Файл: Правоохранительные органы в механизме государства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В-третьих, государственные корпорации типа Газпром или ЕЭС России, сочетающие функции самостоятельных хозяйствующих субъектов и государственного регулирования.

Все вышеназванные публичные службы и корпорации находятся исключительно или преимущественно в государственной и муниципальной собственности. Данное обстоятельство облегчает их гибкое использование в общественных интересах. Оно обеспечивается, в частности, ст. 426 ГК РФ о публичном договоре, когда обязательность его заключения обусловлена характером работ и услуг коммерческой организации и обязательными правилами (утверждаются Правительством РФ).

Рассмотрим такой элемент механизма государства, как процедуры принятия государственных решений.

Именно они придают динамичный смысл деятельности госорганов и публичных служб, поскольку правильное и своевременное решение экономических, социальных и политических задач является важнейшим показателем ее эффективности. Государственные решения принимаются на разных уровнях и с помощью различных процедур, вид которых определяется характером субъекта права и содержанием решений. Закон и иные акты устанавливают процедуры.

Можно классифицировать процедуры принятия государственных решений следующим образом:

– процедуры выборов, референдума и народных собраний, когда прямое волеизъявление граждан служит непосредственным источником решений;

– процедуры самостоятельного принятия решений каждым государственным органом, с использованием для этого регламента, правительства, правил принятия ведомственных актов и т.п.;

– совместное принятие решения несколькими субъектами права;

– согласованное принятие решений (в рамках бюджетного процесса и т.п.);

– принятие решений в соответствии с принципами и нормами международного права, актами межгосударственных объединений типа СНГ, Союза России и Белоруссии, ЕС.

Своеобразны процедуры выработки и принятия важнейших государственных решений в разных странах.

В России в законодательном процессе участвовали такие структуры, как Объединенная комиссия по координации законодательной деятельности и Полномочное представительство Правительства РФ в Федеральном Собрании. Теперь действует Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности.

Во Франции действует Экономический и социальный совет, который по запросу правительства даст заключения на проекты законов
, ордонансов или декретов, а также любых планов или программных законопроектов экономического или социального характера. В Конституции Испании закреплено право государственной инициативы в экономической деятельности, планирование общей экономической деятельности, статус Счетной палаты.

Деятельность государственных органов и публичных служб и корпораций, принятие и реализация государственных решений невозможны без ресурсного обеспечения. Оно выступает важным элементом механизма государства и включает в себя:

– управление государственной собственностью;

– регулирование бюджетно-налоговых отношений;

– использование природных ресурсов;

– материально-техническое обеспечение;

– режимы использования людских ресурсов, имеется в виду законодательство о труде, занятости и т.д.

Ресурсному обеспечению посвящены специальные законы и иные правовые акты, а также государственные органы. От его накопления, приумножения и рационального использования во многом зависит функционирование других элементов государственного механизма.

А механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений. Структурные части этого механизма создаются на основе принципа разделения властей. Государственная власть, как уже говорилось, делится на законодательную, исполнительную и судебную. В силу этого создаются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.


Глава 2. Правоохранительные органы важнейший элемент государственного механизма Российской Федерации
2.1. Понятие и признаки правоохранительных органов
Защита прав и свобод гражданина и человека - конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданы государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами. 

Рассмотрим признаки, выделяющие правоохранительные органы из общей массы социальных образований. Признаки первой очереди: 

  • цель - охрана прав 

  • правоохранительные органы - это государственные органы 

  • правовая основа деятельности 

  • право применения мер принуждения

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов- охрана прав. Охрана прав подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказании правонарушителя13.

Как выясняется из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется только тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого обвинить в преступлении.

Однако представляется, что суть правоохраны тремя вышеуказанными задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть правоохраны добавить еще такую ​​составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых основ, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды. 

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить ответную реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает только в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда следует второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы - это государственные органы.


Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, которые отвечают определенным требованиям, имеют специальную подготовку и образование (как правило, юридическое).

Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принятых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и границы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции»14, от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации»15, от 03.04.1995 N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности»16 и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулирования физических и юридических лиц, но и к негативным рычагов влияния. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от других государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.  Вместе с тем есть признаки, принадлежащими некоторым правоохранительным органам17.

Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

Признаки второй очереди: 

  • право применения норм уголовного закона; 

  • осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме.

Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы
- это специальные органы, созданные государством с целью охраны права, действуют на основании и в соответствии с законом, наделены правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы. Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д.

Однако в отдельных образованиях явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую ​​организацию, стоит на позиции защиты прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут только два: цель деятельности и функционирования на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными.

Однако они, безусловно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности. 

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком смысле они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов в частности, В. Т. Томин ввели особый термин: «квазиправоохранительные органы»18. Этот термин образован с помощью латинского приставки «квази», что имеет два значения: а) мнимый, ложный, б) почти, близко. В данном случае указанная доля применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительние органы - это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивают правовую помощь гражданам и юридическим лицам. 

К квазиправоохранительним органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.
2.2. Система и функции правоохранительных органов в Российской Федерации
Все правоохранительные органы, созданные и действующие в Российской Федерации, составляют единую систему. Системность представляет собой такой уровень интеграции, при котором взаимно сочетаются и усиливаются полномочия каждого из них, что приводит к повышению эффективности государственного механизма в целом.