Файл: Правила и нормы для создания доступной среды для инвалидов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Реферат

Тема: «Правила и нормы для создания доступной среды для инвалидов»


г. Ярославль 2022 г

Оглавление

Введение
Российской Федерацией в 2008 году подписана, а затем Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 36-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (далее – Конвенция), которая вступила в силу для Российской Федерации 25 октября 2012 года. Решение о присоединении к Конвенции в полном объеме соответствует содержащемуся в статье 7 Конституции Российской Федерации положению о том, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (наряду с другими категориями лиц), развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Поскольку Конвенция имеет статус международного договора, то ее положения применяются в обязательном порядке, в том числе в тех случаях, когда они не совпадают с нормами внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации).

В России права инвалидов на доступность объектов социальной инфраструктуры утверждены Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (Ст. 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» введена в 1999 году с изменениями).

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Проведение государственной экспертизы проектов строительства приобретает в этом процессе особенно большое значение. «Доступная среда» на 2011–2025 годы (I этап - 2011 - 2012 годы; II этап - 2013 - 2015 годы; III этап - 2016 - 2018 годы; IV этап - 2019 - 2020 годы; V этап - 2021 - 2025 годы) – государственная программа, призванная облегчить жизнь людей с ограниченными способностями и дать им возможность максимально интегрироваться в общество, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года № 1297 (отменена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 года № 363 и утверждена новая). Доступная среда — это среда обитания, объекты строительства и транспорта, информации и связи, спроектированные с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с ограниченными физическими возможностями вести независимый образ жизни.


Цели программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.

Задачи программы:

обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству инвалидов;

обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы.

Ожидаемые результаты программы:

увеличение доли доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 61,8 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 64,9 процента к 2025 году);

увеличение доли субъектов Российской Федерации, сформировавших систему комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, соответствующую типовой программе субъекта Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации (до 100 процентов к 2024 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые) (до 76,9 процента к 2025 году);

увеличение доли инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) (до 78,8 процента к 2025 году);

увеличение доли занятых инвалидов трудоспособного возраста в общей численности инвалидов трудоспособного возраста в Российской Федерации (до 51,7 процента к 2025 году).
1. Правила и нормы для создания доступной среды для инвалидов
1.1 Правила создания доступной среды для инвалидов на транспорте
Доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Для регулирования норм проектирования по формированию доступной среды для инвалидов различных категорий и других маломобильных групп населения (далее - МГН) разработан и утвержден ряд сводов и правил (СП, ГОСТ, методические указания и пр.).



Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти в установленных сферах деятельности.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников):

условия для обеспечения доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры (жилым, общественным, и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и предоставляемым в них услугах;

условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации;

возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;

сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур должно быть:

- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности;

- дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;


- допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение;

- оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Правила обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (станции, межстанционные переходы для пассажиров) и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, препятствующих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами регулируются Порядком «Обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры внеуличного транспорта и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 3 марта 2020 года № 61.

В соответствии с этими Правилами перевозчики должны организовать инструктирование или обучение работников, осуществляющих обслуживание пассажиров из числа инвалидов, по вопросам обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности путем обеспечения проведения первичного инструктажа по вопросам обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг при приеме на работу работников по должностям, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов; обеспечения ежегодной подготовки работников, должности которых связаны с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов, по вопросам обеспечения доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов и услуг.

Другим, регламентирующим документом, определяющим Правила обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов (в том числе, передвигающихся в кресле-коляске) объектов железнодорожной инфраструктуры, предназначенных для обслуживания пассажиров, в том числе железнодорожных вокзалов, пассажирских вагонов (специальные вагоны, конструкция которых обеспечивает их доступность для инвалидов), пассажирских поездов, и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом участниками перевозочного процесса, является Корпоративный порядок «Обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом», утвержденный Распоряжением ОАО «РЖД» от 26 августа 2020 года № 1827/р.


Участниками перевозочного процесса в настоящем Корпоративном порядке являются следующие подразделения пассажирского комплекса:

перевозчики: Дирекция скоростного сообщения (ДОСС), АО "Федеральная пассажирская компания" (АО "ФПК"), пригородные пассажирские компании;

владельцы инфраструктуры: Дирекция железнодорожных вокзалов (ДЖВ), Центральная дирекция пассажирских обустройств (ЦДПО), пригородные пассажирские компании, имеющие на балансе объекты инфраструктуры, и другие подразделения ОАО "РЖД", имеющие на балансе объекты инфраструктуры;

операторы: АО "ФПК", Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ), пригородные пассажирские компании, имеющие на балансе подвижной состав;

организации, арендующие объекты инфраструктуры (их части) в соответствии с условиями договора аренды имущества, находящегося в собственности ОАО "РЖД", в части обеспечения доступности для маломобильных пассажиров предоставляемых услуг.

Разработаны нормативные документы, регламентирующие элементы системы навигации для маломобильных пассажиров, основные подходы к адаптации основных функциональных зон вокзальных комплексов.
1.2 Нормы обеспечения доступной среды для инвалидов
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, барьерами различной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и другие физические и информационные барьеры. Для устранения указанных неудобств организуется ряд условий беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения по участку к доступному входу в здание с учетом требований СП 42.13330.2016. Эти пути должны стыковаться с внешними по отношению к участку транспортными и пешеходными коммуникациями, специализированными парковочными местами, остановками общественного транспорта.

Одним из важнейших критериев доступности объектов для лиц с инвалидностью является наличие пандусов – это сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности. Но для качественного выполнения своего назначения они должны соответствовать ряду требований, установленных законом.