Файл: Реферат по теме Развитие горного права в Российской империи (хviii начало хх вв.).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Магнитогорский государственный технический университет
им.Г. И. Носова»

Кафедра геологии, маркшейдерского дела и обогащения полезных ископаемых

Реферат

по теме: «Развитие горного права в Российской империи (ХVIII – начало ХХ вв.)»

Выполнил: студент группы ГД-21-1

Штапаук Д. В., Шарков А.., Халитов Р..

Проверил: старший преподаватель

Гришин И.А

Магнитогорск 2021 г.

Новая эпоха в развитии недропользования в России началась с вступлением на престол Петра Первого. Его реформы стали мощным толчком к дальнейшему развитию горного дела, внесли в экономику новое содержание, основная идея которого была освоение и развитие всей обширной территории страны.

Указ Петра I от 1700 г. «Об утверждении Приказа Рудокопных Дел» положил начало проведению в нашей стране целенаправленной государственной политики в области поисков и разработки полезных ископаемых.

В 1718 г. был издан указ «Об учреждении Берг Коллегии и о свободе рудосыскного предпринимательства».

Берг Привилегией устанавливалось централизованное управление поисками, разведкой, добычей полезных ископаемых.

  • Провозглашалась горная регалия, т.е. исключительная государственная собственность на недра, и горная свобода, которая подразумевала права первооткрывателя месторождения на его разработку;

  • Стремление власти максимально оперативно вовлечь в эксплуатацию открытые месторождения полезных ископаемых нашло свое воплощение в принципе равного доступа к открытому месторождению вне зависимости обладания правом собственности на земельный участок;

  • Нормами Берг - Привилегии регламентировался порядок получения государственных разрешений на строительство рудоперерабатывающих заводов;

  • Берг – Привилегией предусматривались значительные субсидии и различного вида льготы за обнаружение месторождения полезного ископаемого;

  • Устанавливалось приоритетное право государства на покупку золота, серебра, меди и селитры;

  • Нормами Берг – Привилегии определялись предельные размеры участков недр предоставляемых в пользование;

  • Устанавливаются санкции за не объявление об обнаружении полезного ископаемого. Лица, не объявившие о своей находке, приравнивались к «врагам общенародной пользы», лишались всего имущества, подвергались телесным наказаниям, вплоть до смертной казни.


В случае открытия новых месторождений требовалось заявить об этом в Берг-Коллегию или ее региональным представителям и прислать пробы руд и минералов. Если последние определяли, что месторождение следует разрабатывать, открыватель получал разрешение на строительство завода или рудника и ему должно было оказывать «всяческое вспомоществование», включая «займы денег».

Собственники земель имели преимущественное право осваивать месторождения, но должны были заявить об этом заранее. Если же они не хотели работать сами, то должны были передать право осваивать месторождение горнопромышленнику, который обязан был выплачивать им в качестве платы за пользование недрами 1/32 долю прибыли. Кроме того, необходимые для промысла в качестве топлива дрова, лес и другие материалы предписывалось продавать по приемлемым ценам.

Горнозаводские рабочие освобождались не только от всяких денежных поборов, но также от солдатской повинности и должны были получать «исправную» зарплату, т.е. достаточно высокую и своевременно.

Именно этим Указом была провозглашена в России так называемая горная регалия, означающая установление исключительной государственной собственности на недра. За это горнопромышленник обязан был платить государству 1/10 долю прибыли. При этом оговаривалась возможность освобождения от этой платы на ряд лет, в случае если «убытков больше прибыли».

Указом устанавливался порядок преимущественной покупки драгоценных металлов государством по приемлемым ценам. Если у государства в данный момент не было средств на оплату, горнопромышленник имел право продать их «кому похочет». Все другие металлы и полезные ископаемые могли продаваться свободно.

Государство обязывалось оказывать горнопромышленникам и их наследникам всяческое содействие, если они ведут производство эффективно. Предусматривались жесткие санкции за сокрытие сведений о полезных ископаемых или препятствие в их освоении.

Таким образом, уже этот первый российский законодательный акт, регламентирующий отношения в процессе горного производства, сформулировал основные принципы горного права, действующие в настоящее время по существу в том же виде:

  • государственная собственность на недра (горная регалия) и любая форма собственности на добытые природные ресурсы;

  • отделение права собственности на землю и недра (принцип так называемой горной свободы);

  • платность недропользования;

  • требование рациональной разработки месторождений и охраны недр;

  • свобода горного предпринимательства с ограничениями, касающимися лишь отдельных видов полезных ископаемых (золото, платина, селитра и т.п.).


В 1720 г. был издан указ, конкретизировавший порядок регистрации вновь открытых месторождений и объем проб, которые должны быть представлены в Берг-Коллегию для разрешения строительства рудника.

В 1739 г. императрица Анна Иоанновна издала указ, который получил название Берг-регламент. Он в определенной мере детализировал положения Указа Петра I. В частности подтверждал позволение устраивать горные заводы по всему государству. При этом устанавливалось, что в качестве недропользователей могут выступать как российские, так и иностранные горнопромышленники. Плата 1/32 доли прибыли в пользу землевладельцев была заменена двухпроцентной платой с выделанных металлов и минералов. Плата могла вноситься в натуре либо в деньгах.

Проводя параллель с современностью, в тот период рядом правительственных комиссий при проверке деятельности горнодобывающих предприятий отмечалось, что в значительных объемах добываемые металлы и минералы вывозятся за границу, при этом без уплаты соответствующих пошлин. В связи с этим предписывалось соответствующим Горным начальникам ужесточить контроль за добычей и продажей металлических руд и минералов. Отмечалось, что на государственных заводах дело поставлено хуже, чем на частных. Этот вывод полностью совпадает с современной мотивацией целей приватизации. В связи с этим предлагался ряд мер, направленных на повышение эффективности государственного горного производства.

Правительство постоянно искало пути повышения эффективности горнорудной промышленности. В 1733 г. была создана специальная комиссия для изучения вопроса о целесообразности передачи казенных горнорудных заводов в частные руки. В 1738 г. комиссия представила доклад, обосновывающий необходимость передачи заводов в частные руки, который был высочайше утвержден. Процесс приватизации предприятий предполагался как весьма растянутый во времени. Берг-регламент декларировал правомерность и целесообразность постепенной приватизации всех казенных металлургических заводов и, как следствие, ликвидацию местных органов горнозаводского управления. Собственно порядок процедуры приватизации был утвержден высочайшим указом в 1740 г. Политика правительства Анны Иоанновны на приватизацию была вызвана тем, что государство не обладало достаточными средствами для обеспечения роста производства.

Начало царствования Елизаветы было ознаменовано стремлением к восстановлению петровских принципов. Одной из первых мер такого рода было восстановление Берг-коллегии с подчинением ее уже не Кабинету министров, а Сенату. В конце царствования Елизаветы так называемой Уложенной комиссией был разработан проект, отражающий сословные чаяния дворянства, за которые она боролась все послепетровское время. Проект предусматривал для дворян монопольное право владения землей и ее недрами, а также монополию на использование таких недр, т.е. на владение горнорудными заводами. Заводчикам-недворянам предписывалось в установленный срок продать свои предприятия и заводы дворянам.


Одним из мероприятий царствования Екатерины II было начало возврата горнорудной промышленности в ведение государства. Постепенно в результате политики национализации в руках государства оказалось две трети горно-металлургического производства. Однако уже к концу столетия, из-за отсутствия у государства достаточных средств для расширения и модернизации производства, в горнорудной промышленности произошел спад производства.

Положения проекта Уложенной комиссии были использованы Екатериной II. Они нашли отражение в Манифесте 28 июня 1782 г., которым было закреплено право собственности на землю и недра. Подобного расширения земельных собственнических прав не знало законодательство и право ни одной из европейских стран.

Это положение, безусловно, подрывало интересы государства, и целым рядом последующих законодательных актов оно было ограничено. В результате, уже через десять лет, в 1792 г. Екатерина II была вынуждена издать указ, в соответствии с которым «в случае открытия в недрах земель казачьих войск Астраханского, Терского, Оренбургского и Сибирского благородных металлов и минералов такие земли обращаются в казну за установленное вознаграждение».

Положение Манифеста в неизменной форме вошло в Устав Горный издания 1832 г. и, несмотря на все расширяющиеся ограничения действия этого положения в последующий период, было повторено в изданиях 1842 и 1857 гг. и даже в последнем издании Устава Горного в 1893 г.

В 1832 году был издан первый Российского Свода законов, включающего Горный устав – свод правил, регламентировавший в России создание и деятельность казенных и частных горных заводов, организацию управления ими. Горный устав, составленный на основе Горного положения, определял, «что право на ископаемые в недрах земли, их разведку и добычу принадлежит единственно и исключительно собственнику земли, а другим лицам – не иначе, как с его согласия». Этот принцип послужил основой как для региональных актов, так и для специальных

В 1894 году был реорганизован и расширен Горный ученый комитет при Горном департаменте – при комитете созданы комиссии по взрывчатым веществам, изучению причин несчастных случаев и др. По принятому в это же время положению в функции Горного ученого комитета входило рассмотрение дел по применению правил о горных работах и о постройках в заводских округах и в округах минеральных вод, дел по горнозаводской части, передаваемых на заключение из Кабинета Его Императорского Величества, проектов и смет горнозаводских строительств, планов действий горных заводов, дел по наблюдению за поисково-разведочными работами и развитию горной техники, уставов и программ горных учебных заведений и порядка преподавания в них, технических инструкции для чинов горного надзора, а также рассмотрение отчетов по командировкам с техническими поручениями служащих горного ведомства. Заключения представлялись Министерством земледелия и государственных имуществ через Горный департамент.


В 1905 году Горный департамент из Министерства государственных имуществ был возвращен в Министерство финансов, откуда 27 октября 1905 года был передан в Министерство торговли и промышленности.

Горный департамент и состоящий при нем Геологический комитет действовали «в видах подробного изучения геологического строения России». Ему, в частности, поручалось:

  • Систематическое исследование геологического строения России;

  • Разработка относящихся до сего предмета сведений и издание научных по оному сочинений;

  • Составление и изучение подробной геологической карты государства;

  • Собирание горных пород и полезных ископаемых и составление из них систематических коллекций;

  • Содействие другим ведомствам и частным лицам по предметам занятий Департамента и Комитета.

Законодательством Российской Империи предусматривалась частная и государственная собственность на горные промыслы и заводы. При этом частная горнопромышленная деятельность могла производиться на государственных землях. Все государственные горные заводы и горная промышленность находились в ведении Министерства торговли и промышленности, которое имело достаточно широкие функции и полномочия, в частности, направленные на обеспечение эффективной и взаимовыгодной деятельности государственных и частных заводов, поощрение внедрения отечественных технических решений.

На Министерство возлагалась функция надзора за осуществлением эффективной налоговой политики, создания нормальной конкурентной среды, осуществления внешнеэкономической деятельности в интересах государства.

Министерство имело специальный бюджет, целью которого было стимулирование разведки полезных ископаемых, а также оказание финансовой и технической помощи действующим не только государственным, но и частным предприятиям.

Значительное место в деятельности Горного департамента уделялось руководству горными округами, в которых организовались Горные управления. Он разрабатывал штаты и сметы, регулировал их деятельность, определял границы горного округа, мог изменить их в случае необходимости.

В обязанности Горных управлений входило:

  • «наблюдение за точным исполнением законов и распоряжений правительства по всем частям горного управления»;

  • «общее наблюдение, в указываемых законом случаях, за правильностью горных работ в техническом отношении»;

  • «поддержание на казенных заводах правильного хозяйства и возможно лучшей степени технического производства»;

  • «устранение хищнических работ на рудниках»;

  • «попечение о развитии и улучшении заводского производства и приискании к тому новых способов»;

  • «составление, рассмотрение и представление Министру годовой сметы потребных заводам сумм»;

  • «рассмотрение и утверждение смет на рубку лесов в казенных горнозаводских дачах и наблюдение за правильностью вырубки и вообще за правильным заготовлением лесных материалов».