Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Систему правоохранительных органов можно разделить на судебные органы (суды) и другие правоохранительные органы такие как: органы прокуратуры РФ; ОВД РФ; ФСБ России; СВР России; ФТС России; ФСКН России; органы предварительного расследования и некоторые другие.
Кроме этого в Российской Федерации созданы и действуют негосударственные структуры, которые также входят в состав правоохранительных органов такие как: адвокатура; нотариат; частные детективные и охранные предприятия19.
Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов, суды субъектов РФ (мировые судьи и конституционные (уставные) суды).
- Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства20.
Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.
- Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовым вопросам, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, решаются главным образом в судах общей юрисдикции.
В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние отделились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системе имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он и общим, и военным судом одновременно).
Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Кроме этого в судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.
- Система арбитражных судов
создана преимущественно для решения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и другие полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ21.
- Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и решать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.
Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принятых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или устава субъекта.
Другие правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:
- органов прокуратуры;
- органов внутренних дел;
- Федеральной службы безопасности;
- органов государственной охраны;
- органов государственной налоговой службы;
- таможенных органов;
- органов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;
- органов предварительного расследования;
- органов юстиции.
Функции правоохранительных органов являются производными от ряда внутренних и внешних функций государственного механизма. Поскольку правоохранительные органы являются составной частью аппарата, посредством которого реализуется государственная власть, различным органам присущи те либо иные направления деятельности, т.е. функции.
Функции правоохранительных органов представляют собой основные направления деятельности соответствующих органов, которые обусловлены их общим социальным назначением и конкретизированы в компетенции и полномочиях22.
При этом общая концепция выделения функций различных правоохранительных органов обусловлена их направленностью на охрану прав и свобод личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Что касается конкретного правоохранительного органа, то вначале на государственном уровне вырабатывается его общая направленность, а затем формируются функции и конкретные полномочия, входящие в содержание правового статуса. Большинство правоохранительных органов работают по тем направлениям, которые прямо обозначены в действующем законодательстве. Поэтому чем больше эти направления совпадают с понятиями основных функций, тем более определенным является правовой статус того или иного правоохранительного органа.
Изучение действующего законодательства позволяет выделить следующие важныефункции правоохранительных органов таких как:
1) конституционный контроль;
2) правосудие, судебный контроль и судебный надзор;
3) прокурорский надзор;
4) выявление и предварительное расследование преступлений;
5) организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений;
6) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам;
7) предупреждение преступлений и иных правонарушений;
8) охрана конституционного строя и обеспечение государственной безопасности Российской Федерации;
9) обеспечение экономической безопасности;
10) охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
11) охрана прав, свобод и законных интересов личности.
Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга и правоохранительные органы взаимодействуют и с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно только при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами23.
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны выполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно только при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.
Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны выполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.
Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с другими органами - обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в других органах, а также принадлежащее им имущество. Ко всем мероприятиям, проводимым другими государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.
Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в части 5 новом УПК РФ именуется: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»24.
Во многих случаях можно проследить прямую зависимость между функцией и тем правоохранительным органом, который эту функцию реализует. Например, функцию конституционного контроля осуществляет Конституционный Суд РФ, функцию прокурорского надзора — органы прокуратуры РФ. В то же время это не характерно для всех без исключения случаев, поскольку иногда одну и ту же функцию реализуют несколько правоохранительных органов25.
Например, функцию обеспечения экономической безопасности — органы ФТС России, а также ОВД РФ. В других случаях, наоборот, один правоохранительный орган является носителем нескольких функций. Так, органы предварительного расследования, помимо выявления и предварительного расследования преступлений, осуществляют и функцию по предупреждению преступлений и иных правонарушений.
Поскольку государство постоянно совершенствует свою деятельность в различных социально значимых областях, система правоохранительных органов, круг их полномочий также могут подвергаться изменениям.
Кроме того, выделяется и универсальная функция, которая проявляется в деятельности всех без исключения правоохранительных органов. Охрану прав, свобод и законных интересов личности осуществляет в пределах своей компетенции любой правоохранительный орган, но для адвокатуры данная функция является приоритетной.
Заключение
Итак, механизм государства - это целостная иерархическая система всех государственных организаций, которые практически осуществляют задачи и функции государства.
Механизм является структурным и предметным воплощением государства, это его постоянно функционирующее выражение.
Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. Поскольку механизм создается для выполнения функций государства, именно им в этой связи предоставляется решающая роль. Строение механизма государства зависит от того, какие функции берет на себя государство.
Структура механизма государства состоит из государственных органов, государственных предприятий и государственных учреждений. Целостность государственного механизма обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов, предприятий и учреждений, общими целями.
Между составляющими элементами механизма государства существует иерархическая связь: различные органы и учреждения занимают неодинаковое место в государственном механизме. Только органы государства наделяются властными полномочиями, с помощью которых происходит управление делами общества.
Государственный орган - это составной элемент механизма государства, который непосредственно осуществляет функции государства и наделен властными полномочиями.
А правоохранительные органы в механизме государства – это органы прокуратуры, внутренних дел, службы безопасности, таможенные органы, органы охраны государственной границы, органы государственной налоговой службы, государственной контрольно-ревизионной службы, рыбоохраны, государственной лесной охраны, другие органы, которые осуществляют правоприменительные и правоохранительные функции.
Их правоохранительная деятельность определяется правоохранительной функцией государства, осуществляется в рамках правоохранительных отношений, должна соответствовать их принципам.
Государственно-властная деятельность правоохранительных органов выражается в том, что они как часть механизма государства имеют компетенцию рассматривать разного рода юридических дел и опираются на возможность применения государственного принуждения.
Таким образом, правоохранительные органы являются важнейшим элементом государственного механизма, обеспечивающего охрану прав и свобод личности, общества, государства, стабильность возникающих правоотношений, а именно они обеспечивают реализацию правоохранительной функции государства.