ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
в-третьих, при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав российских граждан. Для обеспечения механизма реализации защиты и покровительства соотечественников, проживающих за границей, в Российской Федерации приняты следующие акты:
– Федеральный закон от 24 мая 1999 года «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»4;
– Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» от 11 августа 1994 года, № 16815;
– «Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994 г., № 10646;
– Программа мер по поддержке соотечественников за рубежом, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г., № 5907.
При Государственной Думе Федерального Собрания РФ образован Совет соотечественников8, который является постоянно действующим экспертно-консультативным органом, представляющим в Государственной Думе российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.
7. Сокращение состояния безгражданства.
В любом государстве проживает определенное количество лиц, не имеющих гражданства ни одного из государств. В любом государстве лица без гражданства создают нежелательную ситуацию, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о том, какое государство должно нести ответственность за действия лиц без гражданства либо на территорию какого государства они должны вернутся при необходимости.
В 1961 г. была подписана Конвенция о сокращении состояния безгражданства, где сказано, что государство, подписавшее Конвенцию, должно предоставлять гражданство любому рожденному на его территории лицу, которое иначе было бы апатридом (лицом без гражданства).
8. Признание за гражданином РФ двойного гражданства.
Наше законодательство впервые в 1991 году допустило двойное гражданство, что является для России новым институтом. Ч. 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский гражданин может одновременно иметь гражданство иностранного государства. Однако допускается это только в случаях:
– если такую возможность предусматривает федеральный закон;
– если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Международный договор должен прямо предусматривать право граждан договаривающихся государств иметь одновременно гражданство обоих государств. Двойное гражданство – продукт взаимодействия двух государств. Оно возможно, если, во-первых, оба они в принципе допускают его установление и если, во-вторых, договариваются о конкретном содержании прав бипатридов (лиц с двойным гражданством). Российская Федерация подписала Соглашение с Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства9 и Договор с республикой Таджикистан об урегулировании двойного гражданства от 7 сентября 1995 г.10
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ факт двойного гражданства не умаляет прав и свобод гражданина России и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.
Двойное гражданство может создать для гражданина серьезные трудности. Так, его могут обязать нести воинскую службу в двух государствах, причем даже одновременно. Он может быть обязан платить налоги двум государствам и пр. Такая постановка вопроса вполне правомерна с точки зрения международного права. В Конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве, 1930 г. установлено, что «лицо, обладающее одним или двумя гражданствами, может рассматриваться каждым государством, гражданином которого оно является, как его гражданин».
К принципам гражданства РФ также относятся:
– сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака;
– сохранение гражданства за гражданами РФ, проживающими за границей;
– приоритет норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.
Гражданство для физического лица – статус приобретаемый. Обладание им зависит от воли государства.
Каждое государство само определяет в соответствии со своим законом, кто является его гражданами. Таким образом, приобретение российского гражданства зависит только от нормативных положений российского законодательства и международных соглашений, признанных РФ в установленном порядке.
Законодательство иностранных государств, а также международные договоры, декларации, конвенции и т.п., к которым РФ не присоединялась, не могут влиять на приобретения российского гражданства.
Федеральный закон «О гражданстве РФ» называет три основания приобретения гражданства России:
1. По рождению;
2. Прием в гражданство (в общем или упрощенном порядке);
3. Восстановление в гражданстве;
4. А также указывает на возможность приобретения гражданства РФ по иным основаниям.
Приобретение гражданства по рождению (филиация). Гражданство приобретается автоматически на основе действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются исключающий принцип «права крови» (jussanguinis) и включающий принцип «права почвы» (jussoli).
Так называемый принцип «права крови» признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родителей имел соответствующее гражданство). На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип «права почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей.
Российское законодательство основано преимущественно на принципе «права крови».
Ребенок, оба родителя (или единственный родитель) которого на момент рождения состоят в гражданстве Российской Федерации, приобретает ее гражданство независимо от места рождения. Ребенок также становится гражданином России независимо от воли супругов и места рождения в том случае, если один из родителей состоит
в российском гражданстве, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка). Это положение закона направлено на сокращение числа лиц без гражданства. Но если вторым родителем является иностранный гражданин, то положение меняется: гражданство ребенка определяется письменным соглашением родителей (место рождения значения не имеет), а если соглашение отсутствует, то ребенок приобретает российское гражданство при условии, что он родился на территории России или ему грозит возможность стать лицом без гражданства. Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, когда один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства, а также в том случае, когда оба его родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставили ему свое гражданство.
В ч. 2 ст. 12 Закона предусмотрена ситуация, при которой оба родителя находящегося на территории России ребенка неизвестны. В этом случае он регистрируется в органах ЗАГС как гражданин России после истечения шести месяцев со дня его обнаружения, если его родители не объявятся, ибо презюмируется, что они являются российскими гражданами. Признание родительских прав в таком случае в дальнейшем возможно лишь при обращении в органы опеки и попечительства на основе судебного решения.
При определении гражданства по рождению Российская Федерация в максимальной степени обеспечивает возможность приобретения российского гражданства. Доминирование российского гражданства при разрешении коллизионных вопросов гражданства позволяет избегать возникновения как безгражданства, так и двойного гражданства11.
Приобретение гражданства в порядке приема (натурализация). Натурализация осуществляется, как правило, на основе свободного волеизъявления заинтересованного лица и обычно влечет за собой утрату имеющегося гражданства по рождению12.
В соответствии с Федеральным законом о гражданстве Российской Федерации приобрести гражданство России в общем порядке могут иностранные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, в том случае, если они:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства
с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; определение уровня знаний русского языка установлено положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) рождение лица на территории РСФСР и наличие у него в прошлом гражданства СССР;
б) состояние в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) наличие у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
г) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
д) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
е) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения общих условий приема в российское гражданство.
Приобретение гражданства в порядке восстановления (реинтеграция). Одной из форм приобретения российского гражданства является восстановление в российском гражданстве лица, которое его имело, но по каким-либо причинам в дальнейшем утратило.
В международном праве эта форма также именуется реинтеграцией или репатриацией.
Федеральным законом также предусмотрена возможность восстановления в гражданстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для приема в гражданство Российской Федерации, в общем порядке с тем отличием, что срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.
Восстановление в гражданстве может использоваться лицами, у которых гражданство Российской Федерации прекратилось в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей. Восстановление распространяется на бывших граждан России, лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления.