Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«АССОЦИАЦИЯ ЮРИСТОВ РОССИИ»
Крымское региональное отделение
На правах рукописи
Реферат на тему:
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА
Выполнил специально для проекта «Инфоурок»:
Корчинский Пётр Петрович
учитель, преподаватель права и юридических дисциплин,
преподаватель высшей школы
Член Ассоциации юристов России, магистр юриспруденции
Независимый эксперт, уполномоченный Министерством юстиции
России на проведение антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и проектов нормативных
правовых актов в случаях, предусмотренных
законодательством РФ (свидетельство об аккредитации
от 28.02.2018 г. №2970 на основании распоряжения
Минюста РФ от 28.02.2018 г. №210-р)
Симферополь, 2020
Содержание
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Понятие, сущность и элементы государственного механизма…..…5
1.1. Понятие механизма государства, принципы его
организации и деятельности ……………………………………………………5
1.2. Элементы (части) государственного механизма ………………………….8
Глава 2. Правоохранительные органы важнейший элемент
государственного механизма Российской Федерации………………………..20
2.1. Понятие и признаки правоохранительных органов ……………………...20
2.2. Система и функции правоохранительных
органов в Российской Федерации………………………………………………24
Заключение …………………………………………………………….……..…31
Список использованной литературы………………………………….……..…33
Введение
Механизм государства является реальной организационной материальной силой, имея которую в своем распоряжении, государство осуществляет власть.
Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов, осуществляющих государственную власть, а также учреждений, предприятий, с помощью которых выполняются задачи и функции государства.
Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти, которая в свою очередь, выполняя свои функции, оказывает влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране.
Актуальность темы обусловлено тем, что одним из важных направлений государства в углублении демократии и организованности в стране, является деятельность по охране и поддержанию общественного порядка и безопасности, чем, по сути, является актуальной на любом историческом этапе развития государства.
Так как основной закон, а именно ст.2 Конституции Российской Федерации закрепляет: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью, вместе с тем устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». То есть государство возлагает заботу по охране, обеспечению и защите российского права, включая обязательно в него и права человека, на государственные органы, организации и их должностных лиц, тем самым выражая основную цель правоохранительной деятельности в обеспечении охраны прав человека от нарушений.
Цель исследования - рассмотреть правоохранительные органы в механизме современного государства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
дать понятие механизма государства, принципы его организации и деятельности; -
изучить элементы (части) государственного механизма; -
раскрыть понятие и признаки правоохранительных органов; -
рассмотреть систему и функции правоохранительных органов в Российской Федерации.
Объектом исследования являются правоохранительные органы Российской Федерации.
Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правотворческой деятельности правоохранительных органов в механизме современной Российской Федерации .
Теоретическая основа исследования. В представленной работе проанализированы работы таких авторов, как: Тихомиров Ю.А., Гриненко А. В., Хропанюк В.Н., Поляков М. П., Федулов А. В., Кузьменко Е. С., Лазарев В.В., Липень С.В. и т.д.
Методологическую базу исследования составляют методы познания: анализ, синтез, обобщение. Общеметодологические методы использованы при построение общетеоретических определений работы, их признаков и содержания.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Понятие, сущность и элементы государственного механизма
1.1. Понятие механизма государства, принципы его организации и деятельности
Государство реально действует и проявляет себя как система, а именно как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Подобные коллективы действуют постоянно и профессионально, выделяя их из общества и превознося над обществом.
В.М. Сырых: «Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица несут персональную ответственность за эффективность своей работы»1. Подобная система государственных органов, профессиональных коллективов и называется механизмом государства.
Следовательно, механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.
В юридической науке понятие "механизм государства" и "государственный аппарат" чаще всего употребляются как синонимы, хотя есть и другая точка зрения, которая под государственным аппаратом подразумевает систему органов, осуществляющих управленческую деятельность, а также наделенных властными полномочиями. А вот понятие "механизм государства" включаются наряду с государственным аппаратом еще и государственные учрежде ния и организации, а также "материальные придатки" государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует.
Имеется научная позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства - те же органы, но в динамике2.
В.В. Лазарев, С.В. Липень: «Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства - непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства»3.
То есть механизм государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов
4.
Наиболее общие характерные признаки государственного механизма (аппарата) выражаются в следующем:
-
механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений). -
государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. -
функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях - и принудительным воздействием. -
механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные справедливые отношения между государством и личностью.
Концепция и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер:
1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;
2) принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;
3) принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата, например, право граждан государства на основании общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;
4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны; этот принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией5;
5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в отношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными организациями и движениями;
6) принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяет учитывать различные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные взгляды, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;
7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральных органами (центром) и государственной властью членов федерации.
Таким образом, механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое строение и выполняют свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства – это часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками.
1.2. Элементы (части) государственного механизма
Механизм нынешнего государства выделяется высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем, составляющих в куче структуру механизма государства, под которой понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь6.
Разберем детальнее эти элементы государственного механизма. Центральное место оседают органы государства.
В теории организаций разработаны характеристики организаций. Это сознательно координируемые социальные образования с определенными границами, функционирующие на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Им присущи комплексность, формализация, соотношение централизации и децентрализации7. Эти признаки сочетаются с юридической характеристикой.
Орган государства - это основная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.
Иными словами орган государства – это структурно обособленная и юридически оформленная часть государственного аппарата, обладающая самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций.
Для органа государства характерны следующие признаки:
-
закрепление компетенции и наличие властных полномочий для ее осуществления, т.е. право издавать обязательные правовые акты и давать обязательные предписания; -
структурная обособленность в виде самостоятельной организации; -
наличие постоянного персонала, государственных служащих; -
материально-финансовое обеспечение деятельности органа.