Файл: Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сочинение на тему: Помещики и их усадьбы в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Выполнила: Панова Татьяна Васильевна
1. Николай Васильевич Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Так звучат официальные регалии, присвоенные знаменитому писателю за все труды, которые вышли из-под его пера в течение недолгой, но насыщенной жизни. Выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойденный сатирик, он был окружён всевозможными тайнами и загадками, начиная от того, откуда действительно брались сюжеты и герои его произведений, до многочисленных легенд о смерти писателя. Но одно можно сказать точно – он был рождён для великих дел, которые впоследствии ему удалось осуществить, например, именно Николай Васильевич стал одним из тех, кого считают основоположником «натуральной школы», критического реализма или «гоголевского течения». И всё же среди его работ есть та, о которой Г. В. Белинский сказал, что всё творчество, созданное Гоголем до написания поэмы «Мёртвые души», было лишь подготовкой к самому главному произведению в его жизни.
2. Главный герой поэмы. Поэма действительно является одним из самых важных трудов в творческой жизни Гоголя. «Мертвые души» – один из наиболее ярких примеров гоголевской манеры отображения действительности, ведь у кого ещё можно встретить столь точное и правдивое жизнеописание России того времени. Главным героем неизменно выступает то ли плут и пройдоха, то ли практичный и предусмотрительный человек, – каждый решает для себя сам – чиновник Павел Иванович Чичиков. Его личность вызывает у нас немалый интерес, ведь с самого начала все его действия и предложения кажутся абсурдными, подозрительными, но в то же время он не обнаруживает в себе отрицательных черт: учтив с обществом, быстро приходится окружающим по душе, прекрасно воспитан и смешлив. Но помимо его фигуры внимание читателей привлекает и группа персонажей, которыми интересуется сам Чичиков – это помещики, к которым он поочерёдно приезжает, чтобы скупить так называемые «мёртвые души».
Именно они привлекают особо внимательного читателя, который в процессе знакомства с героями понимает, что все они появились здесь не просто так и даже тому порядку, в котором мы видим помещиков, есть своё объяснение.
3. Неизменной чертой, объединяющей всех персонажей-хозяев, является описание их деревни и дома. Гоголь не просто демонстрирует нам то, в какой обстановке живут его герои, он раскрывает внутренний мир каждого из них через жилище. Именно подобная детализация позволяет нам оценить, насколько порядочным является хозяин, как живут его крестьяне, чем дышит он сам и даже черты характера прочитываются именно через дом.
а) Первый, к кому отправляется Чичиков, это помещик с роем фантастических и абсолютно невыполнимых идей в своей мечтательной голове – Манилов. «На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами». Он положительно выделяется среди прочих жителей города и поместий, неся на себе печать весьма обходительного и учтивого человека, и в первое время кажется славным малым. И только дальнейшее знакомство с его семьёй, образом жизни и интересами, демонстрирует, что перед нами человек-пустышка. Манилов необычайно амбициозен, хитёр на выдумки, его можно назвать настоящим мечтателем, но, увы, дальше замыслов дело никуда не идёт. Манилов является хозяином своего дома лишь формально: всеми делами давным-давно заведует приказчик, хозяйственная предусмотрительность его миновала, и даже собственных крестьян Манилов не знал. Он жил лишь странными задумками, которые обрисовывал словесно, но был напрочь лишён живого и настоящего интереса к тому, чем ему следовало бы заниматься. Вместо тенистого сада, обычно окружавшего барский дом, у Манилова «только пять – шесть берёз…» с жидкими вершинами. «Дом господский стоял одиночкой на юру… открытом всем ветрам…» На покатости горы «были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сирени и жёлтых акаций;…беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью «Храм уединённого размышления», пониже пруд, покрытый зеленью…» И наконец, «серенькие бревенчатые избы» мужиков. У Манилова более двухсот крестьянских изб. За всем этим проглядывает сам хозяин – русский помещик, дворянин Манилов. Бесхозяйственный, неумелый, дом поставил неудачно, с претензией на европейскую моду, но лишённый элементарного вкуса. Унылый вид маниловского имения дополняет пейзажная зарисовка: темнеющий в стороне «скучно-синеватым цветом сосновый лес» и совершенно неопределённый день: «не то ясный, не то мрачный, а какого-то светло-серого цвета».
После такого отнюдь не радостного описания Гоголь ещё больше погружает своего читателя в мир Манилова и приглашает его в дом к помещику, в котором царила та же безвкусица и опустошённость. В некоторых комнатах отсутствовала мебель, два кресла в кабинете хозяина были обтянуты рогожей, а на столе одиноко лежит забытая на два года книга, которую Манилов безуспешно и без особого интереса пытается прочитать до конца. Читателю же до конца семейство Маниловых узнавать совсем не хочется, поэтому Гоголь спешит познакомить нас со следующим персонажем.
б) «Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Коробочка, к которой Чичиков попадает совершенно случайно, противопоставляется первому хозяину – в отличие от пустоголового Манилова эта бабка знает цену каждой копейке, она так плотно занимается собственным хозяйством, что становится его частью. Она не расточительна, экономна, живёт уединённо и в соответствии с фамилией – как будто заперлась в коробочке собственного дома, ограниченная не только четырьмя стенами, но и мыслями и образом жизни. Чичиков нарекает помещицу «дубинноголовой», и в процессе знакомства читатель легко может понять, почему: Коробочка до фанатизма консервантивна и боится всего нового, она суеверна, невежественна, корыстна. Даже в сделке с Павлом Ивановичем расчётливая старуха пытается найти как можно больше выгоды для себя, набивает цену за «мёртвые души» и боится продешевить с их продажей. И всё же подобное поведение не всегда имеет под собой отрицательный фундамент, ведь благодаря именно такому мировоззрению Коробочке удаётся держать своё хозяйство. Крестьянские хаты в её деревне «показывали довольство обитателей», имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья». Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества нужных и полезных предметов, каждый из которых лежит на своём месте, есть верёвочки, которые «уже никуда не нужны». Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она не стремится в будущее, а пытается удержать прошлое.
в) И снова в противовес этой хозяйке Гоголь приводит к нам Ноздрёва. В отличие от предыдущих помещиков этот по-настоящему живой, знающий толк в веселье и развлечениях. И можно было бы сделать вывод, что это замечательный и лёгкий человек, если бы не дальнейшее с ним знакомство. Жизнь Ноздрёва заполнена карточными играми и безрассудным расточительством денег. Он может сорваться с места в любой момент и поехать хоть на край света, он, выражаясь современной фразой, «за всё, кроме голодовки». Эта живость в общении и отношении к собственной судьбе не играет с помещиком хорошей роли: напротив, все дела приводят его к духовному разорению и опустошению, напрочь лишая возможности развиваться и обогощать собственную жизнь. Усадьба и жалкое положение крепостных, из которых Ноздрёв выколачивает все, что возможно, помогают лучше понять его характер. Свое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня. Ноздрёв показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади... В кабинете у барина «не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья». Он прокутил всё, забросил имение и обосновался на ярмарке в игровом доме.
г) Четвёртым по счёту помещиком, к которому Чичиком последовал, чудом уйдя от физического столкновения с плутом Ноздрёвым, становится Собакевич. У него всё отличается добротностью и прочностью, даже колодец «обделан в крепкий дуб». И всё же подобная картина не производит хорошего впечатления, ведь вслед за ней мы видим уродливые и нелепые постройки и внутреннюю обстановку дома Собакевича. Сам он производит впечатление «весьма похожего на средней величины медведя», и вот такой портрет мы видим на страницах поэмы: «[Природа] Хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши; пустила на свет, сказавши: «Живёт!» Всё в жизни и образе персонажа преувеличено, всё не знает меры – зверский аппетит Собакевича, безвкусные портреты полководцев с толстыми ногами и «неслыханными усами», и «клетка, из которой глядел дрозд тёмного цвета с белыми крапинками. Данный помещик является представителем той группы людей, которые называют себя ярыми крепостниками. Они чахнут над своими крестьянами и выжимают из них все соки, даже если те уже давно мертвы, и это мы видим в момент сделки Чичикова с Собакевичем, который подобно Коробочке хочет извлечь больше выгоды для себя-любимого, и только риск вовсе остаться без денег за «мёртвые души» заставляет помещика ответить на предложение Чичикова.
д) Последним помещиком, с которым предстоит познакомиться и Чичикову, и читателям, является Плюшкин. В первый момент встречи непросто понять, что мы имеем дело с хозяином поместья, ведь он больше похож на старую ключницу, и, как успевает заметить Чичиков, если бы он встретил Плюшкина на паперти, то «...дал бы ему медный грош». Лишь при разговоре с хозяином мы узнаём, что он богат – у него более тысячи душ крестьян, а кладовые и амбары полны добра. Вот только оно лежит без дела, никому не нужное и не тронутое, так как копится только по принципу «чтобы было». Именно из-за этого всё добро портится, превращается в труху, и это является прямым указанием на нечеловеческую жадность Плюшкина. В его доме скопились такие огромные запасы, которых хватило бы на несколько жизней. Страсть к накоплению неузнаваемо изуродовала Плюшкина; он копит только ради накопительства… Что же касается усадьбы и дома, то всё их описание проникнуто тоской. Окна в избах были без стекол, некоторые были заткнуты тряпкой или зипуном. Барский дом похож на огромный могильный склеп, где заживо погребен человек. Только буйно растущий сад напоминает о жизни, о красоте, резко противопоставляемой безобразной жизни помещика. Крестьян заморил голодом, и они «мрут, как мухи» (за три года 80 душ), десятками числятся в бегах. Сам он живёт впроголодь, одевается, как нищий. Бессмысленная жажда накопительства Плюшкина доведена до абсурда. Разорил крестьян, губя их непосильной работой.
4) Неслучайно встречи Чичикова с помещиками происходят именно в таком порядке – начиная с мечтательного Манилова и заканчивая безумного Плюшкина, Гоголь показывает нам деградацию российских помещиков, упадок их на самое дно. Каждая личность, представленная нам автором, уникальна и неповторима, и узнать её целиком и полностью только по портрету, не представляется возможным. Именно поэтому Гоголь открывает нам двери помещичьих усадьб, впускает нас в их дома, а значит, и во внутренние миры, которые на деле оказываются самыми настоящими чёрными дырами.