Файл: Учебное пособие содержит учебнометодические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 570

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Особо следует отметить наличие в России элементов экологического законодательства, основная задача которого – создать такие условия деятельности коммерческих фирм, которые гарантировали бы минимизацию нанесения ущерба окружающей среде и населению в районе деятельности фирм. К сожалению, экологическое законодательство РФ в настоящее время далеко не совершенно и не решает многих весьма актуальных проблем безопасности населения и природной среды.

Вся совокупность законов и подзаконных актов по хозяйственным вопросам и создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют коммерческие фирмы, и задачей этого сектора является правовое (юридическое) обеспечение их деятельности.


Финансовое обеспечение деятельности фирмы. Для того чтобы вновь организуемая фирма могла начать свою деятельность, необходимо наличие финансовых ресурсов (денежных средств в наличной и безналичной форме), которые могут быть израсходованы на возмещение организационных расходов, закупку начального запаса материальных ресурсов, оплату труда персонала и другие цели.

С момента производственного процесса до завершения производства и получения выручки от реализации его результатов неизбежно проходит некоторое время, которое называют длительностью воспроизводственного цикла. Поскольку в ходе деятельности фирмы воспроизводственные циклы непрерывно следуют один за другим, оборот финансовых ресурсов можно представить как превращение начального капитала Кн в первоначальный запас материальных ресурсов Мн, преобразование в процессе производственной деятельности этих материальных ресурсов с помощью затрат живого труда Тж в результат производства – продукт П и (на завершающей стадии оборота) превращение материального результата производства – продукта в выручку в денежной форме Д:
Кн ––––– Мн ––––– П –––– Д

+

Тж
Понятно, что коммерческая деятельность фирмы предполагает, что денежная выручка (Д) должна не только возместить первоначальные затраты капитала (Кн), но и покрыть денежные затраты на оплату затраченного живого труда (Тж), принести некоторый чистый доход собственникам фирмы и создать необходимый запас финансовых ресурсов, необходимых для возобновления производства (осуществления следующего воспроизводственного цикла в прежнем или расширенном масштабе).

На практике финансовых ресурсов, образующихся в процессе создания фирмы путем денежных и материально-вещественных вкладов учредителей в уставный фонд, оказывается, как правило, недостаточно для осуществления производственной деятельности, и фирма вынуждена привлекать заемный капитал, т.е. прибегать к кредиту.

Источником финансовых ресурсов фирмы, как в процессе ее возникновения и начала деятельности, так и в дальнейшем, в соответствии с действующим законодательством, могут быть собственные средства, коммерческий и банковский кредит.



Под коммерческим понимают кредит, предоставляемый на определенный срок одной коммерческой фирме другой (например,поставку продавцом покупателю товара с последующей через оговоренный срок оплатой). Банковский кредит – ссуда, выдаваемая коммерческим банком клиенту по заключении кредитного договора на заранее оговоренные цели, с обязательством возврата в оговоренный срок, как правило, предусматривающего определенные санкции (пени) за неуплату в срок как суммы основного долга, так и причитающихся кредитору (банку) процентов.

Коммерческий кредит может быть процентным или беспроцентным, а банковские кредиты могут быть льготными, когда государственные органы принимают на себя часть причитающихся коммерческому банку процентных выплат (например, нормальный уровень ссудного процента установлен коммерческим банком в размере 240 % годовых, но заемщик уплачивает кредитору компенсацию в размере 50 % (120 % годовых), а разница возмещается из государственной финансовой системы).

Свободные денежные средства коммерческих фирм в условиях инфляции весьма ограничены, а зачастую их практически нет. Поэтому коммерческий кредит в России в настоящее время не имеет широкого распространения (если не считать массовых случаев неплатежей покупателей поставщикам, что привело к ситуации, именуемой платежным кризисом), а инфляционные тенденции стимулируют появление и массовое распространение такой формы расчетов покупателей с поставщиками, как «предоплата», когда покупатель вынужден авансировать продавца, не получая взамен каких-либо льгот в виде скидки с цены и т.п. Поэтому основной источник финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности фирм, – кредиты банков.

Законодательством России предусмотрено функционирование в стране двухуровневой банковской системы. Верхним уровнем системы является Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ), его территориальные филиалы и отделения. Центральный банк осуществляет общий контроль за денежным обращением, обладает монопольным правом на эмиссию денежных знаков, контролирует деятельность коммерческих банков (второй уровень банковской системы), финансирует мероприятия, предусмотренные в государственном бюджете, выделяя необходимые ресурсы через коммерческие банки, устанавливает общие правила кредитной политики и т.д. Надо иметь в виду, что никаким коммерческим структурам, а также предприятиям и организациям, находящимся в государственной собственности (кроме финансируемых из государственного бюджета), Центральный банк не выделяет денежных ресурсов ни в наличной, ни в безналичной форме. Поэтому основной источник кредитных ресурсов для фирм – коммерческие банки.


В условиях, сложившихся в настоящее время в России, коммерческие банки выдают кредиты на самые различные сроки: от 1–7 дней (так называемые короткие деньги) до года и более. Процентная ставка за кредит дифференцируется в зависимости от его срока: чем больше срок, на который выдана ссуда, тем ставка выше. При этом в практике банковского дела процентные ставки принято определять в расчете на год. Так, если банк выдал фирме кредит на 1 месяц из расчета 120 % годовых, для фирмы это означает, что через месяц она должна будет возвратить банку сумму займа (допустим, 100 млн. руб.) и проценты из расчета 1 / 12 годовой процентной ставки (так как 10 % за пользование кредитом в течение месяца составляет 10 млн руб.). Таким образом, банк, выдав клиенту ссуду в размере 100 млн руб., через месяц получит от клиента 100 + 10 = 110 млн руб.

Такой расчет прост и понятен клиентам, но фактически принятый порядок приносит банку дополнительный и довольно значительный выигрыш (доход) в течение года. Дело в том, что если за 12 месяцев банк будет 12 раз выдавать по одной и той же процентной ставке (120 % годовых) ссуду по 100 млн руб., то за целый год он действительно получит 10 % × 12 мес. = 120 % годовых, что составит 10 млн руб. × 12 мес. = 120 млн руб. процентных платежей.

Если же учесть, что первоначальный капитал в 100 млн руб. бу-дет выдан банком в кредит сроком на месяц с взысканием 10 %, то к концу срока банк будет располагать (при условии своевременного возврата средств должником) суммой 110 млн руб.; выдав снова кре-дит в размере уже 110 млн руб. в конце второго месяца банк получит 110 × 1,1 = 121 млн руб., которые снова можно будет предоставить еще одному заемщику, исходя из тех же 120 % годовых. В результате при использовании в качестве финансового резерва не только первоначально выделенного капитала, но и получаемых ежемесячно процентов, в дополнение к нему за 12 месяцев банк по-лучит 100 × 1,112 = 313,8 млн руб., что означает возврат 100 млн руб. (первоначально вложенного в кредитные операции капитала) и процентный доход 213,8 млн руб., или 213,8 % годовых на первоначально вложенный капитал.

Кроме коммерческих банков, источниками финансовых ресурсов (кредитов, ссуд) в настоящее время в России могут служить фондовые биржи, специализированные фондовые отделы универсальных бирж, кредитные аукционы и фондовые магазины. Однако в связи с тем, что привлечение любых посредников (биржевых брокеров, комиссионеров) требует от фирм дополнительных расходов в виде уплаты различных сборов и комиссионных, клиентами бирж и аукционов выступают, как правило, не коммерческие фирмы, а крупные коммерческие банки. Относительно новой формой предоставления кредитов коммерческим банкам и крупным коммерческим структурам с 1994 г. стали проводимые Центральным банком России кредитные аукционы, на которых выставленный на аукцион лот (кредит данного размера) приобретает клиент, предложивший при прочих равных условиях наибольший процент в пользу ЦБ РФ.


Возможность получения коммерческого кредита от фирмы-контрагента зависит целиком от взаимно согласованных условий: наличия материального или иного обеспечения, гарантий третьего лица, согласованной процентной ставки, требования застраховать риск несвоевременного возврата кредита в страховой компании, выдать вексель в обеспечение возврата долга и др.

Получение кредита в коммерческом банке той или иной предпринимательской структурой – процедура в значительной степени формализованная. Во всех случаях клиент должен представить банку бизнес-план, обоснование направлений, куда будет направлен кредит, и расчеты его окупаемости, определяющие возможность своевременного возврата основного долга и процентов. Далее банк может потребовать обеспечения кредита путем залога недвижимости, земельного участка, ценных бумаг или иного имущества, обязать клиента оформить в страховой компании страховку риска полного или несвоевременного погашения задолженности по ссуде или гарантии достаточно надежного юридического лица-гаранта, отвечающего своим имуществом в случае нарушения долговых обязательств заемщиком, и некоторых других условий. Наконец надо иметь в виду, что банки могут предоставлять кредит на льготных условиях своим акционерам, постоянным клиентам, под конкретные приоритетные программы развития и другие проекты по решению правления или директората банка.

Налоговое законодательство. В России система налоговых органов представлена службами Государственной налоговой инспекции и отделами МВД по борьбе с налоговыми преступлениями. Основные функции налоговых инспекций – учет налогоплательщиков, контроль за правильностью и своевременностью начисления и уплаты ими причитающихся налоговых сумм, проведение в необходимых случаях камеральных или с выездом на место проверок правомерности действий налогоплательщиков. Отделы МВД по борьбе с налоговыми преступлениями содействуют органам налоговой инспекции в их повседневной деятельности, обеспечении безопасности работников налоговых служб в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей и, наконец, в проведении специальных налоговых расследований по поручению налоговых служб или по собственной инициативе.
Права, обязанности и взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками (субъектами налогообложения) определяются соответствующими законами и подзаконными актами (положениями, инструкциями и т.п.). Предприниматель должен учитывать, что налоговым службам предоставлены права взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам, налагать на недоимщиков штрафы, начислять пени за просрочку выплаты налогов и налагать аресты на расчетные счета фирм – злостных нарушителей налогового законодательства.