Файл: Правила и нормы для создания доступной среды для инвалидов.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пандус для инвалидов и МГН - обязательный элемент социально значимых объектов. В зависимости от высоты подъема пандус может состоять из нескольких маршей. При каждом изменении направления устанавливается промежуточная горизонтальная площадка, обеспечивающая поворот кресла-коляски (СП 59.13330.2020).
Поверхность пандуса должна быть не скользкой. Её необходимо выделять цветом или текстурой, контрастной по отношению к окружающей поверхности.
Элемент обустройства пешеходного пути, предназначенный для сопряжения поверхности тротуара или пешеходной дорожки с поверхностью проезжей части, называется – пандус бордюрный.
Устройство временного или эпизодического использования (сборно-разборный, откидной, выдвижной, приставной, перекатный), используемый для преодоления дверных порогов, кабелей, перепадов высот – пандус инвентарный.
Очевидно, что для полноценной мобильности лиц с инвалидностью должны быть приспособлены не только здания, но и улицы.
Сооружения или их элементы, в том числе в составе объектов транспортной инфраструктуры, предназначенные для движения пешеходов, включая МГН, на которых не допускается движение транспорта, за исключением специального, обслуживающего эту территорию – пешеходные пути.
К тротуарам, расположенным на автомобильных дорогах, и пешеходным дорожкам предъявляются требования по геометрическим параметрам, типу, их обустройству и состоянию покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52875-2007, СП 42.13330.2011, СП 34.13330.2012.
В частности, тротуары и пешеходные дорожки должны быть устроены так, чтобы ими могли воспользоваться и маломобильные пешеходы. При этом всем участникам движения должно быть комфортно.
Параметры тротуара устанавливает п. 4.5.1.7 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», согласно которому ширина одной полосы тротуара (пешеходной дорожки) с двумя полосами движения и более должна быть не менее 0,75 м. Минимальная ширина однополосной пешеходной дорожки или тротуара должна быть не менее 1,0 м. При этом, в соответствии с абз. 2 п. 5.4 ГОСТ 33150-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования (Переиздание)», в это расстояние не входят площадки для размещения киосков, скамеек, опор освещения и т.п.
Опасные для маломобильных групп населения участки пешеходных путей следует огораживать.
Что касается спусков с тротуаров, эта тема уже затрагивалась, когда речь шла о пандусах в жилых помещениях. Стоит добавить, что согласно прим. 3 ГОСТа 33150-2014, продольные уклоны пешеходных дорожек, предназначенных для пользования лицами, передвигающимися на креслах-колясках, и физически ослабленными лицами, следует принимать не более 40%, поперечный уклон – не более 10%.
Кроме того, п. 5.1.7 СНиПа СП 59.13330.2020 закрепляет, что ширина пешеходного пути на участках возле зданий и сооружений с учетом встречного движения инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 2,0 м. В стесненных условиях допускается принимать ширину прохожей части пешеходного пути не менее 1,2 м, при этом не реже чем через каждые 25 м длины такого пешеходного пути в зоне прямой видимости необходимо предусматривать для разъезда инвалидов на креслах-колясках "карманы" длиной по направлению пешеходного пути не менее 2,5 м при общей с прохожей частью ширине не менее 2,0 м.
Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, не должен превышать 5%, поперечный – 2%.
П. 5.1.5 того же акта устанавливает требование о том, что в местах пересечения пешеходных и транспортных путей, имеющих перепад высот более 0,02 м, пешеходные пути должны быть оборудованы съездами с двух сторон проезжей части или искусственными неровностями по всей ширине проезжей части. инвалид транспорт железнодорожный этикет
Не менее важными для обеспечения мобильности являются размеры дверных проёмов, которые должны позволять человеку, передвигающемуся в кресле-коляске, свободно входить в здание и покидать его.
Согласно п. 6.1.1 СНиПа СП 59.13330.2020, в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для маломобильных, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
В п. 6.1.5 установлено, что дверные проемы, доступные для инвалидов на креслах-колясках во вновь проектируемых и реконструируемых зданиях и сооружениях, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. При реконструкции в случае, если дверные проемы находятся в несущих конструкциях, допускается уменьшать ширину дверного проема в свету до 0,8 м. При двухстворчатых входных дверях ширина одной створки должна быть 0,9 м. Следует применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Мобильность на улице значительно ограничена не только у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но и у слабовидящих, а также слабослышащих. Не каждый может увидеть световой сигнал светофора и, соответственно, понять, в какой момент можно пересекать проезжую часть. В рамках расширения доступности, законодатель стремиться решить и эту проблему.
П. 2 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», содержит гарантию дублирования звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Более детально данное положение раскрывает ГОСТ Р ИСО 23600-2013 «Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров».
Согласно п.п. 3.1, 3.2 указанного нормативно-правового акта, звуковые сигналы для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха могут обозначать следующее:
- наличие и расположение переключателя;
- расположение пешеходного перехода;
1) время, предназначенное для движения;
2)направление пешеходного перехода;
3) время запрета движения.
П. 4.1 гласит, что звуковые и тактильные сигналы должны быть использованы совместно, чтобы удовлетворить потребности лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.
Также, рассматриваемый ГОСТ устанавливает, что звуковой сигнал ориентации должен быть слышен на расстоянии минимум 1 м и максимум 5 м от источника звука, если только прилегающие здания не расположены ближе.
1.3 Доступность железнодорожного транспорта для инвалидов
На железных дорогах России объекты пассажирской инфраструктуры должны быть оснащены так, чтобы ими могли пользоваться люди с ограниченными возможностями здоровья.
Для доступности транспортных услуг для инвалидов и других представителей маломобильных групп населения в здании вокзала необходимо предусмотреть:
Входная группа: устройство пандусов или подъемно-транспортное устройство; тактильная плитка перед первой ступенью лестницы; тактильная предупреждающая разметка перед дверью; кнопка вызова помощи (СП 31-102-99).
Зал ожидания: специально отведенные места для инвалидов, обозначенные соответствующими указателями; тактильные указатели направления движения (ГОСТ Р 52875-2018); тактильные или тактильно-звуковые мнемосхемы; тактильный план эвакуации (ГОСТ Р 12.2. 143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля (Докипедия: ГОСТ Р 12.2.143-2009. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля.); светозвуковая система оповещения; грузопассажирские лифты для инвалидов в коляске с сопровождающими лицами.
Зона получения услуг: передвижные подъёмники и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с перрона в вагон; оснащение отдельных касс специальными устройствами (индукционными системами), облегчающими общение кассира и пассажира с пониженным слухом; специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, специальные кабины в общественных туалетах; наличие соответствующих пиктограмм доступности.
Для комфортного передвижения при расчете ширины перронов следует учитывать возможность параллельного движения инвалидов на креслах-колясках и багажных тележек по объездам выходов из тоннелей, между опор навесов и осветительных мачт; следует применять предупредительные полосы вдоль краев платформы - информационные разного цвета, а также тактильные для пассажиров с дефектами зрения; необходимо предусматривать возможность дублирования визуальной и звуковой информации, в том числе о расположении вагонов.
Для перевозки маломобильных пассажиров во внутригосударственном сообщении имеется парк специализированных вагонов. В конструкции пассажирских вагонов реализованы следующие технические решения: увеличена ширина наружной двери; вагоны оснащены подъёмниками для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; увеличена площадь тамбурной зоны; увеличена ширина дверей из тамбура в коридор, в специализированное купе, в туалет; имеется купе, специализированное для пассажиров, передвигающихся на креслах-колясках.
Если у инвалида нет близких людей, которые могли бы его проводить до вагона, он может воспользоваться услугой оказания помощи на вокзале. Нужно только подать заявку не позднее, чем за сутки до отправки в Центр содействия мобильности РЖД. Тогда его встретят и сопроводят до специализированного вагона.
Пассажирам с ограниченными возможностями предлагаются следующие услуги:
Встреча на вокзале и доставка до поезда.
Помощь при посадке в вагон.
Сопровождение в любую зону вокзального помещения (в кассу, комнату ожидания, туалет).
Помощь с багажом.
Содействие в оформлении необходимых для поездки документов.
Если пассажир является инвалидом и нуждается в посторонней помощи, то услуги осуществляются на безвозмездной основе. Такая помощь предусмотрена на крупных железнодорожных вокзалах нашей страны.
Благодаря специализированным вагонам, люди с ограниченными возможностями перестали испытывать значительные трудности с передвижением. Теперь они наравне с другими пассажирами могут уезжать от дома на далекие расстояния, не чувствуя себя беспомощными.
1.4 Правила этикета при общении с инвалидами
Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называется коммуникативная эффективность.
Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении или организации.
Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:
– избегать конфликтных ситуаций;
– внимательно слушать инвалида и слышать его;
– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
– цивилизовано противостоять манипулированию.
Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами , которыми могут воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от конкретной ситуации:
1. Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
3. Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
4. Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5. Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы.
6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.