Файл: Учебное пособие содержит учебнометодические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 571

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Действующая в России в настоящее время система налогов организована применительно к существующей бюджетной системе и включает налоги трех уровней: федеральные, субъектов федерации и муниципальные. Федеральные налоги вводятся в действие законами Российской Федерации, которые обязательны для применения всеми субъектами федерации. Налоги субъектов федерации вводятся путем принятия законодательными органами республик, автономных республик и других автономий соответствующих законов, а другими субъектами федерации – путем принятия законов или постановлений. Постановлениями местных органов власти и управления вводятся в действие и муниципальные налоги.

Любой налог, устанавливаемый в порядке, предусмотренном законом, – обязательный платеж в государственный (федеральный) и другие бюджеты. Пропорции распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации, бюджеты муниципальных органов) устанавливаются в каждом законе. В том же законе определяются: субъекты налогообложения (физические или юридические лица), порядок определения налогооблагаемой базы, т.е. величины того или иного экономического показателя, по которому определяются сумма налога, ставки налогообложения и сроки платежей налога.

К внешнеэкономической относятся все виды коммерческой деятельности фирм, связанные взаимоотношениями с юридическими лицами – нерезидентами. При осуществлении таких видов деятельности фирма обязана руководствоваться требованиями, устанавливаемыми уполномоченными органами правительства (Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей), строго соблюдать таможенное законодательство и правила осуществления внешнеэкономической деятельности, устанавливаемые Государственным таможенным комитетом.

Централизованно удовлетворяемые потребности государства, включая и нужды обороны, и формирование государственного резерва, и обеспечение нужд слаборазвитых и находящихся в экстремальных природных условиях регионов (Крайний Север и др.), не составляют преобладающей части валового внутреннего продукта.

Поэтому уже в переходном к рынку периоде значительное развитие получают механизмы оптовой торговли в форме прямых связей,

биржевой торговли и оптовых торгово-посреднических фирм. При этом необходимым условием успешной деятельности всех рыночных форм организации снабжения и сбыта является установление между продавцами и покупателями договорных взаимоотношений, включая и вопросы согласования цен на поставляемые и покупаемые товары.


При соблюдении вышеуказанного условия и наличии на товарных рынках достаточного количества необходимых товаров прямые связи, устанавливаемые непосредственно между производителем потребителем данного товара, целесообразны при достаточно устойчивых потребностях покупателя именно в данном виде товара, значительных объемах этих потребностей и эффективных средствах доставки товара от производителя к потребителю без каких-либо посредников. Совокупность всех указанных условий делает прямые связи наиболее экономически эффективными, поскольку при этом отпадает необходимость участия в обороте товара посредников (маклеров, дилеров, дистрибьютеров, брокеров), услуги предполагают определенное комиссионное вознаграждение, что увеличивает расходы потребителя.

Коммерческая тайна в понимании законодателя – это такая информация, которая может при ее использовании конкурентами нанести фирме – владельцу информации прямой или косвенный материальный ущерб. В связи с этим, владельцы и управляющие фирмы должны определять и своевременно доводить до сведения всех имеющих к этому отношение сотрудников перечень сведений, разглашение которых в любой (устной или письменной) форме может причинить ущерб интересам данной фирмы.

В такие перечни обычно включают сведения о финансовом состоянии фирмы (конкретные размеры дебиторской и кредиторской задолженности, наличие свободных денежных средств, состав пакетов долгосрочных финансовых вложений – акции, облигации, векселя), издержках производства и рентабельности продукции, применяемых новых технологиях и нововведениях (патенты, лицензии, ноу-хау).

Действующее законодательство о страховой деятельности разрешает страховым компаниям (страхователям) принимать на себя ответственность за покрытие убытков, возникших у страховщиков при наступлении страховых событий. Источником страховых возмещений (выплат) являются уплачиваемые страхователем по договору страхования суммы страховой премии (она может уплачиваться единовременно или на условиях рассрочки платежей).

Договор страхования должен содержать совокупность положений, определяющих сущность страховых событий, порядок и сроки выплаты страховых возмещений, страховых премий и т.п. В договоре страхования могут быть указаны и случаи, когда несмотря на формальное наступление страхового случая не возникает материальной ответственности страховщика.



Объектами страхования по действующему законодательству могут быть: недвижимое имущество (здания, сооружения), транспортные средства, запасы сырья и материалов, грузы, размещенные на транспортных средствах, посевы и урожай сельскохозяйственных культур и другие виды имущества, относимые к объектам имущественного страхования. Кроме того, объектами страхования могут быть средства в расчетах: страхование рисков невозврата или несвоевременного возврата кредитов, страхование внешнеторговых расчетов и т.п.

Объектами личного страхования являются физические лица, причем возможно страхование на случай смерти, полной или частичной потери трудоспособности, страхование жизни детей и пр.

Перечень услуг, предоставляемых различными страховыми компаниями, как отечественными, так и международными, достаточно велик и непрерывно расширяется. Поэтому предприниматель, прежде чем остановить свой выбор на той или иной страховой компании, должен подробно ознакомиться не только с перечнем предлагаемых услуг, но и с порядком и размерами уплаты страховых премий, возмещения потерь страхователю при возникновении страховых случаев и другими особенностями содержания договоров страхования.

Полезно также знать состав учредителей страховой компании, размеры ее реально оплаченного уставного капитала и резервных фондов и реальное состояние платежного баланса компании на последнюю дату. Отсутствие в открытой печати публикаций балансов страховых и других акционерных компаний является достаточным основанием для проявления особой осторожности во взаимоотношениях с ними.
2.3. Малое предпринимательство
Малые предприятия являются неотъемлемой частью социально-экономической системы страны. Во-первых, они способствуют поддержанию стабильности рыночных отношений, поскольку значительная часть населения втягивается в эту систему отношений (по мнению зарубежных ученых, стабильность системы обеспечивается при условии, что 20–30 % граждан страны имеют собственное дело). Во-вторых, они обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его высокая эффективность. В конечном итоге это ведет к динамичности хозяйственного развития и экономическому росту национальной экономики. В-третьих, роль малых предприятий в деятельности крупных и средних предприятий постоянно возрастает.


Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но прежде всего для предпринимательской деятельности населения и использования свободных производственных мощностей. Единого международного стандарта классификации предприятий как малых, средних и крупных не существует. Это зависит от специфики отраслей, уровня развития и структуры экономики каждой страны.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г. под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):


  • в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;

  • в научно-технической сфере – 60 человек;

  • в оптовой торговле – 50 человек;

  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

  • в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.


При этом к среднегодовой численности работников основного персонала добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия, т.е. работающих по совместительству, трудовым соглашениям, договорам подряда.

Предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к малым на основании критерия того вида деятельности, который приносит наибольшую долю суммарной выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия обладают самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, а также в остальных сферах деятельности предприятия.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда. Основой системы государственной поддержки и развития малого предпринимательства является Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства.


Закон определяет, что не менее 15 % государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Согласно новому закону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно осуществляться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Кроме того, создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям. По налоговому законодательству Российской Федерации, малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Особенностью малых предприятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями. Для всех малых предприятий установлены следующие дополнительные льготы:

  • 1. в первый год эксплуатации они могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более трех лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять ускоренную амортизацию. Все это позволяет им при необходимости обновлять активную часть основных фондов и сократить сумму налога на прибыль;

  • 2. налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным;

  • 3. освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение квартала;

  • 4. в течение четырех лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.


Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские препараты и лекарства, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, в первые два года освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70 % общего объема реализации. В третий и четвертый годы работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в третий год – по ставке 25 %, в четвертый – 50 % ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90 % в общем объеме реализации. Среди мер, косвенно стимулирующих развитие малого предпринимательства, следует отметить пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль (8 %) для банков, предоставляющих не менее 50 % общей суммы кредитов малым предприятиям, и для страховых организаций, которыми не менее 50 % страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков малых предприятий.