ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфика литературы как вида искусства
Основу специфики искусства в целом составляет его эстетическая природа. В искусстве реализуется эстетическое отношение человека к миру полнее, чем в каких-либо других областях. Более того, «эстетическое вполне осуществляет себя только в искусстве»1.
Содержание искусства охватывает всю действительность: жизнь человека, общества, природы. Согласно одной из наиболее популярных точек зрения, оно по своей сути «человекоцентрично». То есть все, что попадает в сферу искусства – очеловечивается прямо или косвенно, так или иначе обращено к «человеческому». В конце ХХ века антропоцентризм подвергается критике, и в некоторых научных концепциях постструктуралистского литературоведения человеку отводится более скромное место в ряду мировых ценностей: он такой же элемент мира, как и все другие.
Сущность явлений в искусстве выражена через образ. В литературе это словесный образ. Образ – это конкретная и вместе с тем обобщенная картина жизни, созданная с помощью вымысла и имеющая эстетическое значение.
Освоение действительности возможно только в конкретном и через конкретное (чувственно воспринимаемое). Отсюда – живость картины и возможность для читателя эмоциональной оценки. Обобщение же выводит к пониманию закономерностей. Эти две стороны образа объединяются в целое с помощью вымысла. Таким образом, художник не воспроизводит (отражает) действительность, а создает вторую реальность (художественный мир), напоминающую действительность и в то же время иную, способную к саморазвитию по собственным, отличным от действующих в мире, законам.
В современном литературоведении термин «образ» иногда вытесняется термином «модель». Образ – понятие более широкое, среди значений этого слова есть и «модель вещи» (В. Даль). Термин «образ» выдвигает на первый план момент подражания действительности. Термин «модель» подчеркивает «сделанность» художественного мира.
Моделирующий характер литературного произведения позволяет изучать его как аналог действительности, вторую реальность; при этом отражение жизни, достоверность ее картины, составляющие основу понятия «образ», становятся не общим, а
частным свойством, присущим, в большей мере, скажем, реалистическому стилю.
Читателю необходимо уяснить свое место в контексте культуры с тем, чтобы самостоятельно приступить к осмыслению произведения. Для этого важно иметь в виду так называемое «литературное поле» (в иных источниках «систему» или трехчастную «формулу» творческого процесса). Мы рекомендуем остановиться на термине «литературное поле» (М. Я. Поляков). Это связь звеньев: писатель – произведение – читатель.
Через произведение писатель говорит с читателем; через произведение читатель понимает писателя, или думает, что понимает, реализует свои собственные возможности. Таким образом, целью чтения является встреча читателя и автора на площадке литературного произведения (см. И.А. Ильин «Введение. О чтении и критике»).
В литературоведении понятие «автор» более содержательно, нежели просто указание на принадлежность произведения определенному лицу. Автор – это точка зрения на мир, выражением которой является все произведение.
Следует помнить, что биографический автор (А. Пушкин) и автор романа «Евгений Онегин» соизмеримые, но не совпадающие до конца явления.
Читатель – активный участник творчества в литературном поле. Он проживает в мире литературного произведения предложенную писателем жизнь и делает это в значительной мере по-своему. Отсюда – литературное произведение есть диалог читателя и писателя, в продолжение которого происходит работа узнавания, понимания, освоения авторского высказывания о сущем. Читатель в произведении ищет не сведений о чем-либо, а предлагаемую автором концепцию мира.
Центральной проблемой литературоведения является литературное произведение.
«Когда художник творит свое произведение, он втайне мечтает о «встрече» (И. Ильин). Встреча в данном случае – «счастливое обретение» (так толковал значение этого слова И. А. Бодуэн де Куртенэ), т.е. момент взаимопонимания читателя и писателя.