Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 539

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.







Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная







ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ







Студент























МОСКВА 2023


Практическое занятие № 1

Задание № 1.

Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».



ФИО ученого

Достижения



Н. Н. Ланге


  • Организовал лабораторию в Новороссийском университете (Одесса).

  • Ланге представил систему движений, совершаемых организмом, в образе ступеней, "лестницы форм". Тем самым он предвосхитил идею различных уровней построения движений. Он также пересмотрел (вслед за Сеченовым) исходное понятие о рефлексе как своего рода "дуге", которое он заменил схемой "кольца".






А. А. Такарский


  • Вел работы В Московском университете

  • Такарский первым в России начал преподавать экспериментальную психологию и психотерапию в России. Став в 1895 приват-доцентом медицинского факультета начал читать два новых курса – Физиологическую психологию с упражнениями по психометрии и Терапевтическое применение гипноза.

  • В 1888 напечатал свой труд Гипнотизм и внушение. Это была одна из первых в России монографий в области «научного изучения гипнотизма»






В.В. Чиж


  • Первый из русских врачей-психиатров, применивший эксперимент в своих клинико-психологических исследованиях, и один из основоположников психологической теории личности и индивидуальности.

  • Вел лабораторные работы в Юрьеве

  • В первой половине 1886 г. он опубликовал результаты экспериментального исследования “Апперцептивные процессы у душевнобольных”, выполненного в созданном при больнице психологическом кабинете. Это было первое экспериментально-психологическое исследование, проведенное в России в русле взглядов В.Вундта





В. М. Бехтерев


  • Начал экспериментальное изучение больных в клинической психологии и разработал ряд конкретных методических приемов объективного психологического изучения, среди которых словесный ассоциативный эксперимент, методика определения и сравнения понятий, корректурная проба, задания для оценки работоспособности больного и др.

  • Вел такое понятие, как рефлексологичний эксперимент






А.Ф. Лазурский


  • Работа «Очерк науки о характерах» (1909)

  • Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.






Г.И. Челпанов

  • организация Московского психологического института. объединении всех психологических исследований под одной крышей, для того чтобы сохранить единство психологии






П. И. Ковалевский


  • Организатор первой в Украине самостоятельной кафедры психиатрии и одной из первых экспериментально-психологических лабораторий при Киевском университете, ректор Варшавского университета, член Русского Собрания (РС), Всероссийского национального клуба (ВНК) и Всероссийского национального союза (ВНС).

  • Создал в 1882 году отдельной классификации психических заболеваний, основанной на нарушениях обмена в мозгу и ЦНС.






Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».



ФИО ученого

Достижения



И. Гербарт


  • разработал сложный аппарат описания "статики и динамики" представлений — первоэлементов души.






Эрнст Вебер


  • немецкий психофизиолог и анатом, исследовал связь между внешними раздражениями и вызываемыми ими ощущениями.






Густав Теодор Фехнер


  • Пороги ощущений и отношения между стимулом и интенсивностью ощущения изучал немецкий физик






Герман Людвиг Гельмгольц


  • стал центральной фигурой в области создания основ психологии как науки, имеющей собственный предмет. Его разносторонний гений преобразовал многие науки о природе, в том числе науку о природе психического.






Франц Дондерс


  • Основателем психометрии, наряду с Вебером и Фехнером, по праву считается голландский физиолог

  • занимавшийся экспериментами по изучению скорости протекания психических процессов.






Эдуард Пфлюгер


  • Введение психического фактора как регулятора поведения организма было связано с работами немецкого






Ф. Месмер


  • Свою лепту в разграничение психики и сознания внесли исследования гипноза. Поначалу они приобрели в Европе большую популярность благодаря деятельности австрийского врача






Джон Уотсон


  • основатель бихевиоризма



Герман Эббингауз


  • изучения памяти с помощью строгих научных методов.





Эдвард Титченер


  • основатель структурной психологии в США.






Задание № 2

Эксперименты Г. Эббингауза

Г.Эббингауз предложил исследовать чистую память: «...добившись чистоты, мы поймем истинные основы...». В его исследованиях для запоминания использовались бессмысленные слоги.. Эббингауз определил следующие требования к материалу, на основе которого можно исследовать чистую память:

* материал должен быть таким, чтобы его нельзя было осмыслить;

* материал должен быть тмаки, чтобы его нельзя было организовать для запоминания;

* материал не должен рождать ассоциации;

* материал должен даваться с максимальной скоростью, чтобы добиться исключения логики и ассоциаций;

Классические методы исследования чистой памяти (по Эббингаузу):

1) метод заучивания (полное усвоение всего ряда стимулов при повторении и отслеживании);

2) метод постоянного предъявления числа (исследуется объем памяти);

3) метод антиципации (подсказки): экспериментатор отслеживает, сколько и каких подсказок необходимо;

4) метод парных ассоциаций (по одному стимулу воспроизводится другой);

5) метод узнавания (материал нельзя воспроизвести, но можно узнать).

В своих экспериментах Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания:

-Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильны впечатления на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго.

-Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.

-При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.

-Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.

-Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.

-Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.


-При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец («эффект края»)

-Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.

-Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени.Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.

-С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.

-То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.

-Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.

Задание № 3

Ответьте на следующие вопросы

  1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
    на возникновение экспериментальной психологии?

Открытие явления "центрального торможения" - тормозного влияния нервных центров

Центральное торможение открыто в 1862 г. И. М. Сеченовым. В процессе опыта он удалил у лягушки головной мозг на уровне зрительных бугров и определял время сгибательного рефлекса. Затем на зрительные бугры (таламус) помещался кристалл соли в результате чего наблюдалось увеличение продолжительности времени рефлекса. Это наблюдение позволило И. М. Сеченову высказать мнение о явлении торможения в ЦНС, т. е. специальные центры в головном мозге лягушки оказывают тормозящие влияния на отражательную деятельность спинного. Данный тип торможения называют сеченовским или центральным.


  1. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость... .

… определяет скорость прохождения нервного импульса


  1. Френология – это наука о... .

Френология - это наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа.

  1. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?

Большое влияние на развитие экспериментальной психологии оказала и френология австрийского анатома Ф. Галля, исходившего из принципа локализации способностей в различных участках головного мозга. В своих работах, вышедших в начале XIX в., в частности в книге «Исследования нервной системы», Галль предложил «карту головного мозга», в которой попытался разместить все умственные качества, которые были разработаны психологией способностей, при этом для каждой способности указывался соответствующий орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа.


Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей. Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.

Попытка экспериментальной проверки данных френологии была предпринята в первой трети XIX в. французским физиологом Флурансом. Используя метод экстирпации (удаления) отдельных участков нервной системы, а в ряде случаев применяя воздействие наркотиков на нервные центры, он пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, мышление, память – являются результатом работы головного мозга как целостной системы.


  1. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.

Закон Вебера-Фехнера - закон, выражающий связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного им ощущения: если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растёт в арифметической прогрессии. Опытная проверка этого закона, проводившаяся многими авторами после Фехнера, в общем подтвердила справедливость этого закона, но только для средней области интенсивности ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых, мускульно-двигательных.


  1. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?

Первая в мире психологическая лаборатория созданнаа Вундтом в 1879 году. Она стала международным центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства.


  1. Какова основная задача психологии по В. Вундту?

«Путем внимательного анализа сложных фактов сознания, психология должна отыскать основные, элементарные явления внутреннего опыта; указав те соединения, в которые вступают эти элементы, и те изменения, которым они подвергаются, психология приготовит почву для будущего синтеза психологических фактов» (Вундт, 1880, c. 1011).


  1. Основателем психофизики является... .

Эрнст Генрих Вебер


  1. Основателем психометрии является... .

Фрэнсис Гальтон


  1. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?