ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Российское гражданство является одной из основных характеристик РФ как суверенного государства. Интерес к гражданству существенно возрос в связи с провозглашением в нашей стране прав и свобод человека высшей ценностью. Если бы мир был единым государством и все люди имели одинаковые права и обязанности, то не было бы необходимости в гражданстве. Однако мир устроен по-другому и обладание гражданством – предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Гражданство – важнейший элемент конституционно-правового положения человека и гражданина в РФ.
Гражданство – это и правовая категория, связанная с населением государства.
Следует различать фактическое население и население в государственно-правовом смысле. В фактическое населениевходят все лица, проживающие на территории государства. К ним относятся граждане этого государства, иностранцы и лица без гражданства. Население в государственно-правовом смысле – это лишь граждане данного государства, притом не только те, которые находятся на его территории, но и проживающие за границей.
В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами и Федеральным законом от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации1» (с послед. изм.), а также Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.2
Гражданин Российской Федерации обладает более широкими правами, чем другое лицо, находящееся, причем законно находящееся, на территории нашей страны. Это объясняется тем, что именно граждане создали свое государство – Российскую Федерацию – Россию – и являются в нем носителями всей полноты государственной власти.
Особое правовое положение граждан основывается прежде всего на том, что именно граждане, и только граждане, составляют ту часть населения государства, которая имеет с ним устойчивую правовую связь, практически никогда не прерываемую в течение всей жизни человека. Таким образом, именно граждане обеспечивают преемственность государственной власти от поколения к поколению. Исходя из этого, под
гражданствомпонимается устойчивая, закрепленная в праве связь человека с государством. Эта связь характеризуется тем, что человек – гражданин – обладает в отношении государства правами и обязанностями, государство защищает своего гражданина, где бы он ни находился.
С учетом сказанного можно дать определение гражданствакак устойчивой правовой связи человека с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанности и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Устойчивость гражданства проявляется какво времени, так и в пространстве.
Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности и бессрочности. Оно не может время от времени исчезать, а потом вновь появляться. Гражданство сохраняется, как правило, на протяжении всей жизни лица.
В пространстве она характеризуется тем, что правовая связь лица с государством сохраняется и тогда, когда гражданин выезжает за границу, т.е. проживание гражданина России за пределами РФ не прекращает его гражданства.
Гражданство как правовая связь свидетельствует об обязательном законодательном закреплении определенных отношений человека и государства. Все отношения, возникающие в связи с гражданством, в своей основе содержат те или иные нормы законов и подзаконных актов, т.е. они являются правовыми отношениями.
Гражданство каждого человека юридически оформляется документами, подтверждающими это гражданство. Ими являются паспорт гражданина РФ или иной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Гражданство как важный государственно-правовой институт строится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан.
Под принципами гражданства понимаются основные начала правового регулирования общественных отношений, непосредственно связанных гражданством как правовым состоянием3.
К таким принципам относятся следующие:
1. Единство российского гражданства. Гражданство Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 6 Конституции РФ является
единым и равным независимо от оснований его приобретения. В Законе РСФСР от 28 ноября 1991 года «О гражданстве РСФСР» предусматривалось: «Граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе РФ, являются одновременно гражданами этой республики». Федеральный закон 2002 года «О гражданстве РФ» не предусматривает гражданства республик. Регламентация института гражданства относится только к компетенции России.
2. Гражданство РФ является равным. Принциправногогражданства означает, во-первых, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по другим основаниям; во-вторых, что граждане Российской Федерации не могут быть разделены на какие-либо группы или разряды, порождающие различные права или обязанности. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Принцип невозможности произвольного лишения гражданства РФ и права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, ч. 4 ст. 4 закона о гражданстве 2002 г). В Российской Федерации закреплено право человека сохранять свое гражданство и тем самым свободно, без риска утратить гражданство РФ, реализовать свои права и свободы. Ч. 3 ст. 6 Конституции РФ содержит указание: «Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Эта новая норма принципиально отличается от ранее существовавшей в бывшем союзном законе: лишение советского гражданства могло производиться в случае, если лицо совершило действие, «порочащее высокое звание гражданина СССР и наносящее существенный вред государственным интересам или государственной безопасности СССР». Под этим подразумевалось что угодно – было открыто поле для неограниченного произвола. И этот произвол творился. Например, Г. Вишневская и М. Ростропович – известнейшие российские артисты – были лишены гражданства по сугубо идеологическим мотивам.
Также гражданин РФ не может быть лишен права изменить гражданство. Присущий гражданству устойчивый характер связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу. В то же время Закон о гражданстве указывает на основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства, и определяет случаи, когда выход из гражданства РФ не допускается. Предусмотренные законом ограничения права изменить гражданство соответствуют ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, которая такое ограничение допускает только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны.
4. Сохранение гражданства РФ при проживании за пределами РФ.
Конституция РФ предоставляет российским гражданам право свободно выезжать за пределы страны и беспрепятственно возвращаться. Проживание за границей не влечет утраты гражданства.
5. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству (ст. 61 Конституции РФ).
Одной из гарантий свободного использования российским гражданином его прав и свобод является запрещение высылки за пределы Российской Федерации и выдачи другому государству
(ч. 1 ст. 61 Конституции РФ). Запрещение высылки граждан РФ не относится к высылке иностранных граждан, которую международная практика и российское законодательство в установленных законом случаях допускают. Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству с целью привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора. Вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случае, когда такой гражданин, совершив преступление за границей, возвращается на родину. Российская Конституция никаких исключений по вопросу выдачи своих граждан не предусматривает. И международные договоры, заключенные Россией, выдачу другому государству российских граждан не предусматривают.
Положение Конституции России, запрещающее выдачу российских граждан, направлено на защиту их прав, что, однако, не означает освобождения их от уголовной ответственности. За совершенные за границей преступления российские граждане будут отвечать в России по российским законам. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи каждое из договаривающихся государств обязалось по требованию другого государства осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступления на территории запрашивающего государства. Компетентные органы России, следовательно, обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления, например в Венгрии, Греции, Польше, Румынии, Финляндии, Литовской республике, Латвийской республике, Республике Молдова, Республике Кыргызстан и др.
6. Защита и покровительство граждан РФ за границей.
На проблему соотечественников в России особо стали обращать внимание в конце 80-х годов ХХ века. Российская диаспора в различных странах мира формировалась в основном в течение XX века, когда вследствие сложных, порой трагических событий в истории России миллионы наших соотечественников были вынуждены покинуть родную землю. В 90-х годах численность российских соотечественников за рубежом резко возросла. В результате распада СССР и образования новых независимых государств миллионы соотечественников оказались отделенными от Российской Федерации государственными границами. Во многих странах они вынуждены жить и определять свою дальнейшую судьбу в сложной политической, экономической, социальной и психологической ситуации и нуждаются в помощи и поддержке как со стороны государств постоянного проживания, так и со стороны России.
Особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения российских граждан, проживающих за границей, и в частности в государствах – бывших республиках СССР, имеет ч. 2 ст. 61 Конституции РФ, содержащая положение о гарантировании Российским государством своим гражданам, находящимся за границей, защиты и покровительства.
Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время – в командировки, по контрактам, по частным делам и т. п.
Защита прав и охраняемых законом интересов находящихся вне пределов Российской Федерации ее граждан осуществляется прежде всего дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями в странах их пребывания. Государственные органы, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями;
во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы;