Файл: Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места учебного предмета в учебном плане.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
5. Содержание учебного предмета
6. Тематическое планирование
7. Календарно-тематическое планирование
8. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 4 класса составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Москва «Просвещение» 2013 года.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета «Физическая культура», который определен стандартом.
Предмет Адаптивная физическая культура входит в образовательную область «Физическая культура».
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением.
Цели программы обучения: сообщать знания по физической культуре, формировать двигательные навыки и умения, содействовать коррекции недостатков физического развития и моторики обучающихся, а также их воспитанию.
Задачи программы:
- преодолевать нарушения физического развития и моторики, пространственной организации движений;
- укреплять и развивать сердечнососудистую и дыхательную системы, опорно-двигательный аппарата;
- содействовать формированию у обучающихся правильной осанки;
- готовить обучающихся к выполнению легкоатлетических и гимнастических упражнений и играм;
- учить основным видам двигательных действий и выполнению их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества;
- воспитывать нравственные качества, волю, дисциплинированность, организованность и самостоятельность;
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение предмету «Адаптивная физическая культура» в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 4 классе в течение всего года. Процесс образования осуществляется по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, М., «Просвещение», 2013г. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения их на свежем воздухе.
На всех уроках предпринимаются меры для предупреждения несчастных случаев, проводится инструктаж по Технике безопасности.
Чтобы обучающиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подбираются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных движений.
Поскольку обучающиеся этой категории с большим трудом воспринимают словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими упражнений требуется систематическая помощь педагога.
Обучение предмету «Физическая культура» тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания обучающихся.
Урок физической культуры включает следующие разделы.
I. Теоретические основы знаний:
Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке; значение спортивной формы и подготовка к уроку; правила личной гигиены; название спортивных снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках; значение утренней зарядки; правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
II. Практическое овладение двигательными умениями и навыками.
Программный материал по физической культуре состоит из следующих разделов: легкая атлетика, гимнастика, акробатика (элементы), общая физическая подготовка, подвижные игры.
В каждый раздел программы включены коррекционные игры, которые подбираются так, чтобы они могли способствовать усвоению учебного материала, содействовали развитию нравственных качеств, а также служили средством коррекции различных моторных нарушений.
Объем каждого раздела программы рассчитан на то, чтобы за отведенное количество часов обучающиеся могли овладеть основой двигательных навыков и умений.
Распределение материала носит условный характер. В зависимости от конкретных региональных и климатических условий учителям разрешается изменить сетку часов и выделенный объем времени на прохождение различных разделов программы.
3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Адаптивная физическая культура» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Общий объём учебного времени составляет 0,5 час в неделю, 17 часов в год.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Итого |
4 | 4 | 5 | 4 | 17 |
4.ЛИЧНОСТНЫЕ И УЧЕБНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные универсальные учебные действия
- осознание себя, своего "Я"; осознание своей принадлежности к определенному полу; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие адекватных представлений о окружающем социальном мире, включаться школьные дела;
- умение сообщать о нездоровье, опасности и т.д.
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
- первоначальное осмысление социального окружения;
- развитие самостоятельности;
- овладение общепринятыми правилами поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- умение определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
- умение действовать по заданному алгоритму;
- осуществлять констатирующий контроль по результату действия.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение выражать свои мысли, обосновывать собственное мнение;
- умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
- умение договариваться
, находить общее решение;
- умение «слышать другого»;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности;
- построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций нетрадиционных вариантов решения творческих задач.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
-рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;
- знать правила поведения на уроках физкультуры;
- знать основные положения рук, ног, туловища;
-знать значение дыхательной гимнастики упражнений для формирования правильной осанки;
-самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь командой учителя;
-уметь выполнять упражнения с соблюдением дыхательного режима;
- уметь передвигаться на лыжах разными способами;
- уметь играть в подвижные игры, соблюдая правила поведения в спортивном зале и спортивной площадке;
- уметь ориентироваться в пространстве;
- уметь выполнять прыжки, метание и ходьбу.
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основы знаний.Правила поведения в физкультурном зале, на спортивной площадке.
Подготовка спортивной формы к занятиям, переодевание.Название снарядов и гимнастических элементов, понятие о правильной осанке, ходьбе, беге, метании, прыжках.Значение утренней зарядки.Правила безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Основная стойка.Строевые упражнения.Построение в шеренгу и равнение по носкам по команде учителя. Выполнение команд: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «На месте шагом марш!», «Шагом марш!». Перестроение из колонны по одному в круг, двигаясь за учителем. Перестроение из колонны по одному в колонну по двое через середину, взявшись за руки. Расчет по порядку.
Общеразвивающие упражнения без предметов.
Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении.Сочетание движений ног, туловища с одноименными и разноименными движениями рук. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки.Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.Общеразвивающие и корригирующие упражнения с предметами.Комплексы упражнений с гимнастическими палками, флажками, малыми обручами, большими и малыми мячами. Комплексы упражнений со скакалками. Комплексы с набивными мячами.Элементы акробатических упражнений.Перекаты в группировке. Из положения лежа на спине «мостик». 2—3 кувырка вперед (строго индивидуально).Лазанье.Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз разноименным и одноименным способами, в сторону приставными шагами, по наклонной гимнастической скамейке (угол 20° — 30°) с опорой на стопы и кисти рук.
Пролезание сквозь гимнастические обручи.Висы.Вис на гимнастической стенке на согнутых руках. Упор на гимнастическом бревне и на скамейке, гимнастическом козле. Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через предмет, по рейке гимнастической скамейки, с доставанием предметов с пола в положении приседа.Стойка на одной ноге, другая в сторону, вперед, назад с различными положениями рук.Опорные прыжки.Подготовка к выполнению опорных прыжков. Прыжок боком через гимнастическую скамейку с опорой на руки. Прыжок в глубину из положения приседа.
Ходьба.Ходьба в различном темпе, с выполнениями упражнений для рук.Ходьба с контролем и без контроля зрения.Бег.Понятие высокий старт. Медленный бег до 3 мин.
Прыжки.Прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед, до 15 м. Прыжки в длину (место отталкивания не обозначено) способом согнув ноги.Ознакомление с прыжком с разбега способом перешагивание.
Специальные и коррекционные упражнения, направленные на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения, на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации).
Упражнения общей физической направленности на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Занятия на тренажерах.Круговая тренировка.Коррекционные упражнения (для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движений).Перестроение из круга в квадрат по ориентирам. Ходьба до различных ориентиров. Подвижные игры.
«Два сигнала», «Запрещенное движение», «Самые сильные», «Мяч — соседу», «Пятнашки маршем», «Прыжки по полоскам», «Точный прыжок», «К своим флажкам», «Зоркий глаз», «Попади в цель», «Мяч — среднему», «Гонка мячей по кругу», «Вот так карусель!».
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов |
1 | Ходьба | 8 |
2 | Бег | 7 |
3 | Общая физическая подготовка | 11 |
4 | Подвижные игры | 7 |
7.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ