Файл: Отчет по учебной (ознакомительной) практике Сроки проведения практики с по.docx
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Помимо основных за Службой закреплен ряд специальных полномочий, непосредственно связанных с налогообложением. Это, в частности, контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, соблюдением валютного законодательства, а также осуществление государственной регистрации юридических и физических лиц. Перечисленные функции возложены на Службу специальными правовыми актами.
Так, полномочия по проведению государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей возложены на ФНС России постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 № 319. Этот документ принят в соответствии с федеральными законами «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». [7]
Что касается полномочий Службы по контролю и надзору в сфере производства и оборота алкоголя, то минувшим летом они претерпели значительные изменения. Постановлением Правительства РФ от 10.08.2006 № 479 внесены поправки в раздел II Положения о налоговой службе (далее — Положение). В соответствии с ними ФНС России осуществляет контроль и надзор, в частности:
-
за представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40% объема готовой продукции и об объемах использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции; -
фактическими объемами производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Служба также выдает свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, осуществляет обследование организаций по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на соответствие лицензионным требованиям, установленным законодательством, ведет государственный реестр лицензий, ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и др. [23]
Особо следует сказать о полномочиях руководителя ФНС России. Он несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Службу в соответствии с Положением. В частности, он представляет министру финансов РФ прогнозные показатели деятельности Службы, отчет об их исполнении, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы, а также издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции ФНС России.
2.6 Права и обязанности налоговых органов в свете налоговой реформы
Для экономической ситуации, сложившейся в России в течение последних лет, характерны трудности, связанные с собираемостью налогов. Пробелы законодательства позволяют недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов в бюджет. Анализ правонарушений, совершаемых в последние годы, свидетельствует о том, что без изменений действующего законодательства о налогах и сборах ситуация в налоговой сфере не могла улучшиться.
В связи с проведением налоговой реформы необходимо было сформировать новое законодательство о налогах и сборах, отражающее изменения, которые произошли в экономических отношениях. В качестве способа проведения налоговой реформы была избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. [23]
В настоящее время правовой основой регулирования правоотношений, связанных с обеспечением исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, является Налоговый кодекс. Он устанавливает общие принципы налогообложения и взимания сборов в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
Одновременно происходит поэтапная отмена ранее принятых законодательных актов по вопросам налогообложения.
С 1 января 1999 года — даты введения в действие части первой Налогового кодекса — налоговые органы получили значительно больше прав (ст. 31 НК РФ), чем имели до этого. Одновременно возросла и ответственность, связанная с объективным и справедливым отношением к каждому налогоплательщику.
Как правило, характер и объем прав, предоставленных органу исполнительной власти и его должностным лицам, определяется характером и объемом возложенных на него обязанностей (ст. 32 НК РФ). Согласно статье 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей. [2]
Причиненные налогоплательщикам убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и иными федеральными законами. При этом за неправомерные действия или бездействие должностные лица и другие работники налоговых органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, как сказано в Законе РФ «О налоговых органах Российской Федерации», за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. [5]
В то же время поэтапная кодификация приводит в ряде случаев к возникновению коллизий, связанных с применением норм Налогового кодекса и законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты отдельных видов налогов и сохраняющего свое действие в части, не противоречащей Налоговому кодексу.
Принятые главы части второй Кодекса также в значительной степени подвержены постоянным изменениям. Это приводит к тому, что отдельные положения глав о НДС, налоге на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН и об акцизах вызывают двоякое толкование и у налогоплательщиков, и у налоговых органов.
2.7 Взаимодействие с другими органами исполнительной власти
ФНС России активно взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований, государственными внебюджетными фондами. Цель такого взаимодействия — повысить налоговую дисциплину в сфере экономики и обеспечить своевременное поступление налоговых платежей в государственный бюджет и во внебюджетные фонды. [23]
Как показывает практика, наиболее распространенными формами сотрудничества ФНС России с государственными структурами являются:
-
обмен информацией; -
совместное осуществление проводимых мероприятий; -
анализ вопросов налогообложения и выработка общих подходов к их разрешению; -
создание межведомственных комиссий и рабочих групп из представителей ведомств, заинтересованных в разработке и решении тех или иных задач; -
проведение совместных коллегий, совещаний и т. д.
Формы и методы такого взаимодействия разнообразны и регулируются примерно 60 межведомственными нормативными актами. Так, соглашение с ФТС России предусматривает совместные мероприятия налогового и таможенного контроля в отношении участников внешнеэкономической деятельности. А взаимодействие с МВД России направлено на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, а также законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность.
2.8 Управление ФНС и взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами власти
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации - территориальный орган ФНС - является юридическим лицом, имеет самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.
Основное бремя работы с налогоплательщиками лежит на инспекциях ФНС России по районам, районам в городах, городах без районного деления и межрайонного уровня. Инспекция непосредственно подчиняется Управлению ФНС России по субъекту федерации. Будучи юридическим лицом инспекция самостоятельно от своего имени приобретает и осуществляет гражданские имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде истцом, ответчиком. Именно инспекции непосредственно реализуют перечисленные выше функции налоговых органов.
Структура инспекции утверждается руководителем Управления субъекта федерации. Типовые структуры инспекций ФНС России утверждены ведомственным приказом № БГ-3-20/312 от 25. 08. 2000 г. Штатное расписание начальник инспекции утверждает также по согласованию с Управлением субъекта федерации в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда. По вопросам служебной деятельности инспекция подконтрольна территориальному Управлению и ФНС. [25]
Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.
Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:
-
территориальные налоговые органы – органы региональной и местной власти (главным образом, финансовые); -
ФНС и МВД; -
ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – информационный обмен; -
ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде; -
ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде; -
ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде; -
ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.
Рассмотрим подробнее один из видов взаимодействия налоговиков с органами государственной власти - МВД и Федеральная налоговая служба.
С МВД ФНС заключила Соглашение, предметом которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. [23]
Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:
-
выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство; -
выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной продукции; -
предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость; -
выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.
Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:
-
планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации; -
взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; -
совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов; -
обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок; -
проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.