Файл: Учебное пособие содержит учебнометодические и практические материалы по основным 12 темам курса. Подробно рассматривается решение типовых задач..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 588

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ниже главной диагонали чаще всего соотносятся показатели результата с затратами на получение этого результата, т.е. показатели отдачи.
Выше главной диагонали показатели носят обратный характер и показывают, какова емкость нашего результата относительно какого-либо вида затрат (например, численность делится на выпускаемую продукцию). Выше главной диагонали располагаются показатели емкости.
Часто говорят, что задачей какой-либо деятельности является «получение максимума результатов при минимуме затрат». С точки зрения математики такое выражение некорректно, поскольку означает, что результат должен стремиться к бесконечности, а затраты к нулю. То есть предлагается получить все из ничего. Экономически это очень трудно осуществимая задача. Чаще всего повышения эф-фективности достигают двумя путями:


  • достижения максимума результата при фиксированном объеме затрат;

  • достижения минимума затрат при фиксированном объеме результата.


Таким образом, чтобы добиться повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности, необходимо рассмотреть, что собой представляют результаты деятельности предприятия, его ресурсы и затраты.
В предыдущих разделах были рассмотрены сущность и эффективность использования ресурсов – трудовых, основных фондов, оборотных средств, земельных ресурсов. Объединенные основные показатели эффективности использования ресурсов представлены в таблице (Приложение 15).

Для полной характеристики эффективности затрат служат показатели общей и сравнительной эффективности.
Абсолютную эффективность определяют по всем направлениям капитальных вложений как отношение суммы эффекта ко всему объему капиталовложений, вызвавших этот эффект.
Коэффициент абсолютной эффективности а) определяетсяпо формуле:

или Эа = (С12) * В2 / К или Эа = ∆П / К
где ∆П – дополнительная прибыль, полученная в результате капиталовложений, вызвавших экономический эффект;

С1 и С2 – себестоимость единицы продукции или работ до и после осуществления капиталовложений;

В2 – объем производства продукции (работы) после осуществления капиталовложений.
Сравнительная экономическая эффективность ср) рассчитывается следующим образом:


Эср = С + Ен  КВ,

(11.3)



где С – текущие затраты по данному варианту капитальных вложений (КВ), тыс. руб.;
Ен – установленный для данной отрасли нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений (в настоящее время – не менее 0,33, что соответствует окупаемости капитальных вложений в течение не более 3 лет).
Более подробно методики рассмотрены в разделе 10.3 «Инновационная и инвестиционная политика».


  1. Финансовые результаты деятельности предприятия



Прибыль – конечный финансовый результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, показатель ее эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирования специальных фондов, а также платежей в бюджет. Получение прибыли – цель деятельности любой коммерческой организации.
Прибыль наряду с суммой амортизационных отчислений является основным источником финансирования капитальных вложений, осуществления воспроизводства основных средств, пополнения собственных оборотных средств, материального стимулирования работников, затрат на социальное развитие.
Как важнейшая категория рыночных отношений прибыль выполняет следующие функции:


  1. характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

  2. обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит

том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью;

  1. является одним из источников формирования бюджетов разных уровней.


Различают прибыль от реализации продукции, балансовую прибыль, валовую прибыль и чистую прибыль.

Прибыль от реализации продукции – финансовый результат производственной и сбытовой деятельности предприятия, основная или преобладающая часть валовой (балансовой) прибыли. Прибыль (или убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на ее производство и реализацию, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Отсюда следует, что происхождение прибыли от реализации связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показа-на на рис. 11.1.



Материальные затраты

Валовой доход













Оплата труда

Прибыль










Издержки производства

(себестоимость)

Чистый доход










Объем реализации

















Рис. 11.1. Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия
Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы: умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. провести маркетинг, организовать рекламу, сбыт, сформировать ценовую и товарную политику и т.д.
Уровень издержек в производстве зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую балансовую прибыль. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Прибыль от продаж определяется путем вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов:

П пр. = Пв. – Кр. – Ур.,

(11.4)

где Пв. – валовая прибыль; Кр. – коммерческие расходы предприятия;

Ур. – управленческие расходы предприятия.
Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет часть балансовой

прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, включая финансовые санкции за нарушения налогового законодательства. Чистая прибыль – единственный источник средств для выплаты дивидендов в акционерных обществах, распределения между участниками пропорционально их долям в обществах с ограниченной ответственностью.

Маржинальная прибыль (доход) – это экономический показатель, отражающий превышение выручки от продаж над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Другими словами, прибыль от продажи продукции в сумме с постоянными затратами

понимается как маржинальный доход предприятия.

Предельный доход – дополнительные поступления, которые получены предприятием в результате продажи дополнительного

количества единиц продукции. Если компания хочет довести свою прибыль до максимума, она постарается уравнять маржинальный доход с маржинальными издержками, чтобы установить такую комбинацию цен производства и продажи, которая приносит наибольшие прибыли.
Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции уменьшает сумму прибыли.
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на