Файл: Карточки по русскому языку 14.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 959

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди предложения, в которых пропущена запятая, поставь, докажи схемой

Зимой.

З…ма з…в..лил… г…р...док пуш…ст...м снег…м. Ст…яли мягк… сер... дни. С в…рхушк… стар.... дер…ва с…рв…л…сь птица п…сыпался с..р...бристый ин…й. Он бел...й пыл…ю …сел на куст сирен… . В дом… тр…щ...ли печи. Пахл... дым...м. Групп…й шли

женщ…ны к проруб... за в…дой. Над крутым …брыв…м ст...яла стар... б...се...ка ступен…ки её п…с…дели от инея. Утр…м мы р…счист…ли к б...се…к... д…ро…ку.


Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди предложение, в котором пропущена запятая, поставь, докажи схемой.

Зимний день.

Пот…плело…. Ст…ял неяркий зимний д…нёк. Ш…л тихий и ре...кий сне…. В безветрии и (не)понять было, падают или подымают(?)ся б.льшие сн.ж.нки. Под расписными дугами княжеской тройки зв.нел з.лочёный к.л.колец а на хомутах пристяжных мел.дич(?)но погр.мыхивали с.р.бряные круглые шаркунцы.



Веч...р.

Т…мно было и поз…но.Б…л…шое обл…ко отодвинул…сь. Выгл…нул мес...ц с…всем сказоч.ный. Т…кой р…суют на к…ртинках. Дубы за прудом на б…р…гу бл…стели влажной л…ствой. Вет...р стих. Ни один л…сток (не)ш…в…лился. А в…да всё (не)м…гла усп…коит(?)ся. Тр…п...тал и бл…стел лу(н/нн)ый столбик.


О хитр…сти.

Хитр…сть – всё р…вно что мелкая монета, на которую (не)куп...ш… многого. Как мелк...й монет… можно прож…ть ч…с или два, так и хитр…ст...ю можно пр…крыть что-нибудь: тут обм…нуть, п…р...иначить, но её (не)хватает обозреть д…лёкий г…р…зонт, св…сти нач...ло и к…нец крупного, главного события. Хитр…сть бл…з…рука: х...р…шо вид…т только под носом, а не вдаль, и оттого ч…ст... сама п…п…дает(?)ся в ту же л…вушку, которую ра(с/сс)тавила другим.


Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди предложения, в которых пропущены запятые, поставь, докажи схемой.

Отс…нели июльские ночи отгр…мели августовские грозы пр…плыла п…утинка баб… лета и з…круж…лись в воздух… жёлтые лист…я. Минул л…ст…па… жёстким гр…бе…ком вет…р доч…сал рощи до полной г…лизны а в наш…м л…су с…хр…нил лишь усталую зел…нь хвойных. Беззащитным стал… л…сное государство и в нём опять п…с…лился страх.


Раздели тексты на предложения. Поставь точки, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Скворцы.

Пришел сентябрь уже облетают листья с деревьев сиротливо чернеет на березке мокрый от дождя скворечник давно не видно его веселых жильцов но вдруг из скворечника высунулся клюв да это скворчиха а скворец сидит рядом на ветке и тихонько поет они попрощались с родным домиком скоро отправятся они со своей стаей за теплые моря ночью лучше лететь видят птицы при яркой осенней луне хорошо.


Раздели тексты на предложения, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Что едят змеи.

Змея может проглотить удивительно большое животное огромный питон съедает даже оленя и леопарда меньшие змеи едят мелких животных большинство питается лягушками мышами птицами и кузнечиками маленькие слепые змеи едят муравьев зеленая американская змея питается пауками рыбой птицами и гусеницами но мышей она не ест водяные змеи едят рыбу и лягушек но насекомых они не трогают вот какие разборчивые.


Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Бумажное гнездо.

Шел я по дороге лежит на дороге камень из-под камня вылетают осы осиное гнездо построено из бумаги для людей бумагу делают машины а оса мастерит из сама с помощью своих челюстей она нагрызет опилок смочит их клейкой слюной и лепит ячейки гнезда в них живут личинки взрослые осы за ними ухаживают они кормят их чистят проветривают ячейки крыльями и охраняют.


Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.

Беличий хвост.

Зачем белке хвост для красоты конечно хвост белку украшает но нужен он не только для этого хвост помогает рулить при прыжках с ветки на ветку он у нее что-то вроде хвостового оперения у самолета одну белку даже назвали летягой она может спланировать с верхушки ели на нижние ветки а крыльями ей служат две меховые складочки они протянулись с боков между передними и задними лапками.


Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Божья коровка.

Почему этого прелестного жучка с яркими крылышками на спине люди называют божьей коровкой есть ли этому объяснение при любой опасности этот жучок выделяет жгучую жидкость в народе эту жидкость назвали молочком поэтому и прозвали жучков коровками в старину хороших и безобидных людей все называли божьими людьми на вид божья коровка очень добродушный жучок поедает она только тлю на листочках поэтому этого жучка назвали божьей коровкой.


Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.
Королевская кобра.

Королевская кобра - самая длинная ядовитая змея на Земле ее длина часто бывает больше пяти метров охотится она обычно на ядовитых змей интересна кобра постройкой гнезд для яиц для гнезда она заготавливает листья и ветки кобра охраняет свою кладку в это время она может нападать на людей но случается это не просто так змея агрессивна если люди проходят близко от гнезда от яда змеи человек может погибнуть.


Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.

Как охотятся черепахи?

Морские и сухопутные черепахи объедают траву и водоросли степные черепахи до крошки съедают грибы болотные могут ловить рыб и водяных личинок водяную черепаху рыбешки щипают за выросты на теле черепаха широко разевает рот и всасывает их как пылесос мусор еще одна черепаха любит ловить рыб на червяка язык у нее красный и извивается как червяк глупая рыбешка клюет и попадает черепахе в пасть.


Раздели текст на предложения, при перечислениях поставь запятые.

Где сумеешь, определи и подчеркни подлежащее и сказуемое.

Колокольный звон.

Как звучат колокола у каждого колокола свой голос благовест звонил медленно и тяжело набат торопливо кричал он возвещал пожар наводнение и любое бедствие охранный звон бухал в бурю вьюгу он указывал дорогу путникам колокола-часы придумали в Бельгии и Голландии там небо низкое часто бывают туманы в такие дни людям сложно разглядеть циферблат на башнях вот и прибавили к ним колокольный звон так появились куранты и во многих других странах.


Спиши, поставь знаки препинания.

1) Дениска пришел! Ура! закричали все.

2) А сейчас выступят Миша и Денис объявила Люся.

3) А ты кем будешь на карнавале спросил Мишка.

4) Вера Сергеевна увидела меня всплеснула руками и говорит Ох! Настоящий кот в сапогах!

5) Все гномы были так себе а ты был очень смешной сказал я Мишке

6) А ты бы мог прыгнуть с самой верхней вышки в воду спросил Костик.

(В.Драгунский)

Спишите стихотворение, объясните орфограммы.

(На) з…бор… сне... м…хнатой толстой грядочкой л…жит.

(На)л...тели вмиг г...лчата. Ух, какой сер…езный ви...!

Ходят боком вдоль з…бора, г...л...венки изогнув,

И дру… дру...ку скоро-скоро клювом цапают за клю...

Что вы ссоритесь, пичу…ки? Мало ль места вам кругом

(На)б...резовой м...кушк…,( на)крыльце и (под)крыльцом.

(С. Черный)

Спишите текст, вставив пропущенные орфограммы.

В дом... я н...ч...ю ре...ко. Большинство н...чей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то н...ч...ю в стар... бесе...ке в глубине сада. Она з...росла дик... виноградом. По утрам солнце б...ет в нее скво...ь пурпурн..., лилов..., зелен... и лимон... л...ству. И мне всегда кажется, что я пр...сыпаюсь внутри з...жженной елк...

(К. Паустовский)





Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)

На упорн... девочку(….) , к смел... мальчику, с хрупк... цветком, в вечерн... смену,

с пышн... булочкой, к пятнист... насекомому, кроме велик... открытия, благодаря радости... вест..., вижу райск... птицу, о крепк... здоровьем, о редк... металл...,

о посторонн... звук..., с робк... девушк...й, за роскоши... платье, про сыт... котов, крумян... ребенку, у худеньк... ребенка.


Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)

Перед красив... вазой( ….), о клубничн... варенье, из-за рыхл... снега, на рябеньк... яичко, к рябинов... квасу, под светл... ламп...й, с секрет… замками, о сельск... природ..., в сентябрьск... ночь, к сердечн... привету, сквозь серебрист... иней, у сер... волка, к сказочн... принцесс..., в темн… лесах, на скалист... побережье, со сладк... творог...м, к смышлен... д..вочк..., к красн... пальто


Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)
На узеньк... диване(….), на утин... клюв, за чудн... мгновением, про ранн... песню, о снежн... вихр..., под соболин... накидк...й, на солдатск.. задание, на соломенн... чучело, к соснов... смоле, из сочн... арбуза, спел... персику, старинн... здания, за старательн... учениками, о строг… наставниках, по тенист... местност..., о тепл... погод...,

в тепленьк… дышк..., из тонк... льна, в шатк... шалаше.


Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)
Про любим... песню(….), на зелен... полянке, про редк... изделия. К робк... человеку, вокруг роскоши... торта, по румян... малышк..., сквозь рыхл... пол..., с рябеньк... расцветк...й, на рябинов... ветк..., под светл... пиджаком, про секретн... донесение, сельск... жителю, у сентябрьск... утра, по сердечн... мышц..., на серебрист... облако, перед сер... здани...м, про сладк... ягоду, у голодн... волчицы.


Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)
На высок... дерево(…..), с игрив... настроением, на сказочн... чудовищ..., под скалист... берег...м, к смышлен... малышу, после снежн... бури, под соблин... полушбук...м, с хвастлив... белочк...й, о совестлив... человек..., за солдатск... ремень, по соломенн... тюфяку, вокруг соснов... боров, о весен... настроении, перед ранн... утр...м, после поздн... ноч..., без сочн... яблока, о клейк... соке.

Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)

О любезн... услуге(….), с мил... мальчиком, к старин... замку, о старательн... учениц..., за сыт... акул...й, на тайн... свидание, о тени... переулк..., с тепл... ветр...м, в тесн... кофту, к тих... месту, вокруг тонк... ль.да, к труслив... зайцу, к тряпочн... кукл..., туман... днем, о тускл... шарах, благодаря удачн... поездкам, субботн... вечерами, о ранн... птичк..., к упрям... ослам, на соболин... манто.


Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)
О мудр... решении(…..), по рыхл... земле, про приблизительн... оценку, благодаря приветлив... хозяйк..., у привлекательн... блондина, по приволжск... селу, в пригласительн... письмо, во вкуснейш... мороженое, за пригородн... шоссе, о придирчив... хозяин..., про зимн... ночь, за приозерн... кра...м, благодаря пристальн... вниманию, с хлебн... тестом, кроме прытк... насекомого, в пустяков... дело, на старинн... башне.


Спишите словосочетания, вставив окончания имен прилагательных, укажите род, число, падеж (в скобках!)
На парусн.... фрегате(…..), из-за пасмурн... дня, по пузат... чайнику, пухленьк... малышом, в пушист… гриве, над пшеничн... мукой, у пыльн... дерева, несмотря на предпоследн... поездку, по дремуч… тайге, к пышн... пирогу, про пятнист... оленя, благодаря велик… ученому, про радостн... событие, в райск... уголке, с крепк... орехами, по полн… кувшину.


Спиши, поставь знаки препинания. Начерти схему.
Шофер засмеялся влез к себе в кабину включил мотор. Дождь стучал по крыше трепал листья поласкался во дворе. Лес гудел тревожно неровно угрожающе. Я царство мое убираю в алмазы жемчуг серебро. В вечернем небе замелькали синие зеленые красные звездочки. В магазине продавали резиновые деревянные пластмассовые игрушки. Ручей струится журчит падает с камня на камень пропадает в траве появляется снова.


Спиши, поставь знаки препинания. Начерти схему.
Скворец повернулся к востоку растопырил крылышки громко запел. Там висят портреты ученых космонавтов инженеров. Завод выпускает автобусы грузовики легковые автомашины. Ребята рисуют играют танцуют поют песни. В магазине продают овощи фрукты ягоды соки. Птичка перебегает с камня на камень прыгает в воду ныряет на дно потом выскакивает на берег.


Спиши, поставь пропущенные союзы, знаки препинания. Начерти схему.
Они слушали шум... дверь открыть побоялись. Любит кошка рыбку … в воду лезть не хочет. Ребята хотели пойти гулять … раздумали. Ночью ветер злится … стучит в окно. Белка песенки поет … орешки все грызет. В воде купался … сух остался. И грачи. .. скворцы … жаворонки – перелетные птицы. Слышит звон … не знает где он.


Спиши, поставь пропущенные союзы, знаки препинания. Начерти схему.
Не красна изба углами... красна пирогами. Забота не ревет... спать не дает. Кинофильм был известный... неинтересный. Ветер по морю гуляет... кораблик подгоняет. Держи голову в холоде... ноги в тепле. Мальчик был очень смелый... настойчивый. Мал золотник... дорог.


Запишите текст, расставив его части в нужном порядке, озаглавьте его. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
Я направился по лис_ему следу. Здесь она прыгала через ручей и с_рвалась в воду. Намок и пуш_стый хвост. Т_перь каждая в_л_синка п_крылась л_дяным чехлом. Ло_ко обм_нула меня волшебница-з_ма. Она пок_зала мне зверя со сказочным хв_стом.

Всю ночь ветер св_стел и ухал в г_рах. Ранн_м утр_м з_ма спустилась с гор пок_залось со_нце.

Я медленно ш_л по тр_пинк_. Вдоль бер_га р_ки б_жала л_сица ск_льзила по жесткому насту проваливалась в мя_ком сн_гу. У л_сы был уд_вит_льный хвост. Он пылал с_р_бром.





Вставь окончания, напиши склонение и падеж (в скобках!)
Находится в портфел...(____________), в бутыл...; нуждался в картофел..., в фасол...; думал о выключател..., о шинел...; валялся на постел..., вспоминал о метел...; думал об учител..., о карусел... , говорил о водител..., о капел...; задержался на спектакл..., говорил о писател...; повис на топол..., хвоя на ел...; был в печал...; беспокоился о бинокл..., тарелка вермишел....


Спиши_,_вставь_окончания'>Спиши , вставь окончания, укажи падеж частей речи с пропущенными окончаниями.
Узк... улицы татарск... базара были погружены в густую темно-син... тень, которая покрывала зубчат... узор…м всю мостовую и касалась подножий домов другой, освещенной стороны, резко белевшей в лунн... свет… своими низк... стенами. На дальн... окраинах местечка залаяли собаки. Откуда-то, с верхн... шоссе, доносились звонк... и дробн... топот лошад...

Вставь пропущенные буквы. Спиши, разделяя текст на предложения. Подчеркни все члены предложения.

З…мой (в )л…су.

(С) пр…ходом з….мы (в )л…су все (из)м…нилось (за)снул (в)глубок... н…ре б…рсук (под) тепл... мохов... кочкой уснула (до)в…сны г…дюка бел... куропатка см….нила пестр... летн... …дежду (на)зимн... т…перь она важн… р…згуливает ср…ди сугробов.


Спиши, вставь пропущенные буквы.

Бабушка н…ч…ла в...рить ябл…чное в...ренье. (По)кухн… р…спр…стр…нился вкус…ный з...пах. Но вот по.. .вились Осы. Осы круж…лись (над)тазик…м и непр…ятно жу…али. Бабушка п…меш…вала в...ренье и испуганно см…трела (на)ос, которым так х...телось отведать слад…ньк…. Ос становил…сь все больше и больше.

Окраска осы - сочетание ч...рных и ж...лтых п...лосок и пятен. Жало ...сы (не)з…стревает в коже чел…века, как жало пч…лы, поэтому она может жалить несколько раз подряд. Укус ...сы б...лезненнее, чем укус пч…лы.


Спишите текст, поделив его на предложения.
После тяжелых боев.

Давно это было, но из памяти не уходит стихла пальба солдаты отдыхали на берегу реки на их лицах лежала страшная усталость четыре года тяжелых боев остались позади наступила тишина в полной тишине раздались звуки с синего неба спустилась стайка диких уток они покружили в воздухе и сели на прозрачную гладь воды смотрят на них солдаты легко стало на сердце они вспомнили свой родной дом птичьи голоса говорили о наступлении мира на земле.


Впишите в предложения подходящие по смыслу местоимения.
Интересная загадка.

Однажды ... шел по лугу. Ко ... пристала ласточка. ... кружилась около. Ласточка задевала ... за плечо, кричала жалобно, словно ... отнял у ... птенца, и просила отдать ... обратно. ... не понимал, что ... нужно. Я рассказал об этом деду. ... посмеялся надо ... и все ... объяснил. Человек идет по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет ... в траве. ... летает около человека и ловит ... на лету.


Поз.н.. ос..нь.

На ул_ц.. х_л_дно. Ком..я з..мли ск..вал м_р_з. К веч..ру п..в_лил хлоп_ями снег. Он ос..дал на в_рхушках ел.. и с…сны. Св_тло стало в л…су. По_вились гости с севера. На в_твях б_рёзк… уселись птички в м..линовой шапочк_ на г_л_ве. Сл_телись к рябин… сн_гири с красной гру_кой. Жит…ли леса встр..ч_ют зиму в новом наряд…. У белк.. шу_ка сер..нькая, у зайчишк… бел..нькая. Топтыгин д…вно спит в ям… под елью. Проща…й, ос…нь, здра…ствуй, з…ма!





Деревья в инее… __________________

Выросли в пол…__________________

Жил на окраин…__________________

На краю деревн…__________________

Приехали к дочер…__________________

Подарила бабушк…__________________

Сбились с дороги…__________________

Вышли к дорог…__________________

Лагерь у речк…__________________

Вышивка на полотенц…_________________

Стоял у двер…__________________

Слез с лошад…__________________

Ехал на лошад…__________________

На страницах книг…__________________

Прочитал в книг…__________________

Письмо по памят…__________________

Подарок для подруг…__________________

Пришла к подруг…__________________

Рассказ дяд…__________________

Жил на север…__________________

Поступил по совест…__________________

Главы из повест…__________________

Рассказ о дружб…__________________

Ехал на велосипед…__________________

Сумрак ноч…__________________

Сказка для дочк…__________________

В гостях у сказк…__________________

Прочитал о писател…__________________

Благодарен дочер…__________________

К быстрой речк…__________________




Списывание

Стоял теплый осенний день. Нашел я в канаве дубочек. Это был маленький кривой прутик с двумя листочками. Его могли затоптать прохожие или коза Матрена съела бы. Я решил пересадить дубок и взял лопату. Много земли откопал. А корень в глубине сидит не показывается. Устал, лопата сделалась тяжелой. Конца корня не видать. Где же он.

Зачем такому махонькому дубочку такой длинный корень.Чтобы стоять крепко!
На берегу реки.

Тишина. Какое счастье – сидеть белой ночью на маленькой скамье над самым обрывом великой Печоры! Рядом замер могучий кедр. Волны одна за другой набегают на берег. Шуршит песок и галька.

Почему бег речной воды всегда манит твой взгляд? Река – вечный двигатель. Текла она сотни лет назад, течет и сегодня. Человек не должен разрушать то, что создано природой. Я смотрю на реку, и чувство тихого восхищения охватывает меня.
Ёлка.

Без ёлки нет в доме праздника Нового года. Почему именно без ёлки? Наши далёкие предки относились к деревьям как к живым существам. Они считали, что в вечнозелёных ветвях ели зимуют добрые духи. Люди несли им свои подношения, украшали пушистые ветви подарками. Отсюда и пошёл обычай украшать душистую ель. Этот обычай родился у жителей древней Германии. Немцы считают ель священным деревом. Зелёная в любое время ель олицетворяла бессмертие. Сама ель и её шишки были символами огня, жизни, восстановления здоровья.
Редкая гостья.

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под ёлкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети готовили с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снега видны лисьи,птичьи следы. В домике уже завтракала синичка. Из чащи леса летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке ели появилась белка. Зверёк огляделся вокруг и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки.