Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине экспериментальная психология.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 539
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | ||||
| ||||
| ||||
Студент | | | ||
| | | ||
| | |
МОСКВА 2023
Практическое занятие № 1
Задание № 1.
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
| Н. Н. Ланге |
|
| А. А. Такарский |
|
| В.В. Чиж |
|
| В. М. Бехтерев |
|
| А.Ф. Лазурский |
|
| Г.И. Челпанов |
|
| П. И. Ковалевский |
|
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».
№ | ФИО ученого | Достижения |
| И. Гербарт |
|
| Эрнст Вебер |
|
| Густав Теодор Фехнер |
|
| Герман Людвиг Гельмгольц |
|
| Франц Дондерс |
|
| Эдуард Пфлюгер |
|
| Ф. Месмер |
|
| Джон Уотсон |
|
| Герман Эббингауз |
|
| Эдвард Титченер |
|
Задание № 2
Эксперименты Г. Эббингауза
Г.Эббингауз предложил исследовать чистую память: «...добившись чистоты, мы поймем истинные основы...». В его исследованиях для запоминания использовались бессмысленные слоги.. Эббингауз определил следующие требования к материалу, на основе которого можно исследовать чистую память:
* материал должен быть таким, чтобы его нельзя было осмыслить;
* материал должен быть тмаки, чтобы его нельзя было организовать для запоминания;
* материал не должен рождать ассоциации;
* материал должен даваться с максимальной скоростью, чтобы добиться исключения логики и ассоциаций;
Классические методы исследования чистой памяти (по Эббингаузу):
1) метод заучивания (полное усвоение всего ряда стимулов при повторении и отслеживании);
2) метод постоянного предъявления числа (исследуется объем памяти);
3) метод антиципации (подсказки): экспериментатор отслеживает, сколько и каких подсказок необходимо;
4) метод парных ассоциаций (по одному стимулу воспроизводится другой);
5) метод узнавания (материал нельзя воспроизвести, но можно узнать).
В своих экспериментах Эббингауз вывел следующие закономерности запоминания:
-Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильны впечатления на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго.
-Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
-При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
-Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно.
-Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти.
-Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию, экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
-При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец («эффект края»)
-Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
-Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени.Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
-С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
-То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
-Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
Задание № 3
Ответьте на следующие вопросы
-
Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли
на возникновение экспериментальной психологии?
Открытие явления "центрального торможения" - тормозного влияния нервных центров
Центральное торможение открыто в 1862 г. И. М. Сеченовым. В процессе опыта он удалил у лягушки головной мозг на уровне зрительных бугров и определял время сгибательного рефлекса. Затем на зрительные бугры (таламус) помещался кристалл соли в результате чего наблюдалось увеличение продолжительности времени рефлекса. Это наблюдение позволило И. М. Сеченову высказать мнение о явлении торможения в ЦНС, т. е. специальные центры в головном мозге лягушки оказывают тормозящие влияния на отражательную деятельность спинного. Данный тип торможения называют сеченовским или центральным.
-
Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость... .
… определяет скорость прохождения нервного импульса
-
Френология – это наука о... .
Френология - это наука о связи психики человека и строения поверхности его черепа.
-
Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной психологии?
Большое влияние на развитие экспериментальной психологии оказала и френология австрийского анатома Ф. Галля, исходившего из принципа локализации способностей в различных участках головного мозга. В своих работах, вышедших в начале XIX в., в частности в книге «Исследования нервной системы», Галль предложил «карту головного мозга», в которой попытался разместить все умственные качества, которые были разработаны психологией способностей, при этом для каждой способности указывался соответствующий орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа.
Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей. Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.
Попытка экспериментальной проверки данных френологии была предпринята в первой трети XIX в. французским физиологом Флурансом. Используя метод экстирпации (удаления) отдельных участков нервной системы, а в ряде случаев применяя воздействие наркотиков на нервные центры, он пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, мышление, память – являются результатом работы головного мозга как целостной системы.
-
Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.
Закон Вебера-Фехнера - закон, выражающий связь между изменением интенсивности раздражителя и силой вызванного им ощущения: если сила раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растёт в арифметической прогрессии. Опытная проверка этого закона, проводившаяся многими авторами после Фехнера, в общем подтвердила справедливость этого закона, но только для средней области интенсивности ощущений: зрительных, слуховых, обонятельных, осязательных, вкусовых, мускульно-двигательных.
-
Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?
Первая в мире психологическая лаборатория созданнаа Вундтом в 1879 году. Она стала международным центром экспериментальной психологии. В ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства.
-
Какова основная задача психологии по В. Вундту?
«Путем внимательного анализа сложных фактов сознания, психология должна отыскать основные, элементарные явления внутреннего опыта; указав те соединения, в которые вступают эти элементы, и те изменения, которым они подвергаются, психология приготовит почву для будущего синтеза психологических фактов» (Вундт, 1880, c. 1011).
-
Основателем психофизики является... .
Эрнст Генрих Вебер
-
Основателем психометрии является... .
Фрэнсис Гальтон
-
Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?