программы.

- форм подведения итогов по каждой теме или разделу (этапы педагогического контроля).
Вид контроля

входящий, текущий, тематический, рубежный, итоговый.
Контроль может проводиться в следующих формах:

собеседование;

зачет; зачетный лист;

вопросник по программе;

реферат; защита работы;

выполнение нормативов;

контрольное упражнение;

участие в конкурсах, выставках;

выступление на концертах, соревнованиях;

КВН, викторина, открытое занятие и др.

формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.
Мониторинг образовательных результатов, диагностики (качественные и количественные показатели). Может проводиться педагогом через тестирование, опрос, наблюдение, отмечается в картах личного развития ребенка, листах наблюдения и т.п.
Список литературы желательно разделить на 3 части: литература для педагога, литература для обучающихся, литература для родителей. В списке литературы обязательно указываются все выходные данные издания. Литература располагается в алфавитном порядке. Указывается что это за источник ТЕКСТ или ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС.
Лист фиксации изменений программы, где фиксируются изменения, не затрагивающие концептуальные основы программы (педагог отражает возможные изменения, связанные с особенностями детей, уплотнение материала и причина этого, изменение количества занятий в связи с календарем праздничных дат …)
3. ПОРЯДОК И ПРИНЯТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа принимается на педагогическом совете 2 \ 3 голосов от числа присутствующих на заседании.
Пояснительная записка раскрывает:

обоснование программы:

направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы от уже существующих;

цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;


возраст детей, участвующих в реализации данной программы;

сроки реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

организация учебной деятельности:

формы, режим занятий;

количество учебных часов в неделю

количество учащихся в группе, объединении

работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)

прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

Приложение:

(по выбору автора, соответственно направленности объединения)
Словарь основных терминов общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. (Тезаурус);

Методические пособия, разработки конкретных занятий и массовых дел (авторские разработки);

Рабочие тетради, методические рекомендации к занятиям;

Планы занятий (представление раздела, открытые занятия и т.д.);

Планы работы по конкретным направлениям (по воспитательной работе, работе с родителями и т.д.);

Индивидуальные образовательные маршруты (схема прилагается).
Индивидуальные образовательные маршруты
Для индивидуальной работы - разрабатывается дополнительно, при необходимости, преимущественно с детьми 2 и 3 года обучения, для состава 1 - 5 человек, с постепенной усложнённостью заданий.
Пояснительная записка к индивидуальному маршруту:

особенности его развития,

описание его способностей и потенциальных возможностей,

особенности организации образовательного процесса,

ожидаемые результаты ("стандарты"),
Критерии результативности,

Формы и способы отслеживания результативности образовательного процесса


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по написанию образовательных дополнительных программ

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Направленность дополнительной программы.

Это требование не вызывает у педагогов трудностей.

Физкультурно-спортивная;

Социально-педагогическая;

Художественная;

Техническая;

Естественнонаучная;

Туристско-краеведческая

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Чаще всего это требование игнорируется или говорится только об актуальности, а именно это требование определяет уровень авторства педагога при разработке программы.


Вопросы-ориентиры:

  • Какова причина, побудившая создать программу?

  • Что отличает Вашу идею от других?

  • Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?


Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия педагога и детей.

Формулировка цели должна отражать позитивное изменение личности ребёнка, а не то, чему его хотят научить. При формулировке цели обратите внимание на раздел Требований: «Содержание образовательных программ должно быть направлено на…», это поможет Вам грамотно определить цель реализации программы.

Задачи – пути достижения поставленной цели (реально выполнимы 3-4, максимум –5 задач). Задачи программы отражаются в результатах программы. Эксперты оценивают их методом сличения.

Образовательные задачи (профессиональные) направлены на формирование у обучающихся основ разносторонних спортивных, краеведческих, технических, экологических и других знаний, выработку умений, специальных для каждого вида деятельности.

Развивающие (личностные) – это формирование умений и навыков учебной, практической, умственной деятельности, развитие познавательных процессов обучающихся (память, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие), умений применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, обобщение), а также развитие воли, эмоций, интересов, способностей, дарований личности.

Воспитательные (общекультурные) – это взаимосвязанные между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, правовое, санитарно-гигиеническое, экологическое воспитание.

Формулировка цели и задач должна быть простой, понятной, конкретной, реальной и проверяемой.

Цель и задачи должны быть связаны между собой и подтверждать заявленные Вами новизну, актуальность и педагогическую целесообразность.

Педагог должен осмысленно относиться к формулировке ключевого слова, которое определяет качество конечного результата обучения: научить или учить, приобщить или приобщать и т.д.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы.

Это положение Требований чаще всего отсутствует в программах. Прежде всего, педагог должен указать, какая программа была им изучена, что он из неё взял частично или полностью (содержание, методику, организацию учебно-воспитательного процесса). О предметной и методической грамотности педагога говорят ссылки на труды и фамилии учёных, ведущих специалистов по профилю программы.