Файл: Ю. Н. Сычев бжд безопасность жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 878

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БЖД
172
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители.
Руководители всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности на- копленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных террито- риях и объектах.
В РФ непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерст- во по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии сти- хийных бедствий (МЧС).
Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для орга- нов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
В субъектах РФ, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют главные управления, управления, отделы, а на объектах экономики — штабы, отделы, управления по делам граждан- ской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах — отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям яв- ляются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.
Для координации деятельности территориальных отделов в пределах нескольких субъек- тов РФ используются региональные центры.
Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны созда- ются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.
Силы гражданской обороны
Силы гражданской обороны РФ состоят из войск и гражданских организаций граждан- ской обороны.
К войскам ГО РФ относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.
Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреж- дений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — первоочередные работы в очаге поражения по локализации и тушению пожаров, аварийному от- ключению газа, электроэнергии и воды, по поиску и спасению людей, а также оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае на- добности в специализированные медицинские учреждения.
7.2. Правовые и нормативно-технические основы управления
Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют правовые акты.
Виды правовых актов:
1. Конституционные законы РФ;
2. Федеральные законы РФ;
3. Подзаконные акты РФ.
Определение


Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
173
Конституция России, Федеральные законы — это нормативные акты, принятые в особом законодательном порядке органами законодательной власти, регулирую- щие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.
Подзаконные акты РФ — это акты компетентных органов, содержащие нормы права, основанные на положениях закона и не противоречащие ему.
Рис. 7.3. Виды аварийно-спасательных и других неотложных работ
К подзаконным актам относятся: указы президента РФ, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами, среди которых Министерство природ- ных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.
Право на безопасный труд закреплено в Конституции РФ. Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Кодексом зако- нов о труде РФ (КЗоТ РФ). Гражданский кодекс РФ устанавливает ответственность работода- телей вследствие причинения вреда работнику на производстве, а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина. Федеральный закон
«Об основах охраны труда в РФ» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. Требования по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе «О предприятиях и предпринимательской деятель- ности «и в законе «О защите прав потребителей».
Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве можно отметить Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279, в котором утвержде- но Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, Постановление
Министерства труда и социального развития РФ от 7 апреля 1999 г. № 7 в котором утвержде- ны Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.
Поиски и спасение пострадавших, извле- чение их из-под завалов, вынос из очагов поражения
Локализация и подавление первичных и вторичных очагов поражения, обезвреживание источников вторичной опас- ности
Расчистка и оборудование маршру- тов движения в зоне ЧС
Виды
АСДНР
Эвакуация населения из зоны ЧС
Оказание пострадавшим необходимой мед. помощи, их эвакуация в лечебные уч- реждения
Разборка завалов в зоне
ЧС
Санитарная обработка населения, персонала и участников ликвидации
ЧС
Определение


БЖД
174
Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ, так и рядом федеральных законов, среди которых Гражданский, Земельный, Водный кодексы РФ, за- коны: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления.
Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых ус- ловий труда составляет закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее нормативные ак- ты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их по- следствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций при- родного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об использовании атомной энер- гии». Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О еди- ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Нормативно-техническая документация — это документация включает федеральные, рес- публиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РФ, строитель- ные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающий среды, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Санитарные нормы устанавливают предельно допустимую концентрацию (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физи- ческих воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального при- родопользования.
Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ре- сурсов — совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановле- ние и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в со- ответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно- гигиенических, технических и экономических требований.
Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты систе- мы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.
Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).
Основные цели комплекса:
• повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (федеральном, региональном, местном) для обеспечения безопасности насе- ления и объектов народного хозяйства при природных, техногенных, социальных и во- енных ЧС;
• предотвращение или снижение ущерба в ЧС;
• эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при прове- дении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Задачи комплекса:
• разработка терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации, источников и поражающих факторов ЧС;
• установление основных положений по мониторингу, прогнозированию и предот- вращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйст- венных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации лик- видации ЧС;
• определение уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;
• разработка методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;


Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
175
• выработка способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хо- зяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.
Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС — 22), номера (шифра) группы (табл.7.1), порядкового номе- ра стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р
22.0.01 — 94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.
Таблица 7.1.
Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов «Безопасность в ЧС»
Номер группы
Группа стандартов
Основные положения
0
Основополагающие стандарты
Основные положения
1
Стандарты в области мониторинга и прогнозирования
Мониторинг, прогнозирова- ние
2
Стандарты в области обеспечения безопасности объектов народного хозяйства
Безопасность объектов народного хозяйства
3
Стандарты в области обеспечения безопасности населения
Безопасность населения
4
Стандарты в области обеспечения безопасности продо- вольствия, пищевого сырья и кормов
Безопасность продовольст- вия
5
Стандарты в области обеспечения безопасности сельско- хозяйственных животных и растений
Безопасность животных и растений
6
Стандарты в области обеспечения безопасности водоис- точников и систем водоснабжения
Безопасность воды
7
Стандарты на средства и способы управления, связи и оповещения
Управления, связь и опове- щение
8
Стандарты в области ликвидации ЧС
Ликвидация ЧС
9
Стандарты в области технического оснащения аварийно- спасательных формирований, средств специальной защи- ты и экипировки спасателей
Аварийно-спасательные средства
10, 11
Резерв
7.3. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности
Наибольший экономический и материальный ущерб исчисляется от природных чрезвы- чайных ситуаций (стихийных бедствий). Он зависит от вида стихийного бедствия, размеров зоны поражения, численности проживающего в этом районе населения, вида и количества промыш- ленных объектов и сельскохозяйственных угодий. Стихийные бедствия могут быть причиной тех- ногенных аварий и катастроф.
Техногенные аварии и катастрофы происходят на промышленных объектах и транспор- те. Особенно опасны техногенные чрезвычайные ситуации на объектах атомной, химической и нефтедобывающей промышленностях.
Экономический и материальный ущерб от природных и техногенных чрезвычайных си- туацияй подразделяется на прямой и косвенный.


БЖД
176
Рис. 7.4. Экономический и материальный ущерб
К прямому экономическому и материальному ущербу относятся:
• гибель и травмирование людей;
• затраты на проведение спасательных работ и эвакуацию населения;
• повреждение и разрушение жилых зданий и подсобных помещений;
• разрушение промышленных объектов;
• повреждения гидротехнических сооружений;
• разрушение коммуникаций и дорог;
• гибель сельскохозяйственных животных;
• снос плодородного слоя земли;
• уничтожение урожая.
К косвенному экономическому и материальному ущербу относятся:
• затраты на лечение людей;
• возмещение причиненного ущерба пострадавшим;
• ремонт гидротехнических сооружений;
• восстановление жилых зданий и подсобных помещений;
• наведение порядка в зоне чрезвычайной ситуации;
• восстановление поврежденных и строительство новых промышленных объектов;
• замедление темпов развития региона;
• ухудшение условий жизни населения.
Соотношение прямого и косвенного ущерба составляет 70% к 30%.
Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности на промышленных предприятиях зависят от несчастных случаев.
Несчастные случаи на предприятиях — это случаи, произошедшие на предприяти- ях с работниками и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или индивидуального предпринимателя. Ре- зультатом несчастного случая является травма.
К травмам на производстве относятся нанесения телесных повреждений другим лицом, острое отравление, обморожение, поражение электрическим током, молнией, укусы насекомых и другие, повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, времен- ную или стойкую утрату трудоспособности либо его смерть, если они произошли:
• в течение рабочего времени на территории организации или вне её (включая установ- ленные перерывы), а также при выполнении работ в сверхурочное время, выходные и праздничные дни;
• при следовании к месту работы или с работы на представленном работодателем транспорте или на личном транспорте при договоре с работодателем или по его распоряжению;
• при следовании к месту командировки или обратно;
• при действиях в интересах работодателя.
Экономический и материальный ущерб
Прямой
Косвенный
Определение