Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине экспериментальная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 541

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Герман Эббингауз


  1. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.

  • Закон интереса - Интересное запоминается легче

  • Закон осмысления - чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.

  • Закон установки - если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдет легче

  • Закон действия - информация, участвующая в деятельности (т.е. если происходит применение знаний на практике) запоминается лучше

  • Закон контекста - При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше

  • Закон торможения - При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой

  • Закон оптимальной длины ряда - Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти.

  • Закон края - всего запоминается информация, представленная в начале и в конце («эффект края»)

  • Закон повторения - Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз

  • Закон незавершенности - Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д .




  1. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?

В 1890 г. Дж. Кеттелл в журнале Mind публикует одну из самых известных в психодиагностике работ — «Умственные тесты и измерение» с послесловием Ф. Гальтона.


  1. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?

Министерство образования Франции в 1904 г поручило Бине разработать методику, которая помогла бы отделить детей, способных к учению, но, ленивых, от детей, страдающих врожденными дефектами, и потому неспособных учиться в нормальной школе.


  1. Как бихевиоризм повлиял на развитие экспериментальной психологии?

Бихевиоризм стремился к объективизации науки о поведении в психологии, что помогало экспериментальной психологии в способах исследования.


  1. Какой метод исследования был предложен А. Ф. Лазурским, в чем его достоинства?

Лазурский разрабатывал оригинальную концепцию «научной характерологии», в основе которой лежала идея о том, что индивидуальные особенности человека связаны с деятельностью нервной системы. Он выступал за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.


  1. Каким образом экспериментальная психология связана с другими областями психологических знаний?


Развитие теории и конкретных методик экспериментальной психологии тесно связано с прогрессом теоретических исследований на стыке биологических, технических и социальных наук (например, были созданы практическая психология образования, практическая социальная психология и другие науки.) С возникновением экспериментальной психологии каждая из отраслей общей психологии приобрела целый спектр или блок прикладного значения, прикладных исследований, т.е. для каждой из отраслей возникли специальные методики для того, что изучает данная отрасль психологии.

Практическое занятие № 2


Задание № 1.

Этика психологических исследований

В психологических, социальных и медико-биологических науках повсеместно распространен интерес к защите прав и благополучия людей, принимающих участие в научных исследованиях. Большинство научных объединений и профессиональных организаций разработали регулирующие нормы в защиту людей, являющихся объектами экспериментов, и кодексы профессиональной этики. Профессиональной этикой называют систему принципов, обеспечивающих моральное поведение профессионала.

Поскольку психологи в своих исследованиях используют живых испытуемых, им следует быть чуткими к этическим проблемам, которые могут возникать при проведении своих экспериментов. Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия. Это делает профессию психолога одним из немногих видов социальной активности, где абстрактные идеи о ценности человека предельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях, направленных на другого человека.

Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Этика психологических исследований является тем зеркало, в котором отражается разрешающая для психолога возможность силы воздействия на другого человека, меры этого воздействия. Система этических принципов психологических исследований представляет собой один из способов сохранения психической реальности как особой характеристики жизни, одно из средств, задающих и создающих условия для проявления автономности, индивидуальности Я человека и, в конечном счете, выявления психологических образований внутренней реальности человека.



Решение проводить исследования должно основываться на осознанном желании психолога внести реальный вклад в психологическую науку и способствовать благополучию человека. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни.

Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение к другим профессионалам, особенно в областях близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

Приняв решение о проведении исследований, психолог-исследователь должен осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.

Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовлен и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц.


Особого рассмотрения заслуживает проблема качества и достверности полученных данных. Фальсификация данных, как вид мошенничества может принимать различные формы: плагиат, представление «заимствованных» идей как собственных; фабрикация данных исследования; сокрытие или изменение части данных для лучшего представления конечного результата; сбор некоторого количества данных и додумывание недостающей информации до полного набора; сокрытие всего исследования, если результаты не соответствуют ожидаемым.

Таким образом, профессиональная этика в психологии и в психологических исследованиях – это система принципов, призванных обеспечить моральное поведение исследователя по отношению к своим испытуемым, к своим коллегам и специалистам в смежных областях, к качеству выполнения исследований и к их результатам. Этика предполагает установление и сохранение дистанции с «Я» другого для сохранения этого Я.


Задание № 2.

Провести обзор и краткий анализ наиболее интересных на Ваш взгляд исследований, описанных в двух последних номерах «Психологического журнала» и журнала «Вопросы психологии». Рассмотреть не менее 3-х исследований. Результаты обобщить в таблице:






Авторы, название статьи

Выходные данные (название журнала, год выпуска, номер страницы)


Содержание исследования

Практическая значимость исследования

Наиболее интересные факты и выводы

1

Ассоциация инфекции SARS-CoV-2 с психологическим стрессом, назначением психотропных препаратов, усталостью и проблемами со сном среди пациентов первичной медико-санитарной помощи в Великобритании Kathryn M. Abel, MD, PhD; Matthew J. Carr, PhD; Darren M. Ashcroft, PhD

JAMA Netw Open. 2021;4(11)

Учёные проанализировали медицинские записи около 12 миллионов пациентов в Соединенном Королевстве и получили доказательства того, что инфекция SARS-CoV-2 была связана развитием повышенной усталости и проблем со сном.


Заражение SARS-CoV-2 связано с усталостью и проблемами со сном спустя долгое время после острой фазы COVID-19. Кроме того, есть опасения, что инфекция SARS-CoV-2 может вызвать психическое заболевание; однако доказательства прямого эффекта неубедительны.

Из 11923105 подходящих лиц (6011020 [50,4%] женщин и 5912085 [49,6%] мужчин; средний [IQR] возраст 44 [30-61] года) 232780 человек (2,0%) имели положительный результат. на тест SARS-CoV-2. После применения критериев отбора 86922 человека оказались в соответствующей когорте без предшествующих психических заболеваний, у 19020 человек ранее были тревога или депрессия, у 1036 человек был психоз, у 4152 человек была усталость и у 4539 человек были проблемы со сном. После поправки на наблюдаемые вмешивающиеся факторы была выявлена связь между положительными результатами теста на SARS-CoV-2 и психической заболеваемостью (скорректированное отношение рисков [aHR], 1,83; 95% ДИ, 1,66–2,02), утомляемостью (aHR, 5,98; 95% ДИ). , 5,33–6,71) и проблемы со сном (aHR, 3,16; 95% ДИ, 2,64–3,78). Тем не менее, у лиц с отрицательными результатами теста на SARS-CoV-2 был аналогичный риск возникновения психической заболеваемости (aHR, 1,71; 95% ДИ, 1,65–1,77) и большее увеличение, связанное с гриппом (aHR, 2,98; 95% ДИ, 1,55-5,75).

2

Хроническая бессонница среднем возрасте предсказывает ухудшение когнитивных функций (памяти, внимания, способности к обучению и пр.) в более позднем возрасте (по выходу на пенсию).
Antti Etholén, Olli Pietiläinen,, Anne Kouvonen,, Mirja Hänninen, MD, Ossi Rahkonen, Tea Lallukka,


April 28, 2022

Исследователи применили личностно-ориентированный подход и использовали линейные смешанные модели латентного класса для определения траекторий сна, которые объясняют проблемы с памятью, концентрацией и способностью к обучению после выхода на пенсию.

Среди законопослушных пенсионеров были выявлены три латентные групповые траектории симптомов, связанных с бессонницей: стабильно низкая, убывающая и нарастающая. Среди вышедших на пенсию по инвалидности мы выявили еще одну латентную групповую траекторию: стабильно высокая. Симптомы бессонницы были связаны с ухудшением когнитивной функции.

Когнитивные функции

Три аспекта когнитивной функции — память, концентрация и обучение — оценивались по следующим трем пунктам: «Насколько хорошо работает моя память», «Насколько хорошо я воспринимаю и изучаю новые вещи», «Обычно я могу сосредоточиться на чем-то. ” Ответы давались по пятибалльной шкале («очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо», «очень хорошо»). В нашей выборке количество наблюдений в высшей и низшей категории было небольшим. Таким образом, эти группы были разделены на хорошие (включает «хорошо» и «очень хорошо»), легкие (включает «удовлетворительно») и плохие (включают «очень плохо» и «плохо»). Этот инструмент включен в базу данных TOIMIA, которая поддерживается Финским институтом здравоохранения и социального обеспечения (THL) (Финский институт здравоохранения и социального обеспечения, (THL)).





Задание № 3.

Составьте таблицу (см. таблицу 2) типологии экспериментальных исследований:


По способу организации

По характеру влияния

По цели исследования

Соответствие реальности

- лабораторный эксперимент - проводится в лабораторных условиях;


- констатирующий эксперимент


- пилотажный эксперимент - пробный эксперимент, первый в серии.


- эксперимент полного соответствия - экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности.


- естественный эксперимент - проводится в естественных условиях, обычных для участников, которые не проинформированы о влияниях;


- эксперимент, цель которого сформировать определенные явления.

- подтверждающий эксперимент-эксперимент, направленный на установление вида функциональной количественной связи между явлениями;


-реальный эксперимент - эксперимент, в котором изменяется целый ряд условий в силу реальности (естественности) проведения;


- полевой эксперимент - эксперимент по схеме естественного, оснащение может использоваться, участники проинформированы об эксперименте.


- формирующий эксперимент

- пилотажный эксперимент - пробный эксперимент, первый в серии.


- идеальный эксперимент - эксперимент организован таким образом, что изменяется лишь одно условие, все остальные - контролируются;