Файл: Курсовая работа по дисциплине Управление в чрезвычайных ситуациях на тему Возможные экономические, социальные и экологические последствия чрезвычайных ситуаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 229

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таблица 1.1

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу и нанесенному ущербу

Характер ЧС

Критерии ЧС







Масштаб зоны бедствия

Количество пострадавших, чел.

Материальный ущерб, руб.




Локальная

Территория объекта

не более 10

не более 100 тыс.

Муниципальная

Не выходит за пределы тер­ритории одного поселения

свыше 10, но не более 50

свыше 100 тыс., но не более 5 млн.

Межмуниципальная

Территория двух и более поселений

свыше 10, но не более 50

свыше 100 тыс., но не более 5 млн.

Региональная

Не выходит за пределы одного субъекта РФ

свыше 50, но не более 500

свыше 5 млн., но не более 500 млн.

Межрегиональная

Территория двух и более субъектов РФ

свыше 50, но не более 500

свыше 5 млн., но не более 500 млн.

Федеральная

Не выходит за пределы РФ

свыше 500

свыше 5 млн.



2 Последствия чрезвычайных ситуаций



Чрезвычайные ситуации оказывают механические, тепловые, химические, радиационные и биологические поражающие воздействия на население и окружающую среду, при этом возникают различные последствия: медико-санитарные, бытовые, ритуальные, социальные, научно-исследовательские, инженерно-технические, юридические, политические, демографические, генетические, экономические и др.

Медико-санитарные последствия наступают для людей в начальный момент любой чрезвычайной ситуации и продолжаются длительное время, а для некоторых пострадавших — в течение всей жизни. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации количество пострадавших может быть различным: от нескольких человек до десятков, сотен и тысяч человек. Всем пострадавшим необходимо оказать первую медицинскую помощь, а некоторым из них в зависимости от степени поражения — доврачебную, первую врачебную, квалифицированную медицинскую или специализированную помощь непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации.


Бытовые последствия сопровождают крупномасштабные чрезвычайные ситуации, когда население потеряло все: жилье, хозяйство, одежду, обувь и пр. В этом случае необходимо обеспечить население предметами первой необходимости, питьевой водой, продуктами питания, одеждой и обувью, определить места проживания [13] (прил.1.3).

Экономические последствия определяются в период оценки нанесенного ущерба чрезвычайной ситуацией. Оцениваются прямые и косвенные затраты.

К прямым затратам относятся:

- оказание материальной помощи пострадавшему населению;

- восстановление поврежденных и разрушенных жилых и производственных зданий, дорог, линий электропередач и связи, систем водоснабжения и канализации;

- возмещение ущерба за уничтожение и порчу сырья и топлива;

- затраты на временную эвакуацию населения и пр.

Косвенный ущерб складывается из следующих составляющих:

- затрат, связанных с приобретением и доставкой в район бедствия питьевой воды и продуктов питания, кормов, с доставкой медицинских подразделений;

- необходимых материальных средств для различных видов строительства;

- ущерба, связанного с нарушением функционирования объектов экономики, с ухудшением условий жизни населения, с невозможностью рационально использовать территорию в зоне чрезвычайной ситуации;

Научно-исследовательские и инженерно-технические последствия возникают с началом определения причин возникновения ЧС. Научно обосновывается недостаточный учет воздействия всех поражающих факторов, прогнозируемых в данном районе чрезвычайных ситуаций. Предлагаются новые инженерно-технические решения зданий и сооружений, машин и механизмов.

Проектируются и строятся взамен разрушенных здания и сооружения по новым требованиям, а уцелевшие постройки перепрофилируются, проводятся мероприятия по повышению их устойчивости.

Ритуальные последствия сопровождают почти все чрезвычайные ситуации. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации количество погибших людей различно и может достигать сотен тысяч человек. В таких условиях очень важно провести захоронение тел погибших в кратчайшие сроки, особенно в теплое время года, чтобы предотвратить появление и распространение эпидемий. При этом похороны погибших необходимо осуществить в полном соответствии с нормами законов: проведено опознание тел погибших, документы оформлены надлежащим образом, соблюдены все традиции.



Социальные последствия возникают в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, когда органы власти различных уровней не в должной мере обеспечивают жизнедеятельность пострадавшего населения.

Юридические последствия после чрезвычайной ситуации возникают как у физических и юридических лиц, так и у властных структур. Одним необходимо восстановить утраченные документы, обосновать и в судебном порядке доказать свою принадлежность к утраченной собственности, а другим доказать свою непричастность к возникшей чрезвычайной ситуации и своевременность проведения различных мероприятий по снижению количества пострадавшего населения.

Генетические последствия наступают среди пострадавшего населения и ликвидаторов последствий аварий на радиационно (ядерно) опасном объекте, химически опасном объекте и в ходе боевых действий с применением оружия массового поражения и др.

Политические последствия возникают при ЧС военного и социального характера ивозможны в других ЧС в условиях полного пренебрежения властями нужд пострадавшего населения или в условиях полной гибели властных структур на данной территории.

Заключение



Безопасность - одна из основных потребностей человечества - приобретает сегодня актуальнейшее значение. Ее обеспечение требует учета различных аспектов жизнедеятельности людей - социальных, экономических, политических, технических, военных, информационных, экологических и др.

Геополитическая ситуация, сложившаяся на рубеже веков, требует переосмысления содержания и структуры безопасности. В настоящее время в России идет процесс осмысления новых подходов к обеспечению безопасности не только государства, но и общества, личности. Свидетельство тому - разработка и принятие Концепции национальной безопасности РФ, Военной доктрины, Доктрины информационной безопасности, федеральных законов и правительственных постановлений, регулирующих проблемы безопасности. В этих документах подчеркивается, что содержание политики обеспечения безопасности в России диктуется сложностями в различных областях общественной жизни, наличием острых социально-политических, экономических, демографических и экологических проблем.

Исторически сложилось так, что в России в основном развивались такие виды безопасности, как государственная, военная, техническая и некоторые другие, в то время как социальная безопасность оставалась в тени. Ее игнорирование дорого обошлось и государству, и обществу, не говоря уже об отдельных людях. Чрезвычайные ситуации социального характера не раз сотрясали нашу страну. Это и революции, и войны, и экстремизм различного толка, и криминал, и экономические потрясения, и экологические угрозы. Сейчас отношение к проблеме социальной безопасности постепенно меняется, о чем свидетельствуют наряду с прочим включение в образовательные стандарты такой дисциплины, как «Безопасность жизнедеятельности», и подготовка специалистов в этой сфере в ряде высших учебных заведений России.


Вместе с тем необходимо отметить, что и сегодня продолжаются научные дискуссии по теоретическим и практическим аспектам безопасности жизнедеятельности. В современной литературе существуют различные точки зрения и взгляды на ее предмет, сущность и содержание. Однако при всем их разнообразии выявились некоторые наиболее животрепещущие проблемы безопасности, носящие ярко выраженный социальный характер.

Во-первых, проблемы, связанные с терроризмом, который приобрел угрожающий характер не только в масштабах отдельных стран, регионов и стал серьезной угрозой национальной безопасности России, но и в планетарном масштабе, что вызывает настоятельную необходимость объединения усилий всего мирового сообщества в борьбе с ним Во-вторых, рост экстремизма, который, к сожалению, становится реальностью современной России. Его опасность для полиэтнического и поликонфессионального российского общества усугубляется тем, что истоки этого социального явления кроются в ксенофобии, национализме и религиозной нетерпимости. К тому же именно экстремизм - питательная почва для терроризма и региональных военных конфликтов. В-третьих, проблемы криминализации и наркотизации российского общества, вызывающие серьезную обеспокоенность как российской, так и международной общественности и требующие эффективных мер по их локализации. Эти крайне опасные социальные явления современности вызывают настоятельную потребность их пристального изучения, прогнозирования масштабов их распространения и профилактики, а также выработки стратегии, тактики и основных направлений борьбы с ними как на общероссийском, так и на международном пространстве.

В-четвертых, проблемы, обусловленные становлением информационной цивилизации, что требует поиска новых путей безопасности в условиях перехода России к информационной стадии развития.

Таким образом, можно констатировать, что наряду со становлением новой российской государственности в настоящее время формируется и новая модель обеспечения ее безопасности. Причем происходит смена приоритетов от ориентации на обеспечение государственной и военной безопасности к гармоничному обеспечению безопасности личности, общества и государства. Важное место в этой модели безопасности России занимает безопасность жизнедеятельности. Сложность и нерешенность многих ее проблем, расширение спектра угроз обусловливают необходимость решения ряда актуальных задач, таких как поиск научно обоснованных вариантов обеспечения безопасности жизнедеятельности, определение места и роли в ней социальной безопасности, разработка форм, методов и способов защиты от чрезвычайных ситуаций социального характера, а также подготовка квалифицированных кадров, вооруженных самой современной системой знаний по обозначенным проблемам.



Список литературы




  1. Акимов В.А. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: учебное пособие // В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.П. Фалеев и др. М.: «Высшая школа», 2007.

  2. Насс Е. И., Клецов А. С., др. и. Защита и действия населения в чрезвычайных ситуациях. — Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова Москва, 2015. — 405 с. 

  3. Основы организации гражданской обороны, защиты населения и территорий в субъекте российской федерации. М.: МЧС России, 2010 г.

  4. Справочник руководителя гражданской обороны муниципального образования. М.: МЧС России, 2007.